Новое в законодательстве Челябинской области
18 марта 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюсРегион", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
С 31 марта 2025 года Октябрьский муниципальный район Челябинской области наделяется статусом муниципального округа с административным центром в селе Октябрьском, а также устанавливаются правовые, территориальные, организационные и финансовые основы вновь образованного муниципального округа.
В его состав войдут: Боровое, Каракульское, Кочердыкское, Крутоярское, Лысковское, Маякское, Мяконькское, Никольское, Октябрьское, Подовинное, Свободненское, Уйско-Чебаркульское, Чудиновское сельские поселения. Установлены границы Октябрьского муниципального округа.
Определены особенности осуществления местного самоуправления в Октябрьском муниципальном округе в переходный период, государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района и населенных пунктов, входящих в его состав, а также бюджетных полномочий в Октябрьском муниципальном округе в переходный период.
В 2025 году организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Октябрьского муниципального округа осуществляется за счет средств бюджета Октябрьского муниципального района.
Приведены: описание и схема границ Октябрьского муниципального округа, перечень координат характерных точек его границ в МСК 74 по смежествам, перечень населенных пунктов, входящих в состав округа.
Признается утратившим силу Закон Челябинской области от 26.08.2004 N 269-ЗО "О статусе и границах Октябрьского муниципального района и сельских поселений в его составе" с внесенными изменениями.
Сосновский муниципальный район наделен статусом муниципального округа с административным центром в селе Долгодеревенское.
В его состав вошли: Алишевское, Архангельское, Вознесенское, Долгодеревенское, Есаульское, Краснопольское, Кременкульское, Мирненское, Полетаевское, Рощинское, Саккуловское, Саргазинское, Солнечное, Теченское, Томинское сельские поселения, а также сельское поселение Новый Кременкуль.
Установлены границы Сосновского муниципального округа.
Определены особенности осуществления местного самоуправления в Сосновском муниципальном округе в переходный период, государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Сосновского муниципального района и населенных пунктов, входящих в его состав, а также бюджетных полномочий в Сосновском муниципальном округе в переходный период.
В 2025 году организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Сосновского муниципального округа осуществляется за счет средств бюджета Сосновского муниципального района.
Приведены: описание и схема границ Сосновского муниципального округа, перечень координат характерных точек границ Сосновского муниципального округа в МСК 74 по смежествам, перечень населенных пунктов, входящих в состав Сосновского муниципального округа.
Признан утратившим силу Закон Челябинской области от 24.06.2004 N 246-ЗО "О статусе и границах Сосновского муниципального района, городского и сельских поселений в его составе" с внесенными изменениями.
Уточнены границы Челябинского городского округа с Сосновским, Красноармейским муниципальными округами, Копейским городским округом.
Актуализирован перечень координат характерных точек границ Челябинского городского округа в МСК 74 по смежествам.
Изложена в новой редакции схема границ Челябинского городского округа.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Государственная услуга предоставляется Главным управлением ветеринарии Челябинской области. В ее предоставлении участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области и Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Заявителями являются собственники объектов - земельных участков, зданий, помещений, строений, сооружений, с использованием которых физические и юридические лица осуществляют деятельность по выращиванию, содержанию и убою свиней, по производству, переработке и хранению продукции свиноводства.
Заявление и документы, необходимые для получения государственной услуги, можно подать одним из следующих способов: нарочным в Главное управление на бумажном носителе; заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; в электронном виде на адрес электронной почты Главного управления; в форме электронных документов с использованием Единого портала государственных услуг (ЕПГУ).
Срок исполнения государственной услуги составляет не более 13 рабочих дней с даты подачи заявления.
Результатом ее предоставления является отнесение объекта к определенному зоосанитарному статусу (компартменту) либо отказ в отнесении объекта к определенному компартменту.
Перечень административных процедур включает: прием и регистрацию заявления; принятие решения о проведении обследования объекта либо об отказе в проведении обследования объекта; проведение обследования объекта; принятие решения об отнесении (об отказе в отнесении) объекта к компартменту I или компартменту II.
Документом регулируется перераспределение в Челябинской области земельных участков в случаях, установленных статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Государственная услуга оказывается бесплатно Министерством имущества области. Заявителями на получение услуги выступают граждане или юридические лица - собственники земельных участков. Результатом исполнения государственной услуги является выдача (направление) заявителю подписанных экземпляров проекта соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной собственности Челябинской области, и земельных участков, находящихся в частной собственности, или решения об отказе в заключении такого соглашения.
Для рассмотрения заявления, принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласии (отказе) на заключение соглашения о перераспределении в соответствии с утвержденным проектом межевания, а также для направления указанного акта заявителю срок оказания услуги составляет не более 20 календарных дней с момента поступления документов от заявителя. Для направления заявителю проекта соглашения о перераспределении срок исполнения услуги составляет не более 14 календарных дней с даты представления кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения.
Оказание услуги включает в себя оценку документов на наличие оснований для отказа в их приеме, рассмотрение заявления и принятие решения, направление заявителю проекта соглашения о перераспределении.
Установлены: исчерпывающий перечень необходимых документов, основания для отказа, последовательность, сроки и особенности выполнения административных процедур.
Государственный контроль (надзор) осуществляется Главным управлением ветеринарии Челябинской области. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области обращения с животными при их содержании и использовании, ином обращении, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при организации деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них. Объектом контроля является деятельность контролируемых лиц по содержанию, использованию животных, иному обращению с ними, а также по обращению с животными без владельцев при осуществлении деятельности приютов для животных.
В перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), входят начальник Главного управления, его заместитель, начальник, консультант и государственные инспекторы отдела государственного надзора в сфере обращения с животными и ветеринарной безопасности Главного управления.
В рамках государственного контроля (надзора) проводятся инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки. Основаниями для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий являются наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, поручение Президента Российской Федерации, уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита и др. Также проводятся такие профилактические мероприятия, как информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит.
Определены порядок, основания и периодичность проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
Установлены критерии отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Признано утратившим силу постановление Правительства Челябинской области от 20.09.2021 N 441-П "О Положении о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными и о внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 10.07.2020 г. N 317-П" вместе с внесенными изменениями.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются Министерством сельского хозяйства области за счет средств областного бюджета.
Способом предоставления субсидии является возмещение затрат, понесенных сельскохозяйственным товаропроизводителем на приобретение дизельного топлива, запасных частей к сельскохозяйственной технике, пестицидов и агрохимикатов, кондиционных семян сельскохозяйственных культур, на оплату услуг по проведению агрохимического обследования почв.
Предоставление средств осуществляется по результатам отбора получателей субсидий, проводимого Министерством. Министерство заключает соглашение с товаропроизводителями, прошедшими отбор.
Сумма предоставляемой субсидии не должна превышать 99 процентов документально подтвержденных затрат, понесенных товаропроизводителем в отчетном году.
Результатом ее предоставления является достижение размера посевной площади, занятой сельскохозяйственными культурами, в 2025 - 2027 годах по 400 тыс. гектаров ежегодно.
Получатели подают отчет о достижении значения результата предоставления субсидии в Министерство в срок, установленный в соглашении, но не реже одного раза в квартал.
В случае нарушения условий предоставления субсидий средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме.
Определены: требования к сельскохозяйственным товаропроизводителям, условия предоставления субсидии, критерии отбора получателей, перечень документов, необходимых для предоставления субсидии; требования к оформлению документов, к содержанию соглашения; размеры предоставляемой субсидии, основания для отказа в предоставлении субсидии, для освобождения получателей от применения к ним мер ответственности за недостижение значения результата предоставления субсидии.
Для получения субсидии учреждение представляет Государственному комитету пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления бюджетных средств.
При отсутствии оснований для отказа в предоставлении целевой субсидии между учреждением и Государственным комитетом заключается соглашение в системе "Электронный бюджет".
Результатом предоставления целевой субсидии является 60 процентов доли фондов учреждения, содержащих информацию об участниках Великой Отечественной войны, документы которых отсканированы для размещения в информационной системе "Портал "Вспомнить всех поименно", от общего количества фондов, запланированных к сканированию с целью развития Портала.
Отчет о достижении результата предоставления целевой субсидии учреждения направляют Государственному комитету в системе "Электронный бюджет" не позднее 15 января 2026 года.
Неиспользованный остаток средств целевой субсидии подлежит возврату в областной бюджет.
Определены: требования к учреждению, перечень документов, прилагаемых к пояснительной записке; основания для отказа в предоставлении целевой субсидии, требования к содержанию соглашения, основания для изменения объема целевой субсидии, для возврата средств в областной бюджет.
Государственному бюджетному учреждению, подведомственному Государственному комитету по делам архивов Челябинской области, в 2025 году предоставляются субсидии из областного бюджета на иные цели на реализацию проекта "Документальное наследие Южного Урала: возвращая забытое", на создание и сохранение страхового фонда документации, на проведение текущего ремонта.
Предоставление субсидий осуществляется Государственным комитетом по делам архивов Челябинской области.
Для получения целевой субсидии учреждение представляет Государственному комитету пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости выделения бюджетных средств.
В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении целевых субсидий Государственный комитет заключает с этим учреждением соглашение в системе "Электронный бюджет".
Результатами предоставления целевых субсидий является: проведение мероприятий по реализации проекта "Документальное наследие Южного Урала: возвращая забытое", проведение мероприятий по созданию и сохранению страхового фонда документации, проведение в учреждении текущего ремонта. Значения результата устанавливаются в соглашении.
Учреждение представляет в Государственный комитет отчет о достижении результата предоставления целевой субсидии не позднее 15 января 2026 года посредством системы "Электронный бюджет".
Не использованный в 2025 году остаток целевой субсидии подлежит перечислению в областной бюджет.
Определены: требования к учреждениям, перечень необходимых документов, основания для отказа в предоставлении целевой субсидии, основания для изменения ее объема, порядок и сроки возврата субсидии в областной бюджет.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2025 году предоставляются субсидии на проведение мелиоративных мероприятий.
Средства выделяются Министерством сельского хозяйства Челябинской области за счет средств областного бюджета в целях возмещения затрат на реализацию проектов мелиорации, прошедших отбор, проведенный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Направлением затрат, в целях возмещения которых предоставляются субсидии, являются разработка проектно-сметной документации на проведение культуртехнических мероприятий, расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы.
Предоставление субсидий осуществляется по итогам отбора получателей, проводимого Министерством. С победителями отбора Министерство заключает соглашение.
Результатом предоставления средств является вовлечение в оборот за счет проведения культуртехнических мероприятий 2,2719 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Получатели представляют отчет о достижении значения результата предоставления субсидии в Министерство в сроки, установленные соглашением, но не реже одного раза в квартал.
В случае нарушения условий предоставления субсидий, выявленного по фактам проверок, средства возвращаются в областной бюджет в полном объеме.
Определены: критерии отбора получателей, условия предоставления субсидии, размер предоставляемых средств, требования к товаропроизводителям на дату подачи заявки на участие в отборе, перечень документов, необходимых для участия в отборе; основания для отказа в предоставлении субсидии, требования к содержанию соглашения.
Разработана Методика оценки достижения получателем субсидий планового объема производства сельскохозяйственной продукции и (или) посевов (посадок) сельскохозяйственных растений на три года на землях, на которых реализован проект мелиорации.
Признано утратившим силу постановление Правительства Челябинской области от 31.05.2022 N 317-П "О Порядке предоставления в 2022 - 2026 годах субсидии на возмещение части затрат на проведение гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, а также мероприятий в области известкования кислых почв на пашне, внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 31.05.2021 г. N 205-П и признании утратившим силу постановления Правительства Челябинской области от 19.03.2020 г. N 92-П" с внесенными изменениями, за исключением Методики оценки достижения получателем средств планового объема производства сельскохозяйственной продукции на три года на землях, на которых реализован проект мелиорации.
Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются Министерством сельского хозяйства Челябинской области за счет средств областного бюджета.
Способом предоставления субсидии является возмещение затрат на приобретение информационно-аналитических систем учета, оборудования и программного обеспечения для сельскохозяйственного производства, приобретение сельскохозяйственной техники.
Предоставление субсидий осуществляется по результатам отбора получателей, проводимого Министерством. С победителями отбора Министерство заключает соглашение в системе "Электронный бюджет".
Результатом предоставления средств является обработка в 2025 году 73 тыс. гектаров пашни, в 2026 году - 75 тыс. гектаров, в 2027 году - 77 тыс. гектаров; приобретение в 2025 году 400 единиц сельскохозяйственной техники, в 2026 году - 405 единиц, в 2027 году - 410 единиц.
Получатели представляют в Министерство отчет о достижении значения результата предоставления субсидии в срок, установленный в соглашении, но не реже одного раза в квартал.
В случае нарушения получателем условий предоставления субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме.
Определены: перечень документов, необходимых для предоставления субсидии, и требования к их оформлению; условия предоставления субсидий, требования к товаропроизводителям, критерии отбора получателей, направления расходования субсидии, порядок расчета размера субсидии, основания для отказа в предоставлении средств, порядок и сроки перечисления субсидии, основания для освобождения получателей от применения к ним мер ответственности за недостижение значения результата предоставления субсидии.
Гранты в форме субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, предоставляются Министерством образования и науки Челябинской области за счет средств областного бюджета.
Направлениями расходования субсидий являются расходы на оплату труда основного персонала организации, начисления на выплаты по оплате труда работников организации, а также расходы на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, учебной литературы, периодических изданий, на транспортные услуги, общехозяйственные нужды и др.
Грант предоставляется по результатам отбора, проводимого Министерством.
Министерство заключает соглашение с организацией, в отношении которой принято решение о предоставлении гранта.
Грант перечисляется на лицевой счет организации, открытый в Управлении Федерального казначейства по Челябинской области, в случае если получателем гранта является образовательная организация, в отношении которой исполнительные органы Челябинской области не осуществляют функции и полномочия учредителя, на лицевой счет организации, открытый в Министерстве финансов Челябинской области, в случае если получателем гранта является областная государственная образовательная организация.
Результатом предоставления средств является подготовка кадров по программам среднего профессионального образования в количестве не менее 50 человек ежегодно. Характеристикой результата является количество обучающихся за счет средств областного бюджета по образовательным программам среднего профессионального образования.
Отчет о достижении значения результата освоения гранта организации предоставляют в системе "Электронный бюджет" ежеквартально, не позднее 15 числа, следующего за отчетным периодом.
Не использованный в отчетном финансовом году остаток гранта подлежит возврату в областной бюджет в течение первых 10 рабочих дней года, следующего за годом предоставления гранта.
Определены: требования, которым должна соответствовать организация на дату подачи заявки на участие в отборе; перечень документов, необходимых для участия в отборе; основания для отказа в предоставлении гранта; формула расчета размера предоставляемых средств, условия предоставления, требования к содержанию соглашения о предоставлении субсидий, основания для возврата средств в областной бюджет.
Внесены изменения в приказ Министерства финансов Челябинской области "О перечне и кодах целевых статей расходов областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области и порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к областному бюджету и бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области".
Перечень и коды целевых статей расходов областного бюджета дополнены позициями: "Финансовое обеспечение проведения генетических экспертных исследований костного материала неопознанных тел погибших в ходе специальной военной операции, а также образцов крови (буккального эпителия) родственников погибших в ходе специальной военной операции"; "Субсидии бюджетным и автономным учреждениям на проведение мероприятий по организации выставки "Особая папка: документы Великой Отечественной войны".
Субсидии предоставляются Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города за счет средств городского бюджета.
Получателями субсидий являются организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обслуживающие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы на территории города, прошедшие отбор. Проведение отбора осуществляется в системе "Электронный бюджет" в форме запроса предложений. С победителями отбора Управление заключает соглашение.
Направлениями расходования субсидии являются расходы на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
Субсидия перечисляется на отдельный расчетный или корреспондентский счет, открытый получателем в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации.
Результатом предоставления средств являются выполненные работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в городе.
Отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии получатели представляют в Управление ежеквартально, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В случае нарушения условий предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, средства возвращаются в бюджет города в полном объеме.
Определены: требования к содержанию объявления о проведении отбора получателей субсидии, к содержанию заявки на участие в отборе, к участникам отбора; критерии оценки заявки, основания для отклонения заявки; требования к содержанию протокола подведения итогов отбора, к содержанию соглашения о предоставлении субсидии; основания для отказа в предоставлении субсидии.
Признано утратившим силу постановление Администрации города Челябинска от 27.06.2024 N 263-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета города Челябинска на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в городе Челябинске".
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Конкурс проводится Министерством образования и науки области с целью выявления и распространения передовых идей инновационного опыта лучших педагогических работников организаций среднего профессионального образования, поддержки и поощрения таких работников, повышения престижа педагогической профессии, формирования и развития кадрового потенциала, а также определения представителя Челябинской области для участия во Всероссийском конкурсе "Мастер года". Участниками конкурса являются мастера производственного обучения, преподаватели учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик профессионального цикла образовательных организаций среднего профессионального образования Челябинской области.
Конкурс проводится в два этапа - отборочный и конкурсный. Первый этап заключается в отборе конкурсной комиссией поданных заявок, по итогам которого формируется список допущенных ко второму этапу кандидатов. Второй этап конкурса включает в себя несколько конкурсных мероприятий, по его результатам определяются абсолютный победитель, три призера и четыре лауреата.
Победитель награждается почетной грамотой и денежным вознаграждением в размере 100 тыс. рублей, призеры - дипломами и денежным вознаграждением в размере 50 тыс. рублей каждый, лауреаты конкурса - дипломами и денежным вознаграждением в размере 25 тыс. рублей каждый. Абсолютный победитель направляется для участия во Всероссийском конкурсе "Мастер года".