Новое в законодательстве Республики Алтай

18 апреля 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "ЮРКОМП", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Расширены полномочия Министерства финансов Республики Алтай. Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим предоставление субвенций на осуществление переданных Российской Федерации полномочий по первичному воинскому учету органам местного самоуправления сельских поселений в Республике Алтай, контроль за соблюдением сельскими поселениями в Республике Алтай условий, целей и порядка предоставления субвенций, а также предоставление отчета о расходах местных бюджетов, связанных с осуществлением полномочий по первичному воинскому учету органами местного самоуправления сельских поселений в Республике Алтай, источником финансового обеспечения которых является субвенция, в соответствии с федеральным законодательством.

Признано утратившим силу Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 29.12.2021 N 37-3 "Об утверждении Положения о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск".

ЖИЛИЩЕ

Скорректировано Решение "Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск". При осуществлении муниципального жилищного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Объекты муниципального жилищного контроля подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Приведены критерии отнесения объектов муниципального жилищного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется Контрольным органом на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска в случаях, если: имеются сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля; поступления от контролируемого лица в Контрольный орган сведений о соответствии объекта контроля критериям отнесения объектов контроля к категориям риска иной категории риска. Контрольный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления вышеуказанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта контроля.

Документ вступает в силу с 1 мая 2025 года.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Заявителем на получение государственной услуги является гражданин Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, претендующий на прохождение аттестации, обратившийся с заявлением о предоставлении государственной услуги в уполномоченный орган. Заявитель должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", а также следующим специальным требованиям (критериям): обладать специальными познаниями в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчика; в случае прохождения аттестации для оказания услуги на национальных туристских маршрутах, туристских маршрутах, проходящих по территориям 2 и более субъектов Российской Федерации, иметь стаж работы в качестве экскурсовода или гида-переводчика не менее 3 лет. Результат предоставления государственной услуги в зависимости от варианта является: выдача нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика. Документом, содержащим решение о выдаче нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика, является протокол заседания аттестационной комиссии; выдача дубликата нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика. Документом, содержащим решение о выдаче дубликата нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика является реестровая запись об экскурсоводе (гиде) или гиде-переводчике в едином федеральном реестре экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков; выдача новой нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика. Документом, содержащим решение о выдаче новой нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика, является реестровая запись об экскурсоводе (гиде) или гиде-переводчике в едином реестре. Максимальный срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня поступления заявления и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги, на Единый портал либо на электронную почту уполномоченного органа.

Признан утратившим силу Приказ Министерства экономического развития Республики Алтай от 14.01.2025 N П-05-01/0009 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством экономического развития Республики Алтай государственной услуги "Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков".

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Уточнен Указ "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, признании утратившими силу некоторых указов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и внесении изменения в Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 1 июля 2024 г. N 186-у". Определены следующие категории лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных: военнослужащие, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, выполняющие (выполнявшие) задачи в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, Херсонской области, Запорожской области, выполняющие (выполнявшие) задачи по охране государственной границы Российской Федерации на участках, примыкающих к территориям проведения специальной военной операции, выполняющих (выполнявших) задачи в ходе контртеррористической операции на территориях Белгородской, Брянской и Курской областей Российской Федерации.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Признаны утратившими силу Постановление Правительства Республики Алтай от 15.04.2014 N 88 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям, которые приобрели на первичном рынке все жилые помещения (квартиры) в отдельно стоящем многоквартирном доме в целях дальнейшей сдачи по договорам найма жилых помещений", Постановление Правительства Республики Алтай от 12.08.2020 N 257 "Об утверждении Правил предоставления субсидий на выполнение работ по постановке на кадастровый учет индивидуальных жилых домов в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 937-р", Постановление Правительства Республики Алтай от 04.08.2021 N 226 "Об утверждении Правил предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках реализации региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Алтай на 2014 - 2043 годы".

Уточнено Постановление "Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Развитие культуры".

Приведен Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Алтай, направленных на развитие сети учреждений культурно-досугового типа (строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт) культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации муниципальных программ, предусматривающих реализацию мероприятий (результатов) по строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства культуры Республики Алтай и (или) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай как получателя (ей) средств республиканского бюджета Республики Алтай на предоставление субсидии на утвержденные цели. В течение 30 календарных дней со дня внесения изменений в закон Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на текущий финансовый год и плановый период и (или) правовой акт Правительства Республики Алтай, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий (результатов), в целях софинансирования реализации которых предоставляется субсидия, в соглашение вносятся соответствующие изменения. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальными образованиями условий ее предоставления и распределения, в том числе невозврата муниципальными образованиями средств в республиканский бюджет Республики Алтай, в соответствии с пунктами 17 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай местным бюджетам в Республике Алтай, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 11.08.2017 N 189, к муниципальному образованию применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Скорректировано Постановление "Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Комплексные меры профилактики правонарушений и защита населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций".

Приведен Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай на софинансирование расходов местных бюджетов на проведение мероприятий по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений химическим способом. Субсидии из республиканского бюджета Республики Алтай предоставляются муниципальным образованиям в целях реализации мероприятия (результата) по уничтожению очагов дикорастущих наркосодержащих растений на бесхозных землях сельскохозяйственного назначения. Субсидии предоставляются Министерством сельского хозяйства Республики Алтай. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие акта обследования очагов с дикорастущими наркосодержащими растениями. Организатором отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является Министерство. Предоставление субсидий осуществляется по результатам отбора заявок, при котором получатели субсидий определяются исходя из соответствия муниципального образования критериям отбора и очередности поступления заявок.

В Перечень целевых статей расходов республиканского бюджета Республики Алтай и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай включены: субсидии на проведение мероприятий по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений химическим способом; модернизация инфраструктуры сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (приобретение специализированного автотранспорта); обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств фонда развития территорий; субсидия публичному акционерному обществу "Россети Сибирь" на финансовое обеспечение части затрат на реализацию мероприятий программы по повышению надежности электросетевого комплекса Республики Алтай; региональный проект "Реализация мероприятий, направленных на развитие авиасообщения на территории Республики Алтай"; субсидии организациям воздушного транспорта, осуществляющим межрегиональные воздушные перевозки со взлетом и посадкой в аэропорту Горно-Алтайск, на возмещение недополученных доходов.

В Решение "О бюджете муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" внесены изменения. Прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета увеличен до 4388536,5 тыс. рублей. Общий объем расходов городского бюджета определен в размере 4621991,8 тыс. рублей. Объем безвозмездных поступлений в городской бюджет увеличен до 2569536,5 тыс. рублей. Установлены следующие дополнительные основания для внесения в 2025 году изменений в показатели Сводной бюджетной росписи городского бюджета, связанные с особенностями исполнения городского бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств городского бюджета: принятие закона Республики Алтай о республиканском бюджете (закона Республики Алтай о внесении изменений в закон о республиканском бюджете) в части предусмотренных муниципальному образованию "Город Горно-Алтайск" дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов сверх объемов, утвержденных городским бюджетом.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Региональные нормативы разработаны в целях: обеспечения устойчивого развития Республики Алтай; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения; предупреждения и устранения вредного воздействия на население факторов среды обитания; обеспечения требований по охране окружающей среды, рационального использования территории и природных ресурсов; улучшения санитарно-эпидемиологического и экологического состояния территории Республики Алтай; определения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения; определения предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения. Региональные нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры и благоустройства территории, показатели для размещения объектов капитального строительства, при планировке и застройке земельных участков, использования земель рекреационного назначения, земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов Республики Алтай, а также показатели, характеризующие территорию Республики Алтай по сейсмическому районированию.

Признан утратившим силу Приказ Министерства регионального развития Республики Алтай от 26.03.2019 N 145-Д "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства регионального развития Республики Алтай".

В Решение "Об утверждении Положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального образования "Город Горно-Алтайск" внесены изменения. Определен порядок управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля. При осуществлении муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ применяется система оценки и управления рисками. Муниципальный контроль осуществляется без проведения плановых контрольных мероприятий. Контрольный орган в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия применяет индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля размещается на официальном портале муниципального образования в сети "Интернет" в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности. Объекты контроля подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Приведены критерии отнесения указанных объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления муниципального контроля.

Документ вступает в силу с 1 мая 2025 года.

Скорректировано Решение "Об утверждении Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск". В частности, должностными лицами Администрации, уполномоченными осуществлять контроль в сфере благоустройства, являются: начальник Управления муниципального контроля и административной практики Администрации; заместитель начальника Управления; муниципальные служащие Управления. В должностные обязанности должностных лиц в соответствии с их должностной инструкцией входит осуществление полномочий по контролю в сфере благоустройства. Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль, имеют служебные удостоверения, выданные Администрацией. Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль, имеют права, обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Документ вступает в силу с 1 мая 2025 года.

Решение об использовании объекта социальной инфраструктуры принимается соответственно Администрацией города Горно-Алтайска, осуществляющей функции и полномочия учредителя муниципальной организации, отраслевым функциональным органом Администрации города Горно-Алтайска, наделенным правами юридического лица, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении муниципальной организации (в отношении объекта социальной инфраструктуры, составляющего имущество казны муниципального образования, решения принимаются Муниципальным учреждением "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска"), при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры, заключении муниципальной организацией договора аренды, договора безвозмездного пользования закрепленных за ней объектов муниципальной собственности муниципального образования, либо о реорганизации или ликвидации муниципальных организаций. Решение об использовании объекта социальной инфраструктуры оформляется распоряжением (приказом) учредителя (в отношении объекта социальной инфраструктуры, составляющего имущество казны муниципального образования, - распоряжением Муниципального учреждения "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска"). Для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной организации Учредитель представляет в комиссию предложение о реорганизации или ликвидации муниципальной организации с приложением документов, перечень которых устанавливается Учредителем по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Уточнено Решение "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования "Город Горно-Алтайск". В частности, предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований к использованию и охране земель в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность. Объектами муниципального земельного контроля являются земли, земельные участки или части земельных участков в границах муниципального образования "Город Горно-Алтайск". Муниципальный земельный контроль в границах муниципального образования "Город Горно-Алтайск" осуществляется Администрацией города Горно-Алтайска.

В случае выявления в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения обязательных требований к использованию и охране земель, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте контрольного (надзорного) мероприятия указывается информация о таком правонарушении в соответствии с Законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Должностные лица органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, направляют в орган государственного земельного надзора копию указанного акта, составленного в результате проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках осуществления муниципального земельного контроля, проведенного во взаимодействии с контролируемым лицом. Органы муниципального земельного контроля могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране земель, в том числе выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований.

Документ вступает в силу с 1 мая 2025 года.

В Решение "Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" внесены изменения. Определен порядок управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля. При осуществлении муниципального контроля в соответствии с Законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ применяется система оценки и управления рисками. Муниципальный контроль осуществляется без проведения плановых контрольных мероприятий. Контрольный орган в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия применяет индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля размещается на официальном портале муниципального образования в сети "Интернет" в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности. Объекты контроля подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Приведены критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов, сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.

Документ вступает в силу с 1 мая 2025 года.