Обзор законопроектов

15 июля 2022 года

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 87705-8
"О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 05.07.2022)

Депутаты ГД ФС РФ предлагают повысить максимальный размер микрозайма для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях расширения возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства по привлечению доступного финансирования предусматривается увеличение максимального размера микрозайма до 7 млн. руб.

Сейчас микрофинансовой организации запрещено выдавать заемщику - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю микрозаем, если сумма основного долга по договору микрозайма перед этой микрофинансовой организацией превышает 5 млн. руб.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект Федерального закона N 130955-8
"О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 28.06.2022)

Проект Федерального закона N 130936-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 28.06.2022)

В первом чтении приняты несколько законопроектов, предусматривающих создание на базе ГК "Агентство по страхованию вкладов" (далее - АСВ) системы гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению (далее соответственно - система гарантирования НПО, НПФ).

Законопроект N 130955-8 устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы гарантирования прав участников, регулируются отношения между субъектами системы гарантирования прав участников, определяются порядок и условия осуществления гарантийного возмещения.

Гарантийными случаями в соответствии с законопроектом будут являться аннулирование лицензии НПФ (за исключением добровольного) или банкротство НПФ.

Предусматривается, что на этапе накопления участникам будет гарантирован остаток средств на именных пенсионных счетах (взносы самого участника, его работодателя и иных лиц с учетом результата их размещения), но не более предельного размера гарантируемой суммы - 1,4 млн. руб.

На этапе выплат законопроект предусматривает гарантию выплаты любых пенсий в размере, выплачиваемом на дату наступления гарантийного случая, но не более двух размеров социальной пенсии по старости.

Механизм выплаты гарантийного возмещения предлагается установить различным на этапах накопления и выплат с учетом различий в объеме гарантии.

Второй законопроект N 130936-8 предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", корреспондирующих положениям законопроекта о гарантировании НПО.

Также корреспондирующие изменения, направленные на уточнение процедуры банкротства НПФ, планируется внести в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В частности, предусматривается, что требования, возникшие у АСВ в результате выплаты гарантийного возмещения, удовлетворяются в составе требований кредиторов первой очереди за счет средств пенсионных резервов и конкурсной массы, а размер требований иных кредиторов НПФ определяется с учетом выплаченного АСВ гарантийного возмещения.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Проект Федерального закона N 141597-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 05.07.2022)

Рассматриваемым законопроектом регулируются обязанности владельцев онлайн-сервисов по размещению объявлений.

Закрепляется, что основным владельцем таких ресурсов сможет выступать только российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации. При этом доля иностранного участия в российском юридическом лице будет ограничиваться 20 процентами.

Владельцы площадок по размещению объявлений, доступ к которым в течение одного месяца составляет более 10 млн. пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации, будут обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:

- не допускать использование сайта в противоправных целях и с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан;

- соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;

- размещать адрес электронной почты для направления юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица);

- обеспечивать возможность проведения исследования объема аудитории уполномоченной организацией.

Проект Федерального закона N 125222-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 05.07.2022)

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" в части создания правовых основ функционирования государственной информационной системы в области генетической информации "Национальная база генетической информации" (далее - информационная система).

Определяется обладатель информации, содержащейся в информационной системе, - Российская Федерация, заказчик информационной системы - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также ее оператор - ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".

Устанавливаются полномочия Правительства РФ по определению порядка создания информационной системы, ее развитию и эксплуатации, включая правила оборота генетической информации, как внутри информационной системы, так и с лицами, создавшими генетическую информацию либо получившими на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к генетической информации, определяемой по каким-либо признакам, а также получателями информации, содержащейся в информационной системе.

Помимо этого из сферы действия Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" предлагается исключить генодиагностику и генную терапию, поскольку данные виды деятельности должны относиться к сфере регулирования законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Проект Федерального закона N 140582-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 05.07.2022)

Законопроект подготовлен в связи с необходимостью разграничить полномочия по приему, хранению и уничтожению изъятого, добровольно сданного или найденного оружия и боеприпасов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ между войсками национальной гвардии и МВД России.

Правительство РФ предлагает внести изменения в Федеральные законы "Об оружии", "О полиции", "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", закрепив полномочия по приему изъятого оружия, а также добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию и временному его хранению (в течение не более 4 месяцев) за территориальными органами МВД России, а полномочия по приему от органов внутренних дел, хранению и уничтожению указанного оружия и боеприпасов, патронов к нему за войсками национальной гвардии.

Предусматривается, что оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии или разрешения, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также в связи с ликвидацией юрлица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, будут передаваться (сдаваться) в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для временного хранения на срок, не превышающий 4 месяца, до передачи в территориальный орган Росгвардии.

Изымаемые подразделениями войск национальной гвардии оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части огнестрельного оружия, в соответствии с законопроектом будут передаваться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для временного хранения на срок, не превышающий 4 месяца, до возврата собственнику на основании решения территориального органа Росгвардии или передачи в территориальный орган Росгвардии.

Проект Федерального закона N 140449-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 05.07.2022)

Законопроект разработан в целях урегулирования статуса иностранного агента в России.

Разработчики предлагают изменения в целый ряд нормативных правовых актов, а именно в следующие Федеральные законы: "О статусе военнослужащих", "О политических партиях", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О системе государственной службы Российской Федерации", "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", "О бухгалтерском учете", "Об образовании в Российской Федерации", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Согласно законопроекту вводится запрет на пожертвования от иностранных агентов политическим партиям и их региональным отделениям. Также запрещается заключение политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением любых видов сделок с иностранными агентами.

Расширяются основные принципы построения и функционирования системы госслужбы в Российской Федерации. Так, планируется защита системы госслужбы и профессиональной служебной деятельности госслужащих от иностранного влияния. В случае признания гражданина иностранным агентом он не может быть принят на гражданскую или муниципальную службу, а служебный контракт гражданского (муниципального) служащего прекращается.

В соответствии с проектом Закона денежные средства, размещенные иностранными агентами (за исключением физических лиц) или в их пользу, не будут страховаться. Юридические лица и физические лица, признанные иностранными агентами, не смогут быть участниками закупок в России. Также к организациям, признанным иностранными агентами, планируется не применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Предусматривается обеспечение информационной безопасности детей в связи с деятельностью иностранных агентов. Планируется запретить иностранным агентам производить информационную продукцию для детей. Такая продукция будет приравниваться к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, распространение которой среди детей запрещено.

Также предлагается запретить осуществление лицами или организациями, признанными иностранными агентами, просветительской и образовательной деятельности в отношении несовершеннолетних. Лица, признанные иностранными агентами, не будут допускаться к занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Кроме того, сенаторы РФ определяют места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций. При этом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности субъектам РФ разрешается дополнительно определять иные места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, если это обусловлено историческими, культурными и иными объективными особенностями субъекта РФ.

Внесенные законопроекты

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

Проект Федерального закона N 160041-8
"О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.07.2022)

Проект Федерального закона N 160006-8
"О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.07.2022)

Проект Федерального закона N 160003-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.07.2022)

Проект Федерального закона N 159751-8
"О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.07.2022)

Проект Федерального закона N 159708-8
"О внесении изменений в часть 3 статьи 10 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.07.2022)

Проект Федерального закона N 159367-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.07.2022)

Проект Федерального закона N 158929-8
"О внесении изменений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.07.2022)

Проект Федерального закона N 157949-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 05.07.2022)

Проект Федерального закона N 157016-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.07.2022)

Проект Федерального закона N 156404-8
"О внесении изменения в статью 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.07.2022)

Проект Федерального закона N 156395-8
"О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.07.2022)

Проект Федерального закона N 156152-8
"О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.07.2022)

Проект Федерального закона N 155871-8
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.07.2022)

Проект Федерального закона N 155724-8
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части обеспечения равенства прав граждан при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.06.2022)

Проект Федерального закона N 155722-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.06.2022)

Проект Федерального закона N 155690-8
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.06.2022)

О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ

Проект Федерального закона N 155842-8
"О жилых комплексах, об управлении имуществом общего пользования в жилых комплексах"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.07.2022)

ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статьи 17.2 и 17.4 Федерального закона "Об электронной подписи", статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минцифры России, ID проекта 02/04/07-22/00129285)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.07.2022)

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(подготовлен Минкультуры России, ID проекта 02/04/06-22/00128194)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.07.2022)

Проект Федерального закона
"О внесении изменения в статью 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/05/07-22/00129303)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.07.2022)

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/05/07-22/00129301)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.07.2022)

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России, ID проекта 01/05/06-22/00129159)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.06.2022)

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минздравом России, ID проекта 02/04/06-22/00129080)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.06.2022)

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статьи 88 и 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(подготовлен Минздравом России, ID проекта 02/04/06-22/00129078)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.06.2022)