Обзор законопроектов
30 сентября 2022 года
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Рассматриваемый законопроект подготовлен в целях совершенствования порядка проведения конкурсных процедур и передачи объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения надежному концессионеру, способному обеспечить качественное и бесперебойное предоставление гражданам жизнеобеспечивающих услуг.
Так, предусматриваются равный доступ заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, а также обязательный размер задатка для лиц, направивших заявки о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта ЖКХ.
Кроме того, вводится норма, позволяющая ограничить участие недобросовестных лиц в конкурсной процедуре, а именно: задаток остается у концедента при отзыве заявки до принятия решения о победителе конкурса или отказе или уклонении победителя конкурса от подписания концессионного соглашения.
Устанавливается срок размещения уполномоченным органом конкурсной документации на официальном сайте в сети Интернет, а также вводится запрет на участие в качестве концессионера в концессионном соглашении государственных и муниципальных унитарных предприятий или бюджетных учреждений в случае, если хотя бы один из учредителей такого предприятия или учреждения является концедентом.
Закрепляется запрет на неоднократную и последовательную передачу хозяйствующим субъектам объектов коммунальной инфраструктуры без проведения торгов, если такая передача приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Цель данного законопроекта - обеспечение гарантий прав граждан и организаций, в т.ч. субъектов малого и среднего предпринимательства, которые будут приобретать в собственность или в пользование объекты недвижимости, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, если в процессе оказания государственной или муниципальной услуги по приобретению объектов недвижимости произошло изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, влияющее на размер платы или цены соответствующего договора.
Закрепляется порядок применения кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если при оказании соответствующей услуги размер платы или цена определяются исходя из величины кадастровой стоимости.
Предусматривается применение кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащейся в ЕГРН на дату подачи соответствующего заявления (ходатайства) о предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Устанавливаются дополнительные гарантии прав субъектов гражданского оборота, если после даты подачи заявления (ходатайства) о предоставлении государственной или муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора аренды или договора купли-продажи объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, кадастровая стоимость изменилась в сторону понижения. В таком случае при оказании соответствующей государственной или муниципальной услуги применяется измененная (сниженная) кадастровая стоимость объекта недвижимости.
ГД ФС РФ поддержала правительственный законопроект об уменьшении суммы задатка при продаже публичного имущества.
В целях расширения круга потенциальных покупателей приватизируемого государственного и муниципального имущества сумму задатка при продаже такого имущества планируют уменьшить с 20% до 10% в случае продажи имущества, начальная цена которого составляет менее 100 млн. руб.
Как полагают авторы законопроекта, предлагаемая мера позволит потенциальным покупателям снизить затраты на обслуживание заемных средств, необходимых для участия в приватизационных торгах (задаток).
ЖИЛИЩЕ
Депутаты ГД ФС РФ инициировали законопроект о техническом обследовании многоквартирного дома при реализации программы капитального ремонта.
В целях исключения ошибок при составлении планов текущего и капитального ремонта, возникающих из-за отсутствия достоверной информации о техническом состоянии многоквартирных домов, об износе их конструктивных элементов и инженерных систем, предлагается:
- установить порядок расчета сроков выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, учитывающий их фактическое техническое состояние;
- закрепить правила проведения технического обследования многоквартирного дома.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
В целях дальнейшего усовершенствования системы предоставления гражданам РФ государственных социальных услуг в беззаявительном порядке Правительством РФ предлагается:
- установить, что страховая и социальная пенсии по случаю потери кормильца, а также социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны, будут назначаться в беззаявительном порядке;
- назначать со дня смерти кормильца страховые и социальные пенсии по случаю потери кормильца детям умершего кормильца, не достигшим возраста 18 лет. При этом данные пенсии будут назначаться в сокращенные сроки - не позднее 5 рабочих дней со дня поступления сведений о смерти кормильца из федерального регистра сведений о населении. В течение 3 рабочих дней со дня назначения пенсии лицо, не достигшее возраста 18 лет, будет извещаться о таком назначении;
- производить перерасчет размера пенсии со дня ее назначения без истребования от пенсионера заявления в случае представления пенсионером, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, документов, которые подтверждают обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, и влекут увеличение ее размера, а также при поступлении таких документов от госорганов, органов местного самоуправления либо от подведомственных им организаций;
- назначать более выгодную из пенсий лицам, которые одновременно имеют право на назначение как страховой, так и социальной пенсии по случаю потери кормильца;
- закрепить, что социальная пенсия детям в возрасте до 18 лет, оба родителя которых неизвестны, будет назначаться с даты составления записи акта о рождении;
- установить беззаявительный перерасчет фиксированных выплат к страховым пенсиям по старости и по инвалидности.
Правительство РФ предлагает расширить круг лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги перед Российской Федерацией.
Так, устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение гражданам, награжденным тремя орденами Мужества и (или) "За личное мужество".
Дополнительная выплата составит 330 процентов размера социальной пенсии.
Проект Закона разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.2021 N 54-П "По делу о проверке конституционности п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки А.Н. Меджидовой".
Предлагается сохранить право на ежемесячную денежную выплату детей первого поколения граждан, указанных в пп. 1, 2, 3 и 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, а также обеспечить право на эту выплату детям их последующих поколений при условии, что родители (один из родителей) этих детей страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения.
ФИНАНСЫ
Законопроект подготовлен в целях реализации норм законопроекта N 149922-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", которым предусматривается предоставление в электронном виде услуг по государственной аккредитации образовательной деятельности и признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.
В частности, устанавливается, что госпошлина будет уплачиваться не за выдачу свидетельств, а за признание иностранного образования или иностранной квалификации, за госаккредитацию образовательной деятельности, за внесение изменений в реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за предоставление временной аккредитации. При этом сами размеры госпошлины не изменятся.
Также планируется отменить госпошлину за выдачу дубликатов и за переоформление свидетельств.
Законопроект разработан в целях обеспечения равных условий налогообложения в отношении одного вида услуг, реализуемых разными субъектами: коммерческими управляющими компаниями, осуществляющими свою деятельность на основании соответствующих лицензий, и государственной управляющей компанией, осуществляющей свою деятельность в связи с наделением ее такой функцией на основании закона.
Так, предлагается освободить от налогообложения на территории Российской Федерации услуги по доверительному управлению имуществом, составляющим ипотечное покрытие, оказываемые государственной управляющей компанией, определенной в соответствии с законодательством РФ об инвестировании средств пенсионных накоплений.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней и приведение отдельных положений Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в соответствие с нормами Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза от 22 ноября 2019 г.
В частности, уточняются понятия "аффинаж драгоценных металлов", "лом и отходы драгоценных металлов", "ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней", вводится понятие "отходы драгоценных камней", исключающее расширенное толкование и требование по определению классификационных характеристик отходов драгоценных камней и позволяющее субъектам огранки драгоценных камней самостоятельно осуществлять аттестацию отходов драгоценных камней.
Предусматривается разделение лицензируемой деятельности по приобретению у физлиц лома и отходов драгоценных металлов на скупку ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и заготовку продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, лома и отходов такой продукции (изделий).
Корректируются порядок распоряжения аффинированными драгоценными металлами и добытыми из недр драгоценными камнями, порядок реализации уполномоченными государственными органами преимущественного права покупки аффинированных драгоценных металлов и добытых из недр драгоценных камней в части установления единообразия и сокращения сроков направления предложений о приоритетной закупке и их рассмотрения, а также порядок пополнения Госфонда России и отпуска ценностей из него.
Законопроектом предлагается наделить Гохран России правом на осуществление реализации на внешнем рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, отпущенных из Госфонда России.
Предусматривается механизм выплаты вознаграждения за сдачу клада, содержащего драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, имеющих историческое, художественное и иное культурное значение, в Госфонд России.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Законопроект подготовлен в целях совершенствования механизмов реабилитации больных наркоманией.
Предлагается определить формы социальной реабилитации больных наркоманией, а также урегулировать вопросы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в указанной сфере.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ