Новое в законодательстве Республики Алтай

11 апреля 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "ЮРКОМП", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В Постановление "Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай" внесены изменения. В частности, в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого риска, проводится одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год. В отношении объектов надзора, отнесенных к категориям среднего или умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется в соответствии с федеральным законодательством. В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия и обязательный профилактический визит не проводятся. Консультирование, в том числе письменное консультирование, проводится должностными лицами по следующим вопросам: организация и осуществление контроля; основания и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий; соблюдение обязательных требований.

В Постановлении "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Алтай" установлено, что в отношении объектов контроля, которые отнесены к категории высокого риска, проводится одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год. В отношении объектов контроля, которые отнесены к категориям среднего или умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется в соответствии с федеральным законодательством. В отношении объектов контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия и обязательный профилактический визит не проводятся. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.

В Постановлении "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай" установлено, что профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Обязательный профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52.1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.

Скорректировано Постановление "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) в Республике Алтай, признании утратившим силу постановления Правительства Республики Алтай от 20 декабря 2012 года N 314 и внесении изменения в пункт 13 постановления Правительства Республики Алтай от 13 марта 2015 года N 67". Устанавливаются следующие периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов: плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется в соответствии с федеральным законодательством - для объекта контроля, отнесенного к категории значительного, среднего или умеренного риска; плановые контрольные (надзорные) мероприятия, обязательные профилактические визиты не проводятся - для объекта контроля, отнесенного к категории низкого риска. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении 1 субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Уточнено Постановление "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) в Республике Алтай". К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках геологического надзора, относятся: проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах"; проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах"; документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах"; план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах". Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении 1 субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

В Постановлении "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Республики Алтай" установлено, что уполномоченный орган размещает в личных кабинетах контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) в информационной системе уполномоченного органа информацию о выявлении соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или информацию об отклонении объекта надзора от таких параметров. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в уполномоченный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях: заболевания, связанного с утратой трудоспособности; препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы; пребывания под следствием или судом, а также участия в судебном заседании. По результатам рассмотрения информации о невозможности проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится уполномоченным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в уполномоченный орган.

Согласно внесенным изменениям установлено, что отнесение объектов контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. В зависимости от присвоенной категории риска устанавливается следующая периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов: для объектов контроля (надзора), отнесенных к категории высокого риска - Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай проводится одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года либо один обязательный профилактический визит в год; для объектов контроля (надзора), отнесенных к категории среднего и умеренного риска - плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется федеральным законодательством; для объектов контроля (надзора), отнесенных к категории низкого риска - плановые контрольные (надзорные) мероприятия, обязательные профилактические визиты Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай не проводятся.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

В Постановлении "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай" установлено, что в случаях возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется: оказание финансовой помощи в связи с утратой гражданином имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 78375 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 156750 рублей на человека); выплата единовременного пособия: членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1567500 рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи; гражданину, получившему в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий или средней тяжести вред - в размере 627000 рублей на человека, легкий вред - 313500 рублей на человека.

Предусмотрено, что для назначения доплаты гражданин представляет в казенное учреждение Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения либо в многофункциональный центр обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства или месту пребывания: заявление о назначении доплаты к пенсии по форме, утвержденной Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай; копию документа, выданного в соответствии с федеральным законодательством, подтверждающего полномочия представителя, и копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, предусмотренного федеральным законодательством, представителя; оформленное в соответствии с федеральным законодательством согласие на обработку персональных данных гражданина и представителя (в случае обращения представителя).

Размер единовременной компенсационной выплаты работнику культуры составляет 1 млн рублей. Единовременная компенсационная выплата предоставляется работнику культуры однократно. Министерство культуры Республики Алтай на основании информации, предоставленной органами местного самоуправления в Республике Алтай, ежегодно утверждает перечень вакантных должностей работников культуры в организациях культуры, подведомственных Министерству культуры Республики Алтай или органу местного самоуправления в Республике Алтай, в первом квартале очередного финансового года на основании должностей и профессий работников из: единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03.2011 N 251н; единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н; профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.03.2008 N 121. Перечень вакантных должностей размещается Министерством на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Земский работник культуры" в течение 5 рабочих дней, следующих со дня его утверждения. Список победителей конкурсного отбора оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии. Работник культуры, включенный в список победителей, направляет руководителю организации культуры по форме, утвержденной правовым актом Министерства, обращение на заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между работником культуры, организацией культуры и Министерством в течение 15 рабочих дней, следующих со дня трудоустройства в организации культуры. Решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты принимается правовым актом Министерства о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, либо об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

В Приказ "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" внесены изменения. Определено, что основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: документы содержат подчистки и исправления текста, не заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет в полном объеме использовать информацию и сведения, содержащиеся в документах для предоставления государственной услуги; подача заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в электронной форме с нарушением установленных требований; неполное заполнение полей в форме заявления, в том числе в интерактивной форме заявления на ЕПГУ; представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги; заявление подано в орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, в полномочия которых не входит предоставление государственной услуги.

В Приказе "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Государственная социальная помощь на основании социального контракта" установлено, что перечень показателей качества и доступности государственной услуги, в том числе о доступности электронных форм документов, необходимых для предоставления государственной услуги, возможности подачи запроса на получение государственной услуги и документов в электронной форме, своевременности предоставления государственной услуги (отсутствии нарушений сроков предоставления государственной услуги), предоставлении государственной услуги в соответствии с вариантом предоставления государственной услуги, удобстве информирования заявителя о ходе предоставления государственной услуги, а также получения результата предоставления услуги, размещены на официальном сайте Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

В Приказ "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление социальных выплат детям из многодетных семей, обучающимся в муниципальных общеобразовательных организациях и в частных общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, для обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий и спортивной формой" на территории Республики Алтай" внесены изменения. Установлены следующие основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: документы содержат подчистки и исправления текста, не заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет в полном объеме использовать информацию и сведения, содержащиеся в документах для предоставления государственной услуги; наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах; подача заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в электронной форме с недостоверными или неполными данными; неполное заполнение полей в форме заявления, в том числе в интерактивной форме заявления на ЕПГУ; представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги; заявление подано в орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, в полномочия которых не входит предоставление государственной услуги; представленные заявителем документы утратили силу на момент обращения за получением государственной услуги (документы, удостоверяющие личность).

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Признан утратившим силу Приказ Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай от 26.02.2025 N П-07-01/0107 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и признании утратившим силу некоторых приказов Комитета по тарифам Республики Алтай".

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предусмотрено, что решение о подготовке проекта карты принимается главой местной администрации соответствующего муниципального образования в Республике Алтай. Карта утверждается местной администрацией соответствующего муниципального образования в Республике Алтай. Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту карты. В целях получения согласования проекта карты, орган местного самоуправления поселения, городского округа, подготовивший проект карты, направляет в соответствующий исполнительный орган государственной власти Республики Алтай уведомление об обеспечении доступа к проекту карты и материалам по ее обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в течение 3 календарных дней, следующих со дня обеспечения такого доступа. Результат согласования проекта карты исполнительными органами государственной власти Республики Алтай оформляется в виде заключения о согласовании проекта карты или об отказе в согласовании проекта карты, которое в течение 2 рабочих дней, следующих со дня его подписания, направляется в электронном виде на адрес официальной электронной почты органа местного самоуправления. Основанием для подготовки исполнительными органами государственной власти Республики Алтай заключения о согласовании проекта карты является отсутствие рисков возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на особо охраняемые природные территории регионального значения, на существующие и планируемые объекты регионального значения, отсутствие рисков возможного негативного воздействия на качество атмосферного воздуха планируемых для размещения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и на которых будут расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Согласно внесенным изменениям определена информация о радиационном загрязнении земель лесного фонда Республики Алтай. На территории Республики Алтай общая площадь зоны радиационного загрязнения земель лесного фонда радионуклидами составляет 61,7 тыс. га. Приведены мероприятия по радиационному обследованию лесов за период действия предыдущего лесного плана Республики Алтай и показатели на период действия разрабатываемого лесного плана. За период действия предыдущего лесного плана Республики Алтай (2009 - 2018 годы) радиационные обследования не планировались и не проводились. За период 2019 - 2023 гг. радиационные обследования проводились, начиная с 2021 года на общей площади 30,0 тыс. га. Плановые показатели на период 2019 - 2028 гг. разработаны с учетом обеспечения проведения обследований загрязненных участков с периодичностью не реже 1 раза в 4 - 5 лет.

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства "Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда" к зоне наземного обнаружения и тушения относятся земли лесного фонда Республики Алтай общей площадью 1129,0 тысяч га, к зоне авиационного обнаружения и тушения относятся земли лесного фонда Республики Алтай общей площадью 3915,1 тысяч га. С учетом исключения в 2024 году из состава земель лесного фонда лесных участков на территории Майминского лесничества Республики Алтай общей площадью 4979,1 га в 2025 году зона наземного обнаружения и тушения на землях лесного фонда Республики Алтай составит 1124,0 га. В соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов протяженность строительства лесных дорог противопожарного назначения составит 25,0 км, протяженность реконструкции дорог противопожарного назначения составит 50,0 км, протяженность создания противопожарных минерализованных полос составит 37,0 км, протяженность уходов за противопожарными минерализованными полосами составит 37,0 км.

Согласно внесенным изменениям установлено, что жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай, ЕПГУ, портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), принятых (совершенных) при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (do.gosuslugi.ru), в многофункциональный центр, либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления), публично-правового образования, являющийся учредителем многофункционального центра, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

При предоставлении Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай государственной услуги, заявителями являются граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, а именно: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и желающие принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью; граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии оснований, установленных Семейным кодексом Российской Федерации. Исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, предоставляющим государственную услугу, является Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай. Государственная услуга предоставляется казенными учреждениями Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения и не осуществляется многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Результатом предоставления государственной услуги является: постановка на учет сведений о гражданине в региональном банке данных о детях; предоставление заявителю для ознакомления анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству в семью граждан; выдача заявителю направления на посещение ребенка, сведения о котором содержатся в региональном банке данных о детях; отказ в постановке на учет сведений о заявителе в региональном банке данных о детях. Максимальный срок предоставления государственной услуги составляет 10 рабочих дней.

Признан утратившим силу Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 19.11.2020 N П/458 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай".

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Уточнено Постановление "О проведении ежегодного конкурса на лучшее спортивное мероприятие среди крупных, средних и малых сел Республики Алтай". Определены следующие цели и задачи ежегодного конкурса: создание системы мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта, реализуемых в муниципальных образованиях Республики Алтай; создание системы ресурсной поддержки проектов и инициатив муниципальных образований, пропагандирующих физическую культуру и спорт; создание условий для взаимодействия спортивных объединений при реализации проектов, направленных на пропаганду физической культуры и спорта; внедрение инновационных форм и технологий работы с населением, направленных на пропаганду физической культуры и спорта; привлечение всех категорий граждан к занятию физической культурой и спортом. Конкурс проводятся ежегодно в три этапа: подготовительный этап, в рамках которого оргкомитет конкурса осуществляет организационное, техническое и информационное обеспечение мероприятий конкурса (до 1 апреля ежегодно); основной этап, в рамках которого оргкомитет конкурса проводит сбор, оценку конкурсных материалов, обеспечивает работу конкурсной комиссии по оценке полученных материалов, определяет участников, занявших 1 место (до 7 апреля ежегодно); заключительный этап, в рамках которого оргкомитет конкурса проводит награждение участников конкурса, занявших 1 место (до 9 апреля ежегодно).

Скорректировано Постановление "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет и направление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы дошкольного образования". В частности, при получении результата предоставления муниципальной услуги законным представителем несовершеннолетнего, являющимся заявителем, реализация права на получение результата предоставления муниципальной услуги, оформленного в форме документа на бумажном носителе, может осуществляться законным представителем несовершеннолетнего, не являющимся заявителем. В этом случае заявитель, являющийся законным представителем несовершеннолетнего, в момент подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги указывает фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о документе, удостоверяющем личность другого законного представителя несовершеннолетнего, уполномоченного на получение результата предоставления муниципальной услуги. Результат предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего, оформленный в форме документа на бумажном носителе, не может быть предоставлен другому законному представителю несовершеннолетнего в случае, если заявитель в момент подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги выразил письменно желание получить запрашиваемый результат предоставления муниципальной услуги лично.

Уточнено Постановление "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Освобождение от оплаты, взимаемой за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Республики Алтай". В частности, результатом предоставления муниципальной услуги является: решение об освобождении от родительской платы; решение об отказе в предоставлении освобождения от родительской платы. Способы получения результата предоставления муниципальной услуги: в электронной форме в личном кабинете заявителя, в случае подачи запроса через ЕПГУ; на бумажном носителе в офисе МФЦ или в Уполномоченном органе. При получении результата предоставления муниципальной услуги законным представителем несовершеннолетнего, являющимся заявителем, реализация права на получение результата предоставления муниципальной услуги, оформленного в форме документа на бумажном носителе, может осуществляться законным представителем несовершеннолетнего, не являющимся заявителем. В этом случае заявитель, являющийся законным представителем несовершеннолетнего, в момент подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги указывает фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о документе, удостоверяющем личность другого законного представителя несовершеннолетнего, уполномоченного на получение результата предоставления муниципальной услуги. Результат предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего, оформленный в форме документа на бумажном носителе, не может быть предоставлен другому законному представителю несовершеннолетнего в случае, если заявитель в момент подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги выразил письменно желание получить запрашиваемый результат предоставления муниципальной услуги лично.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Определено начало пожароопасного сезона на территории Республики Алтай с 7 апреля 2025 года. Территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организовать тушение ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий).