Новое в законодательстве Еврейской автономной области

28 ноября 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Система", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Исключена норма распоряжения, согласно которой Порядок не распространяется на граждан из числа лиц, заключивших на территории области контракт о прохождении военной службы в ВС РФ в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Дополнительно установлено, что в первую очередь в список молодых семей - участников мероприятия федерального проекта включаются неполные молодые семьи, состоящие из не вступившей (не вступившего) в повторный брак супруги (супруга) и одного ребенка и более лица, погибшего (умершего) в период участия в СВО. В случае возникновения у молодой семьи первоочередного права на включение в список молодых семей - участников мероприятия федерального проекта молодая семья в течение 1 месяца со дня возникновения такого права представляет в орган местного самоуправления, признавший ее участником мероприятия федерального проекта, соответствующее заявление с указанием причин возникновения такого права, а также документ, подтверждающий гибель (смерть) гражданина при участии в СВО. В случае если первоочередное право на получение социальной выплаты возникло у молодой семьи, являющейся неполной молодой семьей, состоящей из не вступившей (не вступившего) в повторный брак супруги (супруга) и одного ребенка и более лица, погибшего (умершего) в период участия в СВО, орган местного самоуправления запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствующем органе государственной власти сведения о государственной регистрации смерти супруга (супруги), а также сведения органа записи актов гражданского состояния об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

По истечении 10 дней после дня официального опубликования вступают в силу уточнения, согласно которым староста сельского населенного пункта, входящего в состав муниципального образования - поселения, расположенного на территории области, вправе представлять интересы населения данного сельского населенного пункта при взаимодействии, в частности, с организациями по вопросам решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Должность старосты сельского населенного пункта не является государственной должностью, должностью государственной гражданской службы, муниципальной должностью или должностью муниципальной службы. Староста сельского населенного пункта не состоит в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.

Расширен перечень полномочий председателя Контрольно-счетной палаты. Председатель утверждает перечень должностных лиц Контрольно-счетной палаты, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, в частности: за несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума; за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов; за нецелевое использование бюджетных средств.

Определены полномочия Законодательного Собрания области (далее - ЗС ЕАО), а также правительства области по вопросам, связанным с реализацией на территории области инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета области. К полномочиям ЗС ЕАО относятся: представление кандидатов в состав конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора на предоставление бюджетам муниципальных образований области субсидий из областного бюджета на реализацию инициативных проектов из числа депутатов ЗС ЕАО; осуществление контроля за соблюдением и исполнением закона. К полномочиям правительства области относятся: установление требований к составу сведений, которые должны содержать инициативные проекты, порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора на предоставление бюджетам муниципальных образований области субсидий из областного бюджета на реализацию инициативных проектов; образование конкурсной комиссии, утверждение состава и положения о конкурсной комиссии; определение органа исполнительной власти области, уполномоченного на осуществление функций по организации конкурсного отбора.

Скорректированы полномочия избирательной комиссии области, а также территориальной избирательной комиссии. Избирательная комиссия области в пределах своих полномочий распределяет средства, выделенные из областного бюджета на повышение правовой культуры избирателей, обучение не только организаторов выборов губернатора области, но и иных участников избирательного процесса. Территориальная избирательная комиссия обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов губернатора области, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, повышением правовой культуры избирателей, обучением организаторов выборов губернатора области и иных участников избирательного процесса, изданием необходимой печатной продукции.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Внесенные в закон изменения касаются, в частности, порядка выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам. Комиссия, организующая выборы, осуществляющая заверение списка кандидатов по избирательным округам, направляет в окружные избирательные комиссии помимо копий заявлений о согласии баллотироваться также копии документов, подтверждающих принадлежность кандидатов к политической партии, иному общественному объединению.

Для кандидатов дополнительно установлена возможность открытия специального избирательного счета без личного присутствия (дистанционно). После дня голосования кандидаты обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, пропорционально вложенным средствам. Оставшиеся на специальном избирательном счете неизрасходованные денежные средства кредитная организация обязана по истечении 60 дней со дня голосования перечислить в доход соответствующего бюджета и закрыть этот счет.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в области, назначенных после дня вступления в силу закона.

Изменения касаются, в частности, порядка выдвижения кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным округам. Комиссия, организующая выборы, осуществляющая заверение списка кандидатов по избирательным округам, направляет в окружные избирательные комиссии помимо копий заявлений о согласии баллотироваться также копии документов, подтверждающих принадлежность кандидатов к политической партии, иному общественному объединению.

Для кандидатов дополнительно установлена возможность открытия специального избирательного счета без личного присутствия (дистанционно).

Скорректирован порядок голосования. Дополнительно устанавливается, что в случае если избиратель повторно обращается с просьбой выдать новый избирательный бюллетень взамен испорченного, решение о выдаче такого избирательного бюллетеня принимается участковой избирательной комиссией.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов депутатов Законодательного Собрания ЕАО, назначенных после дня вступления в силу закона.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Определены формы взаимодействия Законодательного Собрания области, губернатора области, правительства области и иных органов исполнительной власти области с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Еврейской автономной области" (далее - Совет). В частности, Законодательное Собрание области направляет Совету на рассмотрение проекты законов области, внесенные в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы представительными органами муниципальных образований области, а также проекты законов области по вопросам местного самоуправления, внесенные в Законодательное Собрание области иными субъектами права законодательной инициативы. Совет участвует в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов области, затрагивающих интересы муниципальных образований области, и вправе представлять замечания и предложения по ним, а также готовит и представляет в правительство области и Ассоциацию "Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления" ежегодный доклад о состоянии и развитии местного самоуправления в области.

Утратил силу закон области от 23.12.2009 N 673-ОЗ (с изменениями), ранее регулировавший вопрос о полномочиях органов государственной власти области по взаимодействию с Советом.

По истечении 10 дней после дня официального опубликования утрачивает силу статья, касающаяся наложения административного штрафа за мойку транспортных средств в не установленных для этих целей местах. В текст закона внесены соответствующие уточнения.

Внесены коррективы в статью, касающуюся нарушения правил благоустройства территорий. Дополнительно установлено, что нарушение требований порядка проведения земляных работ, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей, на должностных лиц - от 20000 до 30000 рублей, на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей. Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей, на должностных лиц - от 30000 до 40000 рублей, на юридических лиц - от 100000 до 120000 рублей.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

В Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) внесено дополнение, согласно которому региональный государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляется в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, в области газоснабжения. Региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляется департаментом тарифов и цен правительства ЕАО.

В новой редакции изложены перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора): в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов); за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу диагностической карты на бумажном носителе.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Определено, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Комбайностроителей, д. 38, корпус 6, с кадастровым номером 79:01:0200011:512 не является торговым центром (комплексом), административно-деловым центром, в связи с чем вышеуказанный объект исключен из перечней объектов недвижимого имущества, утвержденных приказами департамента по управлению государственным имуществом ЕАО от 25.12.2024 N 536, от 21.12.2023 N 809.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами учреждений в соответствии с размерами базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, утвержденными постановлением. Должностные оклады руководителей учреждений устанавливаются в соответствии с постановлением правительства ЕАО от 14.10.2008 N 289-пп "О порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников государственных органов Еврейской автономной области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Еврейской автономной области, и работников областных государственных учреждений". В учреждениях устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера: надбавка за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочной работе, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором); выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты (надбавки) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; выплаты за наставничество. В учреждениях могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: надбавка за интенсивность и высокие результаты работы; надбавка за выслугу лет; надбавка за классность водителям, трактористам, летчикам-наблюдателям, инструкторам десантно-пожарной службы, инструкторам десантно-пожарной группы, десантникам-пожарным; доплата за почетное звание, нагрудный знак отличия, почетный знак отличия, знак отличия; доплата за ученую степень; доплата за выполненные прыжки и спуски; доплата за выполнение летной работы; премиальные выплаты по итогам работы. Руководителям учреждений могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: надбавка за интенсивность и высокие результаты работы; доплата за почетное звание, нагрудный знак; премиальные выплаты по итогам работы.

Утратило силу постановление правительства области от 25.11.2008 N 355-пп (с изменениями), ранее регулировавшее данный вопрос.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Уточнен перечень социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, в том числе услуг сторонних организаций за счет средств получателя социальных услуг. К социально-бытовым услугам, в частности, отнесены: покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального или газового отопления), ранее указывалась покупка топлива. Из указанного перечня услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, исключено обеспечение кратковременного присмотра за детьми, поскольку эта услуга предоставляется во всех формах социального обслуживания.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Актуализирована и приведена в новой редакции преамбула постановления.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

С 1 января 2026 года размер коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда ЕАО, составляет 2,93.

Основные направления государственной долговой политики области определяют цель и задачи деятельности правительства ЕАО в сфере управления государственным долгом области, основаны на необходимости поддержания объема государственного долга области на экономически безопасном уровне, гарантирующем возможность выполнения правительством области обязательств по его погашению и обслуживанию и при этом позволяющем обеспечивать принятые расходные обязательства области. По итогам 2024 года объем государственного долга области составил 7648,1 млн рублей, что на 320,2 млн рублей ниже уровня 2023 года. Целью долговой политики области является обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости областного бюджета посредством эффективного управления государственным долгом области. В перечень задач долговой политики области, в частности, включены: поддержание структуры государственного долга области и расходов на его обслуживание на оптимальном уровне; обеспечение своевременных расчетов по долговым обязательствам области в полном объеме, недопущение возникновения просроченных обязательств области; минимизация расходов на обслуживание государственного долга области. Перечень инструментов реализации долговой политики области включает: привлечение кредитов кредитных организаций; привлечение краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации; привлечение долгосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Субсидия предоставляется в рамках реализации мероприятия "Выполнение работ по проектированию объекта капитального строительства по переработке и захоронению отходов" государственной программы области "Обращение с отходами производства и потребления в Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы, утвержденной постановлением правительства области от 07.12.2023 N 506-пп, в целях финансового обеспечения затрат по выполнению работ по проектированию объекта капитального строительства по переработке и захоронению отходов. Результатом предоставления субсидии является разработанная проектно-сметная документация на строительство объекта капитального строительства по переработке и захоронению отходов. Субсидия предоставляется в размере 99,99 процента от общего объема затрат на выполнение работ по проектированию объекта капитального строительства по переработке и захоронению отходов, но не более размера, предусмотренного государственной программой на реализацию соответствующего мероприятия. Получатели субсидии определяются по результатам проведения отбора получателей субсидии, осуществленного способом запроса предложений. Участниками отбора являются юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В перечень задач государственной программы дополнительно включено создание благоприятных условий для развития автомобильного туризма на территории области. Способами эффективного решения указанной задачи в рамках реализации государственной политики в сфере улучшения инвестиционного климата области являются: приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального и (или) межмуниципального значения (их участков), входящих в состав автомобильных туристских маршрутов; создание вблизи объектов туристической инфраструктуры остановочных и (или) посадочных площадок, в том числе для автобусов, перевозящих экскурсионные группы. Общий объем финансирования государственной программы увеличен с 1234210,2 тыс. рублей до 1744210,2 тыс. рублей. В структурные элементы подпрограммы "Развитие туризма в Еврейской автономной области" на 2024 - 2030 годы включен комплекс процессных мероприятий "Развитие автомобильного туризма". Скорректированы финансовое обеспечение государственной программы, план реализации государственной программы на 2030 год.

Увеличен объем финансирования государственной программы на 2025 год за счет средств областного бюджета с 19641,2 тыс. рублей до 20919,4 тыс. рублей, в связи с чем финансовое обеспечение государственной программы изложено в новой редакции.

С 1 января 2026 года вступают в силу изменения, касающиеся порядка и сроков уплаты налога и авансовых платежей по нему. Сроки уплаты налога и авансовых платежей определяются в соответствии с НК РФ. Ранее городской Думой устанавливались следующие сроки уплаты налога и авансовых платежей по нему: налог, подлежащий уплате налогоплательщиками - организациями, уплачивается не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками - организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог, подлежащий уплате налогоплательщиками - физическими лицами, уплачивается в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по налогу.

Увеличены на 2025 год: общий объем доходов бюджета с 4373410,3 тыс. рублей до 4539790,7 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета с 4609358,3 тыс. рублей до 4775738,7 тыс. рублей.

Сокращены на 2025 год: предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга с 115000,0 тыс. рублей до 98946,9 тыс. рублей; общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств с 6761,4 тыс. рублей до 6629,4 тыс. рублей.

Увеличены на 2026 год: общий объем доходов бюджета с 3257083,2 тыс. рублей до 3282162,2 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета с 3372415,2 тыс. рублей до 3397494,2 тыс. рублей; предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга с 127000,0 тыс. рублей до 162000,0 тыс. рублей.

Сокращены на 2027 год: общий объем доходов бюджета с 3151313,0 тыс. рублей до 3136730,1 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета с 3266546,0 тыс. рублей до 3251963,1 тыс. рублей.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Законом регулируются: полномочия Законодательного Собрания области, правительства области в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления муниципальных образований области, органа исполнительной власти области, уполномоченного в вышеуказанной сфере; порядок согласования осуществления международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления муниципальных образований области; порядок регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления муниципальных образований области. В частности установлено, что регистрация уполномоченным органом соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления муниципальных образований области является обязательным условием вступления таких соглашений в силу. Регистрации подлежат соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами местного самоуправления муниципальных образований области с органами местного самоуправления иностранных государств в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти". Регистрация соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей включает в себя: принятие решения о регистрации соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей или об отказе в ней; присвоение соглашению об осуществлении международных и внешнеэкономических связей регистрационного номера; занесение в реестр сведений, предусмотренных законом.

Документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Согласно уточнению и дополнению в целях материального стимулирования студентов и поддержки освоения ими образовательных программ учреждена стипендия губернатора ЕАО: студентам, обучающимся в образовательных организациях высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки", "Психологические науки", заключившим договор о целевом обучении; студентам, обучающимся в образовательных организациях среднего профессионального образования по специальностям "Образование и педагогические науки", заключившим договор о целевом обучении (ранее - студентам, обучающимся в образовательных организациях высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки", зачисленным по целевому набору для ЕАО). Соответствующие изменения внесены в название и текст постановления.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Уточнен порядок проведения отбора. Дополнительно установлено, что внесение изменений в заявку осуществляется участником отбора не позднее даты окончания срока приема заявок, установленной в объявлении о проведении отбора, в электронной форме посредством заполнения соответствующих экранных форм веб-интерфейса системы "Электронный бюджет" и размещения в системе "Электронный бюджет" электронных копий документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования) и материалов, представление которых предусмотрено в объявлении о проведении отбора. Датой поступления заявки в этом случае считается дата внесения изменений в заявку в соответствии с основаниями для возврата заявки на доработку.

Актуализирована и приведена в новой редакции преамбула постановления.

Утратила силу норма, согласно которой контроль за исполнением постановления возлагался на заместителя председателя правительства области - начальника управления здравоохранения правительства ЕАО.