Обзор законопроектов
12 декабря 2025 года
ФИНАНСЫ
Участники финансового рынка смогут заключать на организованных торгах договоры займа ценных бумаг.
Законодатели предложили соответствующие изменения в Федеральные законы "Об организованных торгах" и "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте". Планируется предоставить возможность участникам финансового рынка заключать на организованных торгах договоры займа ценных бумаг с квалифицированным центральным контрагентом, а также осуществлять клиринг по итогам заключения таких договоров. Квалифицированный центральный контрагент может заключать договоры займа ценных бумаг с каждым из участников торгов, соответствие зарегистрированных разнонаправленных заявок которых друг другу установлено организатором торговли. При этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется, и простая письменная форма считается соблюденной. Документами, подтверждающими заключение, прекращение или исполнение такого договора, будут являться отчеты клиринговой организации.
Поскольку договоры займа ценных бумаг будут заключаться на организованных торгах на основании безадресных заявок, обязательства из них подлежат клирингу. Клиринг будет осуществляться посредством включения подлежащих исполнению или прекращению обязательств в клиринговый пул. В ходе клиринга в отношении обязательств по договору займа и других обязательств, включенных в один клиринговый пул, будет проводиться неттинг, в результате которого может возникать новое обязательство, подлежащее исполнению. Из-за специфики исполнения биржевых сделок с централизованным клирингом, учитывая необходимость обеспечения открытости и прозрачности заключения сделок на организованных торгах, законопроектом устанавливается, что договоры займа ценных бумаг, заключенные на бирже, не могут быть оспорены по безденежности.
По мнению авторов проекта Закона, его принятие позволит расширить линейку доступных участникам финансового рынка инструментов для управления своей ликвидностью. Использование договоров займа ценных бумаг наряду с договорами репо и договорами банковского вклада (депозита) поможет участникам рынка в полной мере задействовать сервисы, связанные с проведением организованных торгов, клирингом и расчетами по итогам клиринга.
Стадию первого чтения прошел законопроект, направленный на обеспечение ликвидности цифровых прав.
Цифровые финансовые права, в т.ч. цифровые финансовые активы, смогут обращаться на финансовом рынке через профессиональных посредников - брокеров, доверительных управляющих и депозитарий. Сделки с цифровыми правами будут проходить через спецдепозитарий.
По мнению разработчиков, принятие проекта будет способствовать прозрачности ценообразования цифровых прав, закреплению возможности приобретения и отчуждения цифровых прав без изменения привычного для инвестора способа управления своими инвестициями.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Правительство РФ предложило продлить действие переходных положений для зон с особыми условиями использования территорий.
Действующий порядок для установления, изменения и прекращения существования зон с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) сохранят в силе до 2033 года.
Законопроект предусматривает дополнительный срок, в течение которого органы власти должны завершить разработку и окончательное утверждение типовых положений для всех категорий зон, а также обеспечить их согласованность с действующими градостроительными регламентами и нормативными актами регионального уровня.
Кроме того, авторы проекта предлагают закрепить возможность заблаговременно вводить в действие новые положения о ЗОУИТ в случае, если указанные положения отвечают действующим требованиям в части обеспечения безопасности эксплуатации объектов и при этом учитывают существующую градостроительную ситуацию в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Для контроля за драгоценными металлами будет создана единая система учета.
Правительство РФ предложило отслеживать оборот драгметаллов с применением государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК).
Аффинажные организации не смогут принять драгметаллы на аффинаж, если сведения в ГИИС ДМДК не позволяют обеспечить их прослеживаемость и подтвердить подлинность и легальность происхождения.
Как следует из пояснительной записки, предложенные изменения помогут усовершенствовать механизм проверки наличия лицензий на добычу драгметаллов и иных документов, подтверждающих легальность происхождения драгметаллов, при совершении сделок с ними.
Законодатели предлагают усовершенствовать управление в области карантина растений.
В частности, предусматривается:
- закрепить новые понятия "идентификационный номер партии подкарантинной продукции", "прослеживаемость партии подкарантинной продукции" и "средства идентификации";
- определить механизм присвоения идентификационных номеров партиям подкарантинной продукции;
- расширить перечень сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе в области карантина растений, включив в него информацию об идентификационных номерах партий подкарантинной продукции и объемах партий, о структуре посевных площадей и урожайности, о местах нахождения и осуществления деятельности производителей такой продукции.
Как поясняют авторы проекта, его реализация не допустит ввоз на внутренний рынок "санкционных" и обезличенных товаров, а также обеспечит охрану растений и территорию РФ от распространения по ней карантинных объектов.
Правительство РФ выступило с инициативой об автоматизации весогабаритного контроля транспортных средств.
Планируется создать на всех автодорогах единую федеральную автоматизированную систему весогабаритного контроля (далее - АСВГК). Владельцы пунктов контроля и операторы ГИС на транспорте будут передавать в нее информацию для формирования актов измерения весогабаритных параметров. При этом операторов АСВГК обяжут передавать в контрольно-надзорные органы акты измерений и проекты протоколов обследований для административных процедур. В свою очередь, надзорные ведомства должны будут направлять в систему данные о постановлениях по нарушениям и их статусах. Посты контроля федеральных и региональных дорог объединят в единую систему.
В целях оперативного устранения нарушений информация обо всех результатах измерений будет доступна перевозчикам.
Вес автомобиля будут определять по усредненному показателю при проезде через две или более рамки, чтобы исключить ошибочное наложение штрафа по показаниям неисправного поста.
Правительство РФ получит полномочия по утверждению порядка доступа перевозчиков к данным АСВГК, а также определит особенности мониторинга работоспособности дорожных пунктов.
Ответственность за обеспечение информационного взаимодействия между различными ГИС на транспорте и АСВГК возложат на Минтранс России.
На территории Московской области внедрят экспериментальный правовой режим по регулированию застройки и регистрации прав на индивидуальные жилые и садовые дома. Соответствующий законопроект принят в первом чтении.
В настоящее время, как следует из пояснения к проекту, при строительстве индивидуальных жилых домов застройщики во многих случаях не соблюдают требования к отступам от границ земельного участка, этажности строящихся объектов и проценту застройки, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки. В результате такого строительства на территориях муниципальных образований нарушаются пожарные и градостроительные нормы, а также ухудшается архитектурный облик соответствующих территорий.
Законодатели предлагают провести с 01.01.2026 по 01.01.2029 в Московской области эксперимент в сфере строительства, реконструкции индивидуальных жилых и садовых домов.
В отношении земельных участков, права на которые возникнут с 01.01.2026, органы власти субъекта РФ будут обязаны выдавать бесплатно новому собственнику (или иному правообладателю) градостроительный план земельного участка. В плане будут обозначены предельные параметры разрешенного строительства: минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий; предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Соответствие построенного дома предельным параметрам проверит кадастровый инженер в ходе подготовки технического плана. В случае выявления несоответствия параметров объекта градостроительным требованиям кадастровый инженер будет обязан отказаться от выполнения кадастровых работ по подготовке технического плана.
Кроме того, вводится обязанность для государственного регистратора прав осуществлять проверку представленных для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документов на предмет соответствия минимальным отступам от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений.
Срок аккредитации "Российского сельскохозяйственного центра" перенесут с 01.03.2026 на 01.03.2030.
Данное учреждение осуществляет определение сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений. В настоящее время центр сталкивается с серьезными организационными и финансовыми трудностями при подготовке к обязательной аккредитации всех своих лабораторий и инспекционных органов. Требования аккредитации приведут к резкому сокращению сети районных отделений и, как следствие, к падению объемов и доступности услуг по проверке семян для сельхозпроизводителей.
Перенос срока на 1 марта 2030 года позволит учреждению сохранить текущие объемы работ по обеспечению страны семенами, провести полноценную подготовку к переходу на аккредитованную работу в установленный новый срок.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Передачу федеральных земель муниципалитетам ограничат. Правительственный законопроект поддержан депутатами.
Согласно действующей редакции Земельного кодекса РФ передаче в муниципальную собственность подлежит любая федеральная земля, в т.ч. участки, предоставленные в аренду, а также задействованные в госпрограммах по вовлечению в хозяйственный оборот. Это, по мнению разработчиков, приводит к потере федерального контроля за оборотом земель и доходности федерального бюджета.
Документом вводится запрет на передачу из федеральной в муниципальную собственность:
- лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда;
- земельных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях (заповедники, заказники, национальные парки);
- земли, находящейся в границах особых экономических зон;
- участков, на которых ведется или планируется госстроительство;
- земли с существующими зданиями, сооружениями или объектами незавершенного строительства;
- участков, предоставленных в пользование третьим лицам.
Кроме того, законопроектом планируется разрешить выставлять на торги для заключения договора аренды федеральные или муниципальные земельные участки, расположенные в границах береговой полосы водного объекта общего пользования. При этом арендаторы обязаны будут обеспечить свободный доступ граждан к воде. Как следует из пояснительной записки, это создаст дополнительные возможности для бизнеса, в т.ч. для строительных организаций, работающих над проектами благоустройства, туристической и рекреационной инфраструктуры.
В первом чтении принят законопроект, уточняющий перечень органов, отвечающих за инженерную защиту территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Планируется закрепить, что орган, уполномоченный на осуществление инженерной защиты территорий, будет определяться законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований.
Также в целях исключения правовой определенности предлагается уточнить, что инженерная защита территорий осуществляется органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство на территориях, подверженных негативному воздействию вод.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА
В официальных документах формулировку "умственно отсталый" заменят на более корректную с точки зрения педагогики и психологии.
Проектом предлагается заменить термин "различные формы умственной отсталости" на "нарушение интеллекта", устранив ограничение возможностей детей, имеющих такой диагноз, в успешной социализации в современном мире.
Термин "различные формы умственной отсталости", как отмечают авторы проекта, с точки зрения повседневной жизни является достаточно оскорбительным, и использование его в нормативных правовых актах представляется неправильным.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Срок интеграции новых регионов в единую спортивную систему Российской Федерации пролонгируют.
Законопроект подготовлен в связи с необходимостью продолжения реализации мероприятий социально-экономического развития в новых субъектах РФ в части физической культуры и спорта, в т.ч. проведения капитального ремонта спортивных сооружений, приведения спортивной инфраструктуры в соответствие с нормативными требованиями, а также организации и проведения мероприятий, позволяющих достичь среднероссийского уровня развития сферы физической культуры и спорта.
До 01.01.2028 предлагается продлить срок действия положений Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
ПРАВОСУДИЕ
Госдума одобрила в первом чтении проект Федерального конституционного закона о запрете на исполнение постановлений некоторых судов иностранных государств, международных судебных органов.
Согласно документу постановления судов иностранных государств, наделенных полномочиями в сфере уголовного судопроизводства другими иностранными государствами без участия Российской Федерации, и международных судебных органов, компетенция которых не основана на международном договоре Российской Федерации или резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, принятой в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава Организации Объединенных Наций, не будут подлежать исполнению в Российской Федерации.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ