Новое в законодательстве Республики Татарстан
7 ноября 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантРегион16", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Внесенным изменением дополнительно уточнено, что Министерство культуры РТ является функциональным оператором комплексной системы мониторинга во взаимодействии с ГНБУ "Академия наук Республики Татарстан" и Департаментом Раиса РТ по вопросам внутренней политики. Государственным заказчиком и техническим оператором комплексной системы мониторинга является ГКУ "Центр цифровой трансформации Республики Татарстан".
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Внесенными изменениями, в частности, дополнительно установлено, что Минкульт РТ в рамках своей компетенции участвует в привлечении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических и других клубах, кружках, секциях; способствует приобщению несовершеннолетних к ценностям отечественной и мировой культуры; оказывает содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в организации культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.
Внесенным изменением ранее утвержденная программы изложена в новой редакции. Уточнены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, в том числе оценка текущего состояния в сфере туризма, приоритеты и целы госполитики, задачи госуправления и способы их эффективного решения в отраслях экономики. Обновлен перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации программы. Исключены паспорта программы, ее региональных проектов и комплекса процессных мероприятий.
Внесенными изменениями обновлена преамбула постановления. Ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. Уточнены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, в том числе оценка текущего состояния в сфере культуры, описание приоритетов и целей государственной политики, задачи государственного управления, способы их эффективного решения. Исключены паспорта программы, ее региональных проектов и комплексов процессных мероприятий. Обновлен перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов, правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий юридическим лицам.
Внесенным изменением ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. Уточнена оценка текущего состояния в сферах внутренних дел, безопасности дорожного движения, противодействия терроризму и экстремизму, контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, защиты прав потребителей, снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Обновлено описание приоритетов и целей госполитики, задачи госуправления и способы их эффективного решения. Приведен перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации государственной программы. Исключены паспорта программы, ее региональных проектов и комплекса процессных мероприятий.
Внесенным изменением ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. Уточнены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, в то числе оценка текущего состояния профильной сферы, приоритеты и цели госполитики, задачи госуправления и способы их эффективного решения в жилищной и жилищно-коммунальной сферах. Обновлен перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации программы. Исключены паспорта программы, ее региональных проектов и комплексов процессных мероприятий.
Внесенным изменением ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. Уточнены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, в то числе оценка текущего состояния в сфере физической культуры и спорта, приоритеты и цели госполитики, задачи госуправления и способы их эффективного решения. Обновлен перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации программы. Исключены паспорта программы, ее региональных проектов и комплексов процессных мероприятий.
Внесенным изменением ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. Уточнены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, в то числе оценка текущего состояния в сфере противодействия коррупции, приоритеты и цели госполитики, задачи госуправления и способы их эффективного решения. Обновлен перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации программы. Исключены паспорта программы, ее регионального проекта и комплекса процессных мероприятий.
Внесенным изменением ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. Уточнены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, в то числе оценка текущего состояния государственной национальной политики, приоритеты и цели госполитики, задачи госуправления и способы их эффективного решения. Утвержден перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации программы. Исключены паспорта программы, ее регионального проекта и комплекса процессных мероприятий.
Внесенным изменением ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. Уточнены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, в то числе оценка текущего состояния сферы образования, приоритеты и цели госполитики, задачи госуправления и способы их эффективного решения в сфере образования. Приведен перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации программы. Исключены паспорта программы, ее региональных проектов и комплексов процессных мероприятий.
Внесенным изменением ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. В частности, уточнены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, включая оценку текущего состояния профильной сферы, приоритеты и целы госполитики, задачи госуправления и способы их эффективного решения. Обновлен перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации государственной программы. Исключены паспорта программы, ее регионального проекта и комплексов процессных мероприятий.
Внесенным изменением ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. Уточнены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, включая оценку текущего состояния в сфере работы с талантами, приоритеты и цели госполитики, задачи управления талантами и способы их эффективного решения. Приведен перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации государственной программы. Исключены паспорта программы, ее региональных проектов и комплекса процессных мероприятий.
Сроки исполнения региональной программы - 01.01.2025 - 31.12.2030. Ответственный координатор - Министерство промышленности и торговли РТ. Определены вызовы и задачи развития экспорта. Цель программы - до 2030 года достичь роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров на две трети к уровню 2023 года. Определено финансовое обеспечение реализации программы.
Внесенными изменениями ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. В частности, обновлены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, уточнена оценка текущего состояния профильной сферы, описание приоритетов и целей государственной политики, задачи госуправления и способы их решения. Исключены паспорта программы и комплексов ее процессных мероприятий.
Внесенными изменениями, в частности, уточнена периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов. Дополнительно установлено, что запись на консультирование осуществляется посредством единого портала государственных и муниципальных услуг. Уточнена процедура проведения профилактического визита, в том числе путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор". Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". Осмотр может осуществляться с применением видеозаписи или фотосъемки. Уточнена процедура досудебного обжалования решений, действий и бездействия Министерства труда, занятости и социальной защиты и его должностных лиц при осуществлении регионального государственного контроля. Обновлены индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Внесенными изменениями ранее утвержденная программа изложена в новой редакции. В частности, уточнены стратегические приоритеты в сфере реализации программы, в том числе оценка текущего состояния профильной сферы, приоритеты и цели госполитики в сфере реализации программы, задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере управления государственными финансами РТ. Обновлен перечень нормативных актов РТ, утверждающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета РТ местным бюджетам в рамках реализации программы. Исключены паспорта программы и комплексов ее процессных мероприятий.
Внесенными изменениями, в частности, дополнительно введена процедура проведения профилактического визита путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор". Также дополнительно определены особенности оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия. Уточнен порядок досудебного обжалования решений, действий и бездействия территориального органа Госалкогольинспекции и его должностных лиц. Обновлен перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять региональный государственный контроль (надзор).
ЖИЛИЩЕ
Внесенными изменениями уточнено, что нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилья по Программе социальной ипотеки могут быть признаны в частности граждане (семьи), проживающие в жилом помещении, которое в установленном порядке признано непригодным для проживания (в случае отсутствия иного жилья). Исключены из категорий, которые могут быть признаны нуждающимися, работники религиозных организаций.
Установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений. Установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рассчитывается и изменяется в зависимости от состава предоставляемых услуг по содержанию жилого помещения и конструктивных особенностей многоквартирного дома. Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Признано утратившим силу постановление Исполнительного комитета от 01.11.2024 N 7335 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения" с внесенными в него изменениями.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Признано утратившим силу постановление Исполнительного комитета муниципального образования "г. Набережные Челны" от 04.07.2025 N 4904 "Об утверждении положения об условиях и порядке оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров организаций, сто процентов акций (долей) которых принадлежат муниципальному образованию город Набережные Челны".
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Установлены направления расходования средств субсидии, формулы расчета размера субсидии по направлениям, результаты предоставления субсидии. Срок достижения результатов предоставления субсидии не может быть позднее 31 декабря года, в котором была предоставлена субсидия. Способом проведения отбора получателя субсидии является запрос предложений (заявок). Определены критерии отбора, требования к участникам. Отбор осуществляется Минземимуществом РТ в системе "Электронный бюджет" с использованием документов в электронной форме. Определены содержание заявки, сроки и процедура подачи заявок, основания и порядок отмены отбора. Ранжирование поступивших заявок осуществляется исходя из очередности их поступления. По результатам отбора Министерством с победителем отбора заключается соглашение не позднее 15-го рабочего дня после определения победителя. Министерство в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня принятия решения о предоставлении субсидии осуществляет перечисление субсидии на расчетный или корреспондентский счет получателя. Установлены сроки и виды отчетности получателя, основания и порядок возврата средств.
Внесенными изменениями уточнено определение социально значимой литературы; дополнительно определен порядок внесения изменений в объявление о проведении отбора, в протокол подведения итогов отбора.
Субсидия предоставляется юридическому лицу Министерством образования и науки РТ. Установлены направления затрат для достижения результатов предоставления субсидии. Размер субсидии составляет 250 000,0 тыс. рублей, в том числе 236 100,0 тыс. рублей - на предоставление не менее 24 грантов на выполнение научно-технических (технологических) проектов. Способом проведения отбора является запрос предложений на основании заявок. Установлены требования к участникам отбора и составу заявки, критерии отбора и процедура его проведения в системе "Электронный бюджет" с использованием документов в электронной форме. Определены условия и процедура отмены отбора. По результатам отбора с победителем заключается соглашение не позднее 15-го рабочего дня после определения победителя. Министерство в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня принятия решения о предоставлении субсидии юридическому лицу осуществляет перечисление субсидии. Установлены сроки и виды отчетности получателя. В случае недостижения значений результатов предоставления субсидии субсидия подлежит возврату в бюджет РТ в полном объеме.
Определены цели предоставления субсидии, требования к получателям, необходимые документы, основания для отказа в предоставлении субсидии. Решение принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения документов соискателя субсидии. Размер субсидии определяется на основании документов, предоставленных учреждением. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии Министерство и учреждение заключают соглашение установленного содержания. Результатом предоставления субсидии является доля фактически выполненных мероприятий в соответствии с целями предоставления субсидии, в общем количестве запланированных мероприятий за счет средств субсидии, не менее 100 процентов, по состоянию на 31 декабря года, в котором была предоставлена субсидия. Установлены сроки и виды отчетности, основания и порядок возврата средств и распоряжения остатками субсидии, не использованными в отчетном году.
Приказ МЗ РТ от 22.06.2022 N 1756 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Татарстан осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий на иные цели, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета Республики Татарстан" с внесенными в него изменениями утратил силу.
Субсидия предоставляется Министерством образования и науки РТ на основании заявок. Установлены требования к учреждениям-заявителям, перечень необходимых документов в составе заявки. Заявки регистрируются в день поступления и рассматриваются в течение 10 рабочих дней со дня получения. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии заключается соглашение о предоставлении субсидии. Определено необходимое содержание соглашения. Приведена формула расчета размера субсидии. Установлены сроки и виды отчетности получателя, а также основания и порядок возврата средств. Утверждены формы определения результатов предоставления субсидии, отчетов о расходах и о достижении значений результатов предоставления субсидии, плана мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии и отчета о его реализации.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Установлено, что на территории РТ выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, при отсутствии документации по планировке территории допускается в целях размещения объектов социальной инфраструктуры, объектов инженерной инфраструктуры при условии их соответствия градостроительному регламенту.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Внесенными изменениями Комитету РТ по охране объектов культурного наследия поручено обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости в том числе сведений об ограничениях использования объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зон охраны объектов культурного наследия, а также размещение в федеральной государственной информационной системе территориального планирования информации об установленных зонах охраны и утвержденных требованиях к градостроительным регламентам в границах зон охраны. Обновлены и уточнены зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Надвратная церковь Кизического монастыря" XVII в., в том числе особый режим использования земель.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Установленные критерии определения приоритетных креативных (творческих) индустрий включают в себя требования к экономическому потенциалу, культурному значению, экспортному и кадровому потенциалу, мерам поддержки (наличию сравнительных преимуществ РТ, релевантных для креативной индустрии) и социальному эффекту. Анализ креативных индустрий проводится уполномоченным исполнительным органом РТ в сфере развития и поддержки креативных (творческих) индустрий, значения показателей оцениваются по балльной системе. Приоритетными признаются те креативные индустрии, которые имеют совокупную оценку на уровне 1,5 или более баллов. Перечень креативных индустрий подлежит актуализации не реже одного раза в три года.
Формирование и ведение реестра включают в себя сбор сведений о субъектах, а также хранение, систематизацию, актуализацию и защиту содержащихся в реестре сведений и осуществляются в электронном виде региональным оператором - ГБУ "Ресурсный центр внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры Республики Татарстан" на его официальном сайте в сети "Интернет". Установлен состав сведений, включаемых в реестр. В целях актуализации реестра региональным оператором осуществляется мониторинг сведений, включенных в реестр. Определены основания исключения из реестра. Субъект вправе направить заявление региональному оператору об исключении сведений о субъекте из реестра. Субъект утрачивает статус субъекта со дня исключения сведений о субъекте из реестра. Установлены критерии отнесения к субъектам креативных (творческих) индустрий и заявительный порядок подтверждения соответствия критериям. Приведена форма заявления. Установлены основания для отказа, срок рассмотрения заявлений и включения сведений в реестр.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Внесенными изменениями из функций Территориального фонда ОМС исключена передача в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ сведений о лицах, получивших услуги по бесплатному зубопротезированию и бесплатному слухопротезированию с 1 января отчетного года. Утратил силу ранее установленный формат выгрузки указанных сведений.
Внесенными дополнениями обновлены тарифы медицинских услуг в амбулаторных и стационарных условиях при оказании паллиативной помощи; в норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в стационарных условиях при оказании ВМП дополнительно включены иммунотерапия острых лейкозов у взрослых, терапия острых лейкозов, нефолликулярных лимфом, множественной миеломы у взрослых, трансплантация печени.