Новое в законодательстве Республики Бурятия

28 ноября 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюс-Бурятия", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Закон регулирует отдельные вопросы, связанные с установлением территориальной организации местного самоуправления в Республике Бурятия, образованием муниципальных округов, избранием первых глав муниципальных округов, формированием местных администраций вновь образованных муниципальных округов. В соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" установлена территориальная организация местного самоуправления в Республике Бурятия с осуществлением местного самоуправления в следующих видах муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ. Определены виды и перечень муниципальных образований в Республике Бурятия, установлены порядок обеспечения проведения выборов представительных органов муниципальных округов первого созыва и их первых заседаний, избрания первого главы муниципального округа, процедура предварительного рассмотрения Главой Республики Бурятия и представления представительному органу муниципального округа кандидатов на должность первого главы муниципального округа. Кроме того, определен порядок действия муниципальных правовых актов муниципальных округов и упраздняемых муниципальных образований.

Утверждены численность депутатов представительных органов муниципальных округов первого созыва и порядок внесения Главе Республики Бурятия предложений о кандидатурах на должность первого главы муниципального округа и предварительного рассмотрения кандидатов.

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 25.04.2003 N 287-III "Об Избирательной комиссии Республики Бурятия", уточнены статус члена Избирательной комиссии Республики Бурятия с правом решающего голоса, полномочия комиссии при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации на территории Республики Бурятия, выборов в органы государственной власти Республики Бурятия, референдума Республики Бурятия; определен порядок рассмотрения комиссией обращений; уточнена процедура финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, референдума.

Скорректированы основные термины и понятия, применяемые в Законе Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия". Уточнены порядок финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, порядок создания избирательных фондов кандидатов, порядок голосования в день выборов. Изменениями, внесенными в процедуру дистанционного электронного голосования, уточнено, что в случае, если на территории Республики Бурятия одновременно проводятся дистанционное электронное голосование и электронное голосование, порядком дистанционного электронного голосования может быть предусмотрено, что итоги электронного голосования учитываются в итогах дистанционного электронного голосования.

Согласно изменениям, внесенным в Закон Республики Бурятия от 17.09.2003 N 419-III "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия", сведения, содержащиеся в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации, предоставляются комиссиям для использования в целях осуществления ими полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах. Уточнены порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями; порядок регистрации кандидатов, списков кандидатов; порядок финансового обеспечения подготовки и проведения выборов.

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 28.11.2003 N 492-III "О местном референдуме в Республике Бурятия", уточнены основные понятия и термины, применяемые в Законе. Скорректирован порядок создания фонда местного референдума. Предусмотрено, что в случае, если на территории Республики Бурятия одновременно проводятся дистанционное электронное голосование и электронное голосование, порядком дистанционного электронного голосования может быть предусмотрено, что итоги электронного голосования учитываются в итогах дистанционного электронного голосования.

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 06.01.2004 N 603-III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия", уточнены основные термины, используемые в Законе. Установлено, что сведения, содержащиеся в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации, предоставляются комиссиям для использования в целях осуществления ими полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах. Определен порядок рассмотрения комиссиями обращений. Уточнены процедура финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, порядок создания избирательных фондов, порядок голосования. Определено, что дополнительные выборы депутатов Народного Хурала не назначаются и не проводятся в год, предшествующий году проведения основных выборов депутатов Народного Хурала, а также в год проведения указанных выборов, за исключением случая, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий Народный Хурал остался в неправомочном составе.

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1449-III "О референдуме Республики Бурятия", уточнены понятия "комплекс для электронного голосования", "электронное голосование". Установлено, что сведения, содержащиеся в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации, предоставляются комиссиям для использования в целях осуществления ими полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о референдумах. Определено, что в случае, если на территории Республики Бурятия одновременно проводятся дистанционное электронное голосование и электронное голосование, порядком дистанционного электронного голосования может быть предусмотрено, что итоги электронного голосования учитываются в итогах дистанционного электронного голосования.

Уточнено, что в соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона от 20 марта 2025 года N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" Закон определяет полномочия органов государственной власти Республики Бурятия по взаимодействию с Советом муниципальных образований Республики Бурятия. К полномочиям Главы Республики Бурятия по взаимодействию с Советом муниципальных образований отнесены принятие нормативных правовых актов Республики Бурятия в сфере взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия и Совета муниципальных образований; иные полномочия, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия. Совет муниципальных образований вправе вносить Главе Республики Бурятия предложения о кандидатурах на должность главы муниципального образования в Республике Бурятия, выражать мнение в отношении инициативы Главы Республики Бурятия об отрешении от должности главы муниципального образования в Республике Бурятия. К полномочиям Правительства Республики Бурятия, исполнительных органов Республики Бурятия, иных государственных органов по взаимодействию с Советом муниципальных образований отнесены рассмотрение представленного Советом муниципальных образований ежегодного доклада о состоянии и развитии местного самоуправления; иные полномочия, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия.

Установлено, что Совет муниципальных образований осуществляет подготовку ежегодного доклада о состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Бурятия и представляет его в Правительство Республики Бурятия и Ассоциацию "Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления". Ежегодный доклад представляется в Правительство Республики Бурятия не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом. При подготовке ежегодного доклада Совет муниципальных образований вправе запрашивать в органах государственной власти Республики Бурятия соответствующую информацию по вопросам местного самоуправления.

Определено, что при внесении в Народный Хурал Республики Бурятия проекта закона Республики Бурятия, предусматривающего наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, субъектом права законодательной инициативы должно быть представлено заключение Совета муниципальных образований по указанному проекту закона Республики Бурятия.

Внесенными изменениями уточнено, что Глава Республики Бурятия вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации, отрешить их от должности в случаях, установленных федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления; назначает временно исполняющего полномочия главы муниципального образования в случаях, установленных федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления.

Исключена норма, согласно которой официальным опубликованием закона Республики Бурятия считается первая публикация его полного текста в официальных изданиях Республики Бурятия.

Кроме того, предусмотрено, что местное самоуправление в Республике Бурятия обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения), владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление в Республике Бурятия осуществляется гражданами непосредственно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Признан утратившим силу Закон Республики Бурятия от 29.09.2003 N 442-III "Об основах республиканской поддержки особо нуждающихся проблемных территорий Республики Бурятия".

Установлено, что с 1 марта 2026 года осуществление торговли продукцией растениеводства, выращенной в результате ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вне установленных органами местного самоуправления мест размещения нестационарных торговых объектов либо без документов, подтверждающих право размещения нестационарных торговых объектов, а также вне установленных органами государственной власти или органами местного самоуправления мест организации ярмарок, а также в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот рублей до одной тысячи рублей; осуществление торговли продукцией животноводства, в том числе рыбой, рыбной продукцией и продукцией аквакультуры, на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вне установленных органами местного самоуправления мест размещения нестационарных торговых объектов либо без документов, подтверждающих право размещения нестационарных торговых объектов, вне установленных органами государственной власти или органами местного самоуправления мест организации ярмарок, а также в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения, за исключением торговли, осуществляемой на объектах дорожного сервиса, если данное деяние не содержит признаков административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.8, 11.21 и 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти пяти тысяч до ста тысяч рублей.

Уточнено, что нормативным правовым актом государственного органа, которым образуется комиссия, утверждаются состав комиссии и порядок ее работы, назначаются председатель комиссии, его заместитель, секретарь и определяются другие члены комиссии. Уточнен перечень лиц, входящих в состав комиссии.

В новой редакции изложены комплексная оценка демографического потенциала Республики Бурятия и Региональная программа по повышению рождаемости в Республике Бурятия. Срок реализации изменен с 2024 - 2027 годов на 2025 - 2030 годы. Целью комплексной оценки демографического потенциала Республики Бурятия является систематизация мероприятий по повышению рождаемости до 2030 года для их включения в Региональную программу по повышению рождаемости на 2025 - 2030 годы. Уточнен комплекс мероприятий Региональной программы по повышению рождаемости.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Скорректирован перечень территорий Республики Бурятия, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Расширен перечень территорий (в границах сакральных объектов (священных мест), являющихся местами поклонения, отправления обрядов и одновременно элементами культурного наследия этноса, имеющих значение как особые места единения человека с природой).

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", предусмотрено, что с 1 января 2026 года гражданам, имеющим трех и более детей, и гражданам, являющимся приемными родителями, имеющими и воспитывающими трех и более детей, включая родных, усыновленных и приемных, бесплатно и однократно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в случае, если такие граждане в течение пяти лет проживают на территории муниципального образования в Республике Бурятия, в орган местного самоуправления которого подается заявление о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. С 1 марта 2026 года к основаниям, по которым граждане снимаются с учета, отнесен троекратный отказ надлежаще уведомленного гражданина от земельного участка, в том числе отсутствие поступившего в установленный срок заявления о предоставлении ему земельного участка, и (или) троекратный возврат неврученных почтовых извещений направившему уполномоченному органу с отметкой отделения почтовой связи о возврате. Определено, что орган учета не реже одного раза в 2 года проверяет наличие оснований для снятия с учета граждан. Закон дополнен статьей, устанавливающей право отдельных лиц на однократное предоставление социальной выплаты в размере 100000 рублей взамен предоставления им в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке очередности предоставления земельных участков.

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 06.07.2006 N 1810-III "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия", с 1 января 2026 года из перечня мер социальной поддержки многодетным семьям исключается бесплатное и однократное предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Законом Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности". Определено, что семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, имеют право на бесплатное и однократное предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, или предоставление социальной выплаты взамен предоставления земельного участка в соответствии с Законом Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".

Согласно изменениям, внесенным в Закон Республики Бурятия от 27.09.2001 N 813-II "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемной семьи в Республике Бурятия", с 1 января 2026 года приемным родителям, воспитывающим трех и более детей, включая родных, усыновленных и приемных, проживающим на территории Республики Бурятия, устанавливается мера социальной поддержки в виде бесплатного и однократного предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, или предоставления социальной выплаты взамен предоставления земельного участка в соответствии с Законом Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".

СЕМЬЯ

Установлена квота в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления в Республике Бурятия, обеспечивающая потребность в отдыхе и оздоровлении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2026 год в размере не менее трех процентов мест в смену от общей проектной вместимости (мощности) в указанных организациях отдыха детей и их оздоровления.

ЖИЛИЩЕ

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", уточнено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том числе в случае предоставления им в установленном порядке земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Бурятия.

Согласно изменениям, внесенным в Закон Республики Бурятия от 07.05.2014 N 420-V "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Бурятия", к полномочиям уполномоченного Правительством Республики Бурятия исполнительного органа Республики Бурятия в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия относятся в том числе разработка и утверждение перечня рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении имущества общего пользования на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 27.11.2015 N 1471-V "О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования", уточнено, что решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося принимается также в случае предоставления гражданину в установленном порядке земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Бурятия.

Терминология Закона Республики Бурятия от 29.04.2023 N 2648-VI "О возложении на государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг" полномочий на государственную регистрацию рождения и смерти" приведена в соответствие с действующим законодательством.

Терминология Методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий, приведена в соответствие с действующим законодательством.

Изменениями, внесенными в законы Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1440-III "Об установлении порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма", от 27.11.2015 N 1471-V "О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования", уточнено, что доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, учитываются исходя из размеров, установленных соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства, заключенным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Внесенными изменениями в новой редакции изложены источники финансирования Программы развития инфраструктуры в опорных населенных пунктах Республики Бурятия. В частности, уточнен перечень прогнозных мероприятий (2026 - 2030 годы).

Наименование документа изменено на "О Порядке предоставления субсидий на возмещение фактических затрат на выполнение работ по содержанию и ремонту детских, спортивных площадок, построенных в рамках проекта "1000 дворов на Дальнем Востоке" программы "Благоустройство дальневосточных дворов". Изменениями, внесенными в Порядок, уточнено, что в соответствии с требованиями, предъявляемыми к участниками отбора, в реестре дисквалифицированных лиц должны отсутствовать сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере (при наличии) получателя субсидии (участника отбора), являющегося юридическим лицом, об индивидуальном предпринимателе и о физическом лице - производителе товаров, работ, услуг, являющихся заявителем. Определено, что предоставление субсидии осуществляется ежеквартально по результатам проведенного отбора при условии отсутствия не исполненных в срок предписаний органа муниципального жилищного контроля по многоквартирным домам в период, за который участник отбора планирует получить субсидию. Скорректированы требования к заключаемому соглашению о предоставлении субсидии. Кроме того, уточнено, что получателям субсидии в связи с выполнением мероприятий устанавливается следующий результат использования субсидии: количество площадок, отвечающих требованиям технических регламентов и национальных стандартов Российской Федерации и содержащихся в надлежащем состоянии эстетического вида. Установлен порядок проведения отбора получателей субсидии, согласно которому отбор получателей субсидии осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" путем запроса предложений получателей субсидии, исходя из соответствия участников отбора категории получателей субсидии, суммы бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели субсидирования, и очередности поступления заявок на участие в отборе получателей субсидии.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Из перечня полномочий органов местного самоуправления в сфере трудовых отношений исключены проведение разъяснительной работы по заключению коллективных договоров; анализ показателей регистрации коллективных договоров, подготовка статистической информации по заключению коллективных договоров в соответствующем муниципальном образовании. Также исключена норма, согласно которой органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имели право запрашивать и получать от работодателей (физических лиц и юридических лиц), осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования, исполнительных органов Республики Бурятия устную и письменную информацию, необходимую для исполнения переданных им полномочий.

С 1 января 2026 года Законом разграничиваются полномочия органов государственной власти Республики Бурятия в сфере занятости населения на территории Республики Бурятия. Так, к полномочиям Народного Хурала Республики Бурятия отнесены принятие законов Республики Бурятия в сфере занятости населения, в том числе по установлению квоты для приема на работу инвалидов; осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Бурятия в сфере занятости населения; осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия. Кроме того, установлены полномочия Правительства Республики Бурятия, исполнительного органа Республики Бурятия в сфере занятости населения, уполномоченного Правительством Республики Бурятия. Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер государственной поддержки в сфере занятости населения, материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности уполномоченного органа и государственных учреждений службы занятости, осуществляется за счет средств республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Дополнительные средства для финансирования мер государственной поддержки в сфере занятости населения могут быть получены также из внебюджетных источников.

Уточнено, что право на участие в региональной программе "Патриоты Бурятии" имеют граждане, проживающие в Республике Бурятия и проходившие (проходящие) военную службу по контракту (в том числе лица, проходившие (проходящие) службу в органах внутренних дел Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации), либо заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, либо призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, принимавшие участие в специальной военной операции, проводимой с 24 февраля 2022 года.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

К мерам социальной поддержки для детей погибших (умерших) или получивших инвалидность I группы вследствие военной травмы военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, выполнявших задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции, а также выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики; детей лиц, погибших (умерших) или получивших инвалидность I группы вследствие военной травмы, поступивших в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в ходе специальной военной операции, отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции, отнесено зачисление в первоочередном порядке в группы продленного дня детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.

Изменениями, внесенными в Положение об оплате труда работников республиканских государственных организаций, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденное приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 30.12.2014 N 1750, в сторону повышения скорректированы размеры окладов по профессиональным квалификационным группам и размеры повышающих коэффициентов к окладам по занимаемой должности работников республиканских государственных организаций, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия.

Увеличены сдельные расценки на гарантированные государством социальные услуги на дому, установленные Положением о сдельной системе оплаты труда работников отделений социального обслуживания на дому, непосредственно занятых предоставлением социальных услуг на дому, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 30.12.2014 N 1751.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Уточнено, что с 1 января 2026 года освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет, организации - участники федерального проекта "Производительность труда" национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика" в части налога, налоговой базой для исчисления которого является среднегодовая и (или) кадастровая стоимость имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта, направленного на повышение производительности труда и отдельно учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, в течение пяти календарных лет начиная с первого числа налогового периода, в котором произошла постановка на учет указанного имущества. Право на получение предусмотренной льготы предоставляется в отношении имущества, поставленного на учет не ранее первого числа налогового периода, в котором организация стала участником федерального проекта "Производительность труда" национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика". Налогоплательщик утрачивает право на получение льготы по истечении пяти календарных лет участия в федеральном проекте "Производительность труда" национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика".

С 1 января 2026 года сокращается перечень организаций, для которых устанавливалась ставка налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет.

Уточнено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 227.1 главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливается на территории Республики Бурятия на 2020 - 2025 годы в размере 2,850, на 2026 год и последующие годы в размере 3,682.

С 1 января 2026 года из перечня видов предпринимательской деятельности, по которым установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода при осуществлении предпринимательской деятельности, исключаются услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров.

Уточнены основные характеристики республиканского бюджета:

- на 2025 год общий объем доходов утвержден в сумме 118570409,2 тыс. рублей, в том числе безвозмездных поступлений в сумме 64246130,3 тыс. рублей; общий объем расходов в сумме 128618501,9 тыс. рублей; дефицит республиканского бюджета в сумме 10048092,7 тыс. рублей;

- на 2026 год общий объем доходов утвержден в сумме 113382497,9 тыс. рублей, в том числе безвозмездных поступлений в сумме 61634583,8 тыс. рублей; общий объем расходов в сумме 113361085,4 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1920000,0 тыс. рублей; профицит республиканского бюджета в сумме 21412,5 тыс. рублей;

- на 2027 год общий объем доходов утвержден в сумме 114860262,3 тыс. рублей, в том числе безвозмездных поступлений в сумме 61398848,3 тыс. рублей; общий объем расходов в сумме 114838849,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 3930000,0 тыс. рублей; профицит республиканского бюджета в сумме 21412,5 тыс. рублей.

Региональный коэффициент-дефлятор, равный 1,238, установлен к размерам потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, на 2026 год.

Установлены правила формирования исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, перечня расходов республиканских бюджетных учреждений и республиканских автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Управлении Федерального казначейства по Республике Бурятия, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Бурятия в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Перечень целевых субсидий формируется органом-учредителем в разрезе аналитических кодов, присвоенных им для учета операций с целевыми субсидиями, по каждой целевой субсидии для последующего его доведения до Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия с учетом требований к формату кода субсидии.

Признан утратившим силу приказ Министерства финансов Республики Бурятия от 26.02.2019 N 73 "Об утверждении Порядка санкционирования расходов республиканских бюджетных учреждений и республиканских автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Управлении Федерального казначейства по Республике Бурятия, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Республики Бурятия".

Изменениями, внесенными в Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат на разработку проектной и рабочей документации по реконструкции, строительству электрических сетей в рамках перевода частных домовладений г. Улан-Удэ на электроотопление, уточнены требования к соглашению. В частности, соглашение должно устанавливать обязанность получателя субсидии по уплате штрафа в размере 10 процентов от суммы субсидии, предоставленной по договору субсидирования, в случае просрочки исполнения получателем субсидии обязательства; устанавливать значения результатов использования субсидии и обязательства получателя по их достижению. Предусмотрено, что в случае выявления факта представления недостоверных сведений получателем субсидии, условий, установленных при предоставлении субсидий, субсидия подлежит возврату в бюджет городского округа "Город Улан-Удэ" в течение 10 календарных дней с момента получения требования о возврате субсидии, предъявленного главным распорядителем бюджетных средств.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Признан утратившим силу Закон Республики Бурятия от 07.07.2017 N 2441-V "О мерах по завершению долевого строительства многоквартирных домов, признанных проблемными объектами и расположенных на территории Республики Бурятия".

Внесенными изменениями уточнено понятие "животное, представляющее опасность для человека".

Изменениями, внесенными в Методику расчета объема средств органами местного самоуправления на осуществление государственного полномочия, терминология приведена в соответствие с действующим законодательством в части замены слов "сельскохозяйственные товаропроизводители" словом "Получатель".

Наименование документа изменено на "О поддержке ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в Республике Бурятия". Основной задачей Закона является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества в Республике Бурятия в целях удовлетворения потребностей населения в продовольствии за счет собственного производства.

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 14.05.2007 N 2208-III "Об организации розничных рынков в Республике Бурятия", уточнено, что Правительство Республики Бурятия утверждает типовую форму и порядок заключения договора о предоставлении торгового места на рынке, в том числе упрощенную форму договора о предоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке, а также гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства либо садоводство или огородничество для собственных нужд, на универсальном рынке.

Уточнен порядок организации ярмарки, установленный Законом Республики Бурятия от 13.10.2010 N 1587-IV "Об организации деятельности ярмарок на территории Республики Бурятия". В частности, для физических лиц, желающих принять участие в ярмарке, предусмотрено представление копий документов, подтверждающих ведение личного подсобного хозяйства либо садоводства или огородничества для собственных нужд (в случае реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия). Также уточнены требования к осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках.

Внесенными изменениями определены нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Улан-Удэ (в части работ, ответственность за организацию которых закреплена за Комитетом городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ) на 2026 год.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 29.11.2005 N 1346-III "О порядке пользования недрами на участках недр местного значения в Республике Бурятия", уточнено, что Закон устанавливает порядок пользования недрами на участках недр местного значения, включающих участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также участки недр, содержащие подземные воды, которые также используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. Установлено, что с 1 марта 2026 года документом, удостоверяющим право пользования участком недр, является специальное государственное разрешение в виде лицензии на пользование недрами в электронной форме, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами. Уточнено, что порядок оформления, переоформления, выдачи лицензий на пользование недрами с 1 марта 2026 года устанавливается Правительством Республики Бурятия.

Согласно изменениям, внесенным в Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 N 1997-IV "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Республики Бурятия", уточнено, что защите подлежат зеленые насаждения, расположенные на территории населенных пунктов Республики Бурятия, за исключением зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

С 1 марта 2026 года к полномочиям уполномоченного исполнительного органа Республики Бурятия относится предоставление разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации) на территории Республики Бурятия, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также ведение реестра таких разрешений.

Уточнены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Республики Бурятия.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

С 1 сентября 2026 года к полномочиям исполнительного органа Республики Бурятия, осуществляющего государственное управление в сфере образования, относится организация проведения образовательными организациями государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена в порядке, установленном федеральным законодательством.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Уточнено понятие "субъекты туристской индустрии". Это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие в соответствии с федеральным законодательством деятельность, направленную на оказание туристских услуг туристам.

Уточнено, что профилактические прививки против туберкулеза, включенные в национальный календарь профилактических прививок, проводятся в порядке, установленном федеральным законодательством. Обследование населения флюорографическим методом осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Определено, что единовременная государственная спортивная премия выплачивается за достижение одного наилучшего результата в одном виде соревнований, предусмотренных установленным перечнем. В случае, если на международных соревнованиях, кроме видов спорта, включенных в программы Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, количество стран, представители которых являлись участниками (спортсменами, парами спортсменов, группами спортсменов, экипажами спортсменов, эстафетами спортсменов, командами спортсменов) на всех этапах таких соревнований, составило менее 20, единовременная государственная спортивная премия выплачивается в размере пятидесяти процентов от размера единовременной государственной спортивной премии, предусмотренной установленным перечнем.

Установлено, что премирование директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия осуществляется в соответствии с Положением о порядке премирования за выполнение особо важных и сложных заданий директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия. Документ дополнен соответствующим Положением, согласно которому директору Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия выплачивается премия за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы Территориального фонда за квартал в пределах средств, предусмотренных на оплату труда директора в бюджете Территориального фонда в кратном размере не более 0,441 от базовой ставки, установленной Законом Республики Бурятия "О базовой ставке, применяемой для расчета оплаты труда", с учетом районного коэффициента в расчете на месяц. Основанием для выплаты премии является выполнение показателей эффективности деятельности директора. При невыполнении показателей эффективности деятельности директора Территориального фонда премия за выполнение показателей эффективности деятельности снижается или не выплачивается полностью в зависимости от весового значения невыполненных показателей. Минимальный размер снижения премии составляет 10%.