Новое в законодательстве Орловской области

10 октября 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Кредитал+", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Целями государственной национальной политики Орловской области являются также: укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов; сохранение и поддержка традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества.

К направлениям государственной национальной политики Орловской области дополнительно отнесена реализация мер, направленных на противодействие любым проявлениям неонацизма, современных форм расизма, национализма, ксенофобии, русофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

Уточнены инструменты реализации государственной национальной политики Орловской области: федеральное законодательство и законодательство Орловской области; государственная программа Орловской области "Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества" и иные государственные программы Орловской области; заседания координационного совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Губернаторе Орловской области; государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Определены основные задачи и функции Главного управления, права и порядок организации деятельности Главного управления.

В частности, основными задачами Главного управления являются: осуществление функций Администрации Губернатора и Правительства Орловской области, органов исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в качестве главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета, получателей бюджетных средств федерального и областного бюджетов, главных администраторов доходов, администраторов доходов областного бюджета; осуществление мероприятий, способствующих наиболее эффективному и рациональному использованию бюджетных средств, в целях обеспечения контроля за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным бюджетным сметам, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей; организация закупок товарно-материальных ценностей и основных средств по централизованным поставкам и распределение согласно заявкам органов исполнительной власти; контроль за созданием необходимых условий для высокоэффективного труда сотрудников Администрации, оснащением их рабочих мест мебелью, канцелярскими принадлежностями, современными средствами оргтехники и связи.

Утверждена структура Главного управления.

С 01.01.2026 утрачивают силу указы Губернатора Орловской области от 10.01.2019 N 5 "Об утверждении Положения об управлении по материально-техническому обеспечению Администрации Губернатора и Правительства Орловской области и его структуры" и от 18.01.2019 N 24 "Об утверждении Положения о главном управлении бухгалтерского учета, отчетности и бюджетного планирования органов исполнительной государственной власти Администрации Губернатора и Правительства Орловской области и его структуры".

Указ вступает в силу с 01.01.2026.

В перечень включена услуга по физической реабилитации и абилитации инвалидов с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

ЖИЛИЩЕ

Уточнены объемы реализации и финансирования мероприятий в рамках пообъектного плана-графика догазификации. В частности, объем финансирования мероприятия в рамках пообъектного плана-графика догазификации с налогом на добавленную стоимость на 2025 год для АО "Газпром газораспределение Орел" увеличен с 108801,05 тыс. рублей до 178012,16 тыс. рублей, для АО "Газпром газораспределение" - с 121980,46 тыс. рублей до 136688,16 тыс. рублей.

Скорректированы: план мероприятий региональной программы газификации; сводный и пообъектный планы-графики догазификации; сводный и пообъектный планы-графики догазификации территорий ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

Расширен круг лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов расходов по оплате жилого помещения. К ним отнесены в том числе: военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, прокуроры, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, в том числе уволенные в запас (отставку), выполнявшие задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции; лица, обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий; лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам; лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Уточнена длительность стажа непрерывной работы, при достижении которого руководителю предоставляется ежемесячная выплата в размере 30% от должностного оклада, - свыше 20 лет. Ранее продолжительность непрерывного стажа работы для получения выплаты в указанном размере составляла свыше 25 лет.

Установлена 7% надбавка за интенсивность, напряженность и эффективность (качество) работы к должностному окладу руководителей муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Орла, которые провели 5 - 7 конкурсных, массовых, образовательных мероприятий на уровне учреждения, в том числе зарегистрированных в АИС "Навигатор дополнительного образования детей Орловской области".

Постановление Администрации города Орла от 16.09.2025 N 5333 "О внесении изменений в постановление Администрации города Орла от 06.09.2013 N 4128 "Об утверждении Порядка установления стимулирующих выплат и оказания материальной помощи руководителям муниципальных образовательных учреждений города Орла" признано утратившим силу.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Скорректированы формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в части соблюдения поставщиками социальных услуг обязательных требований: к предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; к информационной открытости.

В частности, к числу контрольных вопросов для проверки соблюдения требований к предоставлению социальных услуг в стационарной форме дополнительно отнесены вопросы, уточняющие, обеспечена ли возможность сопровождения получателя социальных услуг (в том числе лиц, признанных инвалидами) при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми организацией; возможность для самостоятельного передвижения по территории организации; возможность для самостоятельного входа, выхода и перемещения внутри организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении.

Признана утратившей силу форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам поставщика социальных услуг.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Уточнено, что конкурсный отбор получателей субсидии осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Ранее проведение отбора обеспечивалось посредством государственной специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр".

Определены условия для внесения изменений в объявление о проведении отбора: продление срока подачи заявок участниками отбора (не менее 10 календарных дней до даты окончания приема заявок); изменение способа отбора не допускается; предусматривается право участников отбора внести изменения в заявки, поданные до внесения изменений в объявление; участники конкурсного отбора, подавшие заявку, уведомляются о внесении изменений в объявление не позднее дня, следующего за днем внесения изменений, с использованием системы "Электронный бюджет".

Любой участник отбора в период со дня размещения объявления о проведении отбора и не позднее 3 рабочих дней до дня завершения подачи заявок вправе направить в Департамент внутренней политики и развития местного самоуправления Орловской области не более трех запросов о разъяснении положений объявления путем формирования в системе "Электронный бюджет" соответствующего запроса.

Скорректированы критерии и шкала оценки заявок на участие в отборе получателей субсидий.

Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области наделен полномочиями главного администратора доходов областного бюджета по кодам бюджетной классификации: "Платежи в целях возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения с государственным органом субъекта Российской Федерации (казенным учреждением субъекта Российской Федерации) государственного контракта, а также иные денежные средства, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (за исключением государственного контракта, финансируемого за счет средств дорожного фонда субъекта Российской Федерации)"; "Платежи в целях возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения с государственным органом субъекта Российской Федерации (казенным учреждением субъекта Российской Федерации) государственного контракта, финансируемого за счет средств дорожного фонда субъекта Российской Федерации, а также иные денежные средства, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Определены режим использования земель и земельных участков, требования к градостроительным регламентам в границах объединенной охранной зоны и объединенной зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

В частности, в границах объединенной зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности запрещается строительство, реконструкция объектов капитального строительства, не соответствующих следующим требованиям, за исключением случаев, если такие строительство, реконструкция необходимы для обеспечения функционирования объекта культурного наследия: сохранение исторических линий застройки кварталов (линии застройки по ул. Гагарина, пересечения ул. Гагарина - Воскресенский пер.); максимальный процент застройки в границах земельного участка - 70%; максимальное количество надземных этажей - 4 этажа; максимальная высота объектов капитального строительства - не более 15 метров; конструкция крыши - скатная (чердачная) крыша, плоская крыша, вальмовая; архитектурный облик - стилистически нейтральный по отношению к объектам культурного наследия, исключение в архитектурном решении активного силуэта; материал кровли - кровельная сталь; оформление лицевых фасадных плоскостей в едином цветовом либо нейтральном решении по отношению к объекту культурного наследия с учетом архитектурного облика здания, строения, сооружения.

Решения о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны принимаются Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области на основании предложений органов местного самоуправления об их разработке за счет средств местных бюджетов либо на основании заявлений об их выдаче, направленных в Управление заинтересованными лицами.

Так, с заявлением о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны в Управление могут обратиться: собственники или пользователи объектов культурного наследия, правообладатели зданий, строений, сооружений, земельных участков, иного недвижимого имущества, которые расположены в границах зон охраны объектов культурного наследия, защитных зон объекта культурного наследия; общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; физические и юридические лица, с которыми заключен договор о комплексном развитии территории, либо юридические лица, обеспечивающие реализацию решения о комплексном развитии территории.

Управление указывает в решении: вид проектируемых зон охраны (отдельная или объединенная); перечень объектов культурного наследия, в отношении которых осуществляется разработка проектов зон охраны, объединенных зон охраны; сведения о наличии либо об отсутствии у объектов культурного наследия границ территорий и зон охраны, объединенных зон охраны, утвержденных в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия; сведения о наличии правовых оснований для изменения зон охраны, их границ, состава, режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны; сведения о порядке представления в Управление проектов зон охраны в целях установления, изменения зон охраны.

Порядок не применяется для разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, или объединенных зон охраны, включающих такие объекты.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Целью программы является увеличение к 2030 году в 2,5 раза числа лиц с болезнями системы кровообращения, проживших предыдущий год без острых сердечно-сосудистых событий.

Исполнение мероприятий программы, в частности, позволит достичь к 2030 году следующих результатов: снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения до 470,8 на 100 тыс. населения; снижение уровня смертности от инфаркта миокарда до 27 на 100 тыс. населения; снижение смертности населения от ишемической болезни сердца до 417 на 100 тыс. населения; снижение больничной летальности от инфаркта миокарда до 9,0%; снижение больничной летальности от острого нарушения мозгового кровообращения до 14,0%; увеличение доли пациентов, которым выполнена стресс-ЭхоКГ, от общего числа пациентов с ишемической болезнью сердца, находящихся на диспансерном наблюдении, до 2%; увеличение доли пациентов, которым за последние 2 года выполнены неинвазивные методы диагностики ишемии миокарда и стенозирующего атеросклероза коронарных артерий, от общего числа пациентов с ишемической болезнью сердца, находящихся на диспансерном наблюдении, до 4%; увеличение числа лиц с болезнями системы кровообращения, проживших предыдущий год без острых сердечно-сосудистых событий, до 10%; увеличение доли случаев выполнения догоспитальной тромболитической терапии и стентирования коронарных артерий пациентам с инфарктом миокарда от всех пациентов с инфарктом миокарда, госпитализированных в стационар в первые сутки от начала заболевания, до 95%.

Распоряжение Правительства Орловской области от 26.06.2019 N 298-р <Об утверждении региональной программы Орловской области "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями"> признано утратившим силу.