Новое в законодательстве Еврейской автономной области
14 ноября 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "Система", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
В перечень отдельных категорий граждан, дети которых являются учащимися 5 - 11 классов и которым осуществляется бесплатное горячее питание, дополнительно включены члены семьи погибшего (умершего, пропавшего без вести) участника СВО. Скорректирован перечень документов, необходимых для предоставления бесплатного горячего питания. В частности, необходимы: копия паспорта родителя (законного представителя, усыновителя), принимающего участие в СВО, или иной документ, подтверждающий личность (при наличии); копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия протокола (акта, выписки) обследования из медицинской организации, подтверждающего ранения, травмы, контузии или увечья, полученные при выполнении задач в ходе СВО.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Внесены уточнения в состав согласительной комиссии, в которую направляются протоколы публичных слушаний, общественных обсуждений: исключена должность заместителя председателя правительства области по финансовой политике; должность заместителя председателя правительства области по инвестиционным проектам и экономической политике скорректирована на должность заместителя председателя правительства области по экономической политике.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
По истечении 10 дней после дня официального опубликования вступают в силу изменения, касающиеся полномочий органов государственной власти области в сфере молодежной политики: губернатора области, правительства ЕАО, уполномоченного органа. Губернатор области уполномочен, в частности, на: создание Молодежного правительства области; определение порядка создания координационного органа в сфере молодежной политики при губернаторе области. Правительство ЕАО уполномочено, в частности, на: нормативно-правовое регулирование в сфере молодежной политики с учетом социальных потребностей молодежи, национальных традиций, региональных, местных и этнокультурных особенностей области; определение уполномоченного органа исполнительной власти области, формируемого правительством области, по реализации молодежной политики на территории области. К полномочиям уполномоченного органа в сфере молодежной политики, в частности, относятся: консультационная, методическая и информационная поддержка по вопросам создания и обеспечения функционирования молодежных общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в области; содействие деятельности центров патриотического воспитания молодежи, военно-патриотических объединений (клубов), историко-краеведческих и поисковых организаций, общественно-государственных и общественных объединений, уполномоченных на проведение поисковой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти, а также иных некоммерческих организаций и общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи.
Согласно внесенным в полномочие правительства ЕАО коррективам, касающееся водных объектов, орган осуществляет полномочия собственника водных объектов, резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов, устанавливает ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами.
Изменение вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Административный штраф должностным лицам за самовольное сенокошение и выпас скота, за исключением действий, состав которых предусмотрен КоАП РФ, увеличен от 10000 до 15000 рублей (ранее - от 6000 до 8000 рублей). Кроме того, введен административный штраф на юридических лиц - от 25000 до 50000 рублей.
Кроме того, увеличен административный штраф за выпас домашнего скота на территории населенных пунктов: для должностных лиц - от 10000 до 15000 рублей (ранее - от 6000 до 8000 рублей), для юридических лиц - от 25000 до 50000 рублей (ранее - от 8000 до 10000 рублей).
Изменение вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Согласно уточнению для рассмотрения предложений органов исполнительной власти и структурных подразделений аппарата по созданию, реорганизации и ликвидации областных государственных учреждений, а также предложений по изменению структуры и штатной численности областных государственных учреждений орган исполнительной власти или структурное подразделение аппарата направляет не позднее 1 сентября текущего года председателю Комиссии: расчет финансовых средств на оплату труда вводимых в штат областного государственного учреждения штатных единиц, согласованный с начальником департамента финансов правительства области (ранее - с заместителем председателя правительства области - начальником департамента финансов правительства области (далее - департамент)), а в его отсутствие - с лицом, исполняющим обязанности начальника департамента; расчет финансовых средств на создание рабочих мест для вводимых в штат областного государственного учреждения штатных единиц, согласованный с начальником департамента (ранее - с заместителем председателя правительства области - начальником департамента), а в его отсутствие - с лицом, исполняющим обязанности начальника департамента.
Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии, а в случае его отсутствия - заместитель председателя Комиссии - заместитель губернатора ЕАО. В случае отсутствия председателя Комиссии и заместителя председателя Комиссии - заместителя губернатора ЕАО заседания Комиссии проводит заместитель председателя Комиссии - заместитель председателя правительства ЕАО по экономической политике (ранее - по инвестиционным проектам и экономической политике).
Скорректирован состав Межведомственной комиссии.
Введен Порядок проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов области. Порядок применяется органами исполнительной власти области, формируемыми правительством ЕАО, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор). Процедура проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов состоит из следующих этапов: подготовка контрольным (надзорным) органом отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта и его публичное обсуждение; подготовка управлением по административной реформе аппарата губернатора и правительства области (далее - управление) заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта; рассмотрение Межведомственной комиссией по проведению административной реформы и повышению качества и доступности предоставления государственных (муниципальных) услуг в области отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта и заключения управления об оценке фактического воздействия нормативного правового акта.
Согласно уточнению уполномоченным органом исполнительной власти области по координации работы органов государственной власти области в целях подготовки предложений по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации, размещенным на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для проведения оценки регулирующего воздействия, определен департамент экономики правительства ЕАО (ранее - управление экономики правительства ЕАО).
ЖИЛИЩЕ
Уточнены планируемые результаты решения задачи, направленной на обеспечение жильем отдельных категорий граждан. Запланировано предоставить не 40, а 42 жилых помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Общий объем средств, привлекаемых для реализации программы, увеличен с 4194775,9 тыс. рублей до 4199877,6 тыс. рублей. Соответственно скорректированы: показатели; финансовое обеспечение государственной программы; прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг; план реализации государственной программы области на 2025 год.
В государственную программу дополнительно введен адресный перечень дворовых, общественных территорий, которые подлежат благоустройству в 2026 году. Общий объем средств, привлекаемых для реализации государственной программы, увеличен с 2192954,9 тыс. рублей до 2206919,4 тыс. рублей.
В новой редакции изложены структурные элементы, финансовое обеспечение, план реализации государственной программы.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
С 1 января 2026 года величина прожиточного минимума в ЕАО устанавливается в следующих размерах: на душу населения - 23674 рубля; для трудоспособного населения - 25805 рублей; для пенсионеров - 20360 рублей; для детей - 22964 рубля.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Увеличены на 2025 год: прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета с 27537597,2 тыс. рублей до 28866876,1 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с 14322953,9 тыс. рублей до 14822953,9 тыс. рублей; общий объем расходов областного бюджета с 28921088,0 тыс. рублей до 30250366,9 тыс. рублей; общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств с 1243935,6 тыс. рублей до 1268431,3 тыс. рублей; объем бюджетных ассигнований дорожного фонда области, утвержденный в соответствии с законом области от 20.07.2011 N 979-ОЗ, с 3400358,9 тыс. рублей до 3415603,6 тыс. рублей; объем фонда непредвиденных расходов (резервного фонда) правительства области с 261200,0 тыс. рублей до 291700,0 тыс. рублей; объем расходов на реализацию государственных программ области, предусмотренных к финансированию из областного бюджета, с 25944412,4 тыс. рублей до 26684730,7 тыс. рублей.
Субсидия предоставляется в рамках реализации мероприятия "Мероприятие по содействию повышению кадровой обеспеченности предприятий агропромышленного комплекса" государственной программы области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия в Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы, утвержденной постановлением правительства ЕАО от 26.12.2023 N 596-пп. Результатом предоставления субсидии является привлечение квалифицированных работников к реализации ключевых проектов в сфере агропромышленного комплекса за счет предоставления выплат стимулирующего характера. Главным распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидии является департамент сельского хозяйства правительства ЕАО. Получатели субсидии определяются по результатам проведения отбора получателей субсидии, осуществленного способом запроса предложений. Участниками отбора являются хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории области, заключившие с образовательной организацией (научной организацией) контракт (договор) на реализацию проекта по созданию агротехнологического класса. Определены требования для участника отбора на даты подачи заявки и заключения Соглашения, в частности, он не должен являться иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Общий объем финансирования государственной программы за счет средств областного бюджета увеличен с 341225,3 тыс. рублей до 348915,6 тыс. рублей. В новой редакции изложены: структурные элементы государственной программы; финансовое обеспечение государственной программы области по направлениям расходов; планы реализации государственной программы области на 2024 - 2028 годы.
Увеличен объем финансового обеспечения реализации государственной программы за счет средств областного бюджета с 84774,9 тыс. рублей до 85181,9 тыс. рублей. В новой редакции изложены: структурные элементы государственной программы; финансовое обеспечение государственной программы по направлениям расходов; планы реализации государственной программы.
Общий объем финансирования государственной программы за счет средств федерального бюджета сокращен с 17465618,7 тыс. рублей до 17465337,3 тыс. рублей. В новой редакции изложены: структурные элементы государственной программы; финансовое обеспечение государственной программы области по направлениям расходов; планы реализации государственной программы области на 2024 - 2028 годы.
Перераспределены финансовые средства на реализацию отдельных программных мероприятий. Расходы на приобретение иммунохроматографических экспресс-тестов, используемых при профилактических медицинских осмотрах обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования, в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ увеличены с 9212,1 тыс. рублей до 9372,1 тыс. рублей. Расходы на приобретение анализатора АМ 770 (для проведения предварительных химико-токсикологических исследований) сокращены с 250,0 тыс. рублей до 90,0 тыс. рублей.
В перечень задач государственной программы включена реализация плана социального развития центров экономического роста ЕАО в сфере культуры области. Уточнены затраты, направленные на реализацию новой задачи. Планируется монтаж 3 кондиционеров в концертном зале ОГБУК "Биробиджанская областная филармония". Соответствующие уточнения внесены в структурные элементы государственной программы, финансовое обеспечение государственной программы, план реализации государственной программы на 2025 год.
Общий объем финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования увеличен с 1622650,51 тыс. рублей до 1645882,08 тыс. рублей. Скорректировано финансовое обеспечение государственной программы. В новой редакции изложены: прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями области по государственной программе, план реализации государственной программы.
Увеличен общий объем финансирования государственной программы за счет всех источников с 9113379,1 тыс. рублей до 9117819,1 тыс. рублей, в связи с чем внесены уточнения в финансовое обеспечение государственной программы.
Сокращен общий объем финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования с 13838343,90 тыс. рублей до 13833756,90 тыс. рублей, в связи с чем скорректировано финансовое обеспечение государственной программы.
Общий объем средств, привлекаемых для реализации государственной программы, увеличен с 1254111,3 тыс. рублей до 1268094,9 тыс. рублей, в связи с чем внесены коррективы в: показатели государственной программы, структурные элементы государственной программы, финансовое обеспечение государственной программы, прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями области по государственной программе, план реализации государственной программы.
Дополнительно установлено, что департамент образования области представляет расчеты и распределение межбюджетных трансфертов в разрезе муниципальных образований области на очередной финансовый год и на плановый период на организацию бесплатного горячего питания для детей из многодетных семей, обучающихся в 5 - 11 классах в общеобразовательных организациях, расположенных на территории области, на очередной финансовый год и плановый период. Утверждена форма вышеуказанного расчета.
Согласно уточнению объемы ассигнований на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, финансируемых за счет средств областного бюджета, рассчитываются на очередной финансовый год исходя из нормы 639 рублей (ранее - 180 рублей) на одного избирателя и индексируются в порядке, устанавливаемом для индексации прочих расходов.
Формирование муниципального задания осуществляется на очередной финансовый год и плановый период структурными подразделениями мэрии города по направлению деятельности муниципального бюджетного, автономного или казенного учреждения по каждому соответствующему году и представляется в муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области" (ранее - в финансовое управление мэрии города) при подготовке проекта бюджета городского округа в срок до 15 августа текущего года.
Дополнительно установлено, что в состав нормативных затрат не включаются расходы: финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели в соответствии с БК РФ, в том числе: на проведение капитального и текущего ремонта зданий и сооружений, на приобретение основных средств, за исключением основных средств, приобретаемых ежегодно и непосредственно используемых при оказании муниципальных услуг (выполнении работ), иные затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели; объемы бюджетных инвестиций; объемы финансового обеспечения осуществления муниципальным бюджетным учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
По истечении 10 дней после дня официального опубликования меняется преамбула закона, который разработан с целью реализации отдельных положений Федеральных законов от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ранее вместо Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указывался ЗК РФ.
Программа направлена на: обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения путем развития устойчиво функционирующей, безопасной, привлекательной и удобной для всех групп населения системы пассажирского транспорта общего пользования; обеспечение достижения целевых значений показателей федерального проекта "Развитие общественного транспорта" национального проекта "Инфраструктура для жизни". Целями реализации Программы являются: развитие устойчиво функционирующей, безопасной, привлекательной и удобной для всех групп населения системы общественного транспорта в ЕАО; обеспечение достижения целевых значений показателей национального проекта "Инфраструктура для жизни". Для достижения указанных целей в рамках реализации программы решается следующая задача: повышение доли парка общественного транспорта, отвечающего установленным требованиям к конструкции и оборудованию, а также имеющего срок эксплуатации не старше нормативного. Общий объем финансирования региональной программы составляет 296,0 млн рублей.
Согласно уточнению затраты на организацию содержания одного животного за один день составляют 493 рубля (ранее указывались затраты за пятнадцать дней - 7385 рублей).
С 1 января 2026 года увеличивается предельная численность департамента с 8 до 16 человек, в том числе с 7 до 15 человек, замещающих должности государственной гражданской службы области. Начальнику департамента разрешается иметь не одного, а двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности губернатором области.
Уточняется, что департамент осуществляет реализацию государственной политики в сферах промышленности, внешнеэкономической деятельности и развития предпринимательства на территории области (ранее - в сфере промышленности), в связи с чем расширен перечень полномочий департамента. В частности, в полномочия дополнительно входит: проведение анализа состояния внешнеэкономических, межрегиональных связей на территории области, разработка и внесение предложений, направленных на их эффективное развитие; организация проведения мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности на территории области; осуществление координации мер поддержки экспорта и развитие несырьевого экспорта и экспорта услуг на территории области; оказание содействия в работе и развитии пунктов пропуска на российско-китайской границе, расположенных на территории области.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Скорректированы кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости. В частности, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 79:01:0200024:608 составляет 19994529,20 рубля (ранее - 35619311,86 рубля), а удельный показатель кадастровой стоимости вышеуказанного объекта - 23003,37 рубля (ранее - 40979,42 рубля).
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
В 2,0 раза произведена индексация размеров нормативов для формирования стипендиального фонда областных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расположенных на территории области, установленных законом ЕАО от 16.04.2014 N 500-ОЗ "О нормативах и правилах формирования стипендиального фонда областных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования". При индексации размеры вышеуказанных нормативов подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.
Уточнены планируемые результаты отдельных программных мероприятий. В частности, с целью организации обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории области, планируется: организовать разработку проектов зон охраны 10 объектов культурного наследия, особого режима использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны и проведение историко-культурной экспертизы данных проектов (ранее - 11 объектов культурного наследия); организовать проведение научно-исследовательских и изыскательских археологических полевых работ с целью уточнения сведений о 7 объектах археологического наследия (ранее - о 4 объектах). С целью популяризации культурного наследия ЕАО, в том числе среди молодежи, планируется организовать не менее 12 публикаций об объектах культурного наследия в областных средствах массовой информации (ранее - не менее 16 публикаций). В новой редакции изложены: показатели, структурные элементы, планы реализации государственной программы. Также внесены коррективы в финансовое обеспечение государственной программы.