Новое в российском законодательстве (ежедневно)
17 декабря 2025 года
- АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
- НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
- ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
- БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
- ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- СТРОИТЕЛЬСТВО
- ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
- ТРАНСПОРТ
- ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ
- ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
До 30 июня 2026 года включительно продлевается запрет на поставку российских нефти и нефтепродуктов иностранным покупателям, применяющим введенный недружественными государствами "потолок цен"
Запрещаются поставки российских нефти и нефтепродуктов иностранным юридическим лицам и физическим лицам при условии, что в контрактах на эти поставки предусматривается использование механизма фиксации предельной цены, установленного Соединенными Штатами Америки и примкнувшими к ним иностранными государствами. Предусмотрено, что такие поставки могут быть осуществлены на основании специального решения Президента РФ.
Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Президент РФ поручил разработать с применением цифровых решений, предусматривающих наиболее эффективное использование топливно-энергетических ресурсов в каждом субъекте РФ, и утвердить целевые топливно-энергетические балансы федеральных округов и целевой топливно-энергетический баланс Российской Федерации
Также в перечне поручений:
определить статус топливно-энергетических балансов в системе стратегического планирования РФ;
представить предложения по внесению в нормативные правовые акты изменений, направленных на повышение эффективности функционирования электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости формирования рыночных инвестиционных механизмов, совершенствования механизма управления спросом на электрическую энергию и мощность, оптимизации затрат субъектов электроэнергетики;
утвердить Концепцию развития конкурентных розничных рынков электрической энергии и мощности.
Президент РФ поручил представить предложения по организации экспедиций и просветительских мероприятий Русского географического общества на территориях новых субъектов РФ
Также в перечне поручений:
обеспечить создание единой государственной линейки школьных учебников по географии для реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования;
представить предложения по привлечению Русского географического общества к реализации программ комплексного развития территорий Арктической зоны РФ;
рассмотреть вопрос о проведении в 2026 году олимпиады по географии для школьников из государств - участников БРИКС и иных дружественных иностранных государств.
Утверждены программа "Сохранение объектов культурного наследия народов Российской Федерации" на период 2025 - 2045 годов и план мероприятий по ее реализации
Основными задачами программы являются в числе прочего: проведение инвентаризации объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии; приведение в удовлетворительное состояние объектов культурного наследия через региональные и муниципальные меры поддержки; проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; снижение потенциального кадрового дефицита в отрасли (аттестация специалистов в области сохранения объектов культурного наследия).
В целях сохранения и вовлечения в хозяйственный оборот объектов культурного наследия предполагается разделить объекты культурного наследия на следующие категории: категория 1 - объекты культурного наследия, обладающие безусловной исторической, архитектурной, художественной либо иной ценностью и подлежащие сохранению или музеефикации (для памятников археологии) в целях обеспечения в дальнейшем их надлежащего содержания и государственной охраны; категория 2 - объекты культурного наследия, имеющие очевидный потенциал для вовлечения в хозяйственный оборот и подлежащие сохранению; категория 3 - объекты культурного наследия, не имеющие очевидного потенциала для вовлечения в хозяйственный оборот и подлежащие консервации и государственной охране.
Реализация мероприятий программы позволит достичь, в частности, следующих результатов: проведение инвентаризации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия; обновление реестра объектов культурного наследия и улучшение его функциональных возможностей; повышение эффективности управления развитием территорий исторических поселений, в том числе формирование благоприятного имиджа территорий и увеличение внутреннего и въездного туристских потоков; повышение инвестиционной, туристической привлекательности населенных пунктов.
<Письмо> Минпромторга России от 11.11.2025 N ПГ-10-10783
"О рассмотрении обращения"
Минпромторгом даны разъяснения по отдельным вопросам маркировки пищевой продукции
В письме со ссылками на технические регламенты Таможенного союза разъясняется, в частности, какие сведения должна содержать маркировка упакованной продукции, приводится перечень пищевой продукции, в отношении которой не требуется указывать ее состав, сообщается о требованиях к способам доведения маркировки на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, а также приводится порядок указания в маркировке количества упакованной пищевой продукции.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
КС РФ разрешил собственникам грузов предъявлять претензии и исковые требования к перевозчику в случае недостачи груза или его повреждения (порчи) при железнодорожных перевозках
Взаимосвязанные пункт 2 статьи 797 ГК РФ и абзац третий части третьей статьи 120 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку они, регламентируя лишь отношения, возникающие из договора перевозки, не лишают собственника груза, к которому право собственности на груз перешло от грузоотправителя при его сдаче перевозчику железнодорожным транспортом, права на защиту своих законных интересов в случаях недостачи груза или его повреждения (порчи), позволяя прибегнуть к правовым гарантиям, связанным с наступлением указанных случаев, при вступлении в иные, за пределами отношений перевозки, договорные отношения.
В то же время указанные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им официальным толкованием и правоприменительной практикой, исключают из числа гражданско-правовых инструментов, которыми могут быть обеспечены права и законные интересы собственников перевозимых грузов при железнодорожных перевозках, в которых станция отправления и станция назначения находятся в пределах территории Российской Федерации, передачу грузоотправителем или грузополучателем собственнику груза, к которому право собственности на груз перешло от грузоотправителя при его сдаче перевозчику, права предъявления претензий и исковых требований к перевозчику в случае недостачи груза или его повреждения (порчи), не обусловленных обстоятельствами, возникшими до момента сдачи груза перевозчику, с одновременным отказом соответственно грузоотправителя или грузополучателя от возможности реализации такого права.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. До этого при железнодорожных перевозках, в которых станция отправления и станция назначения находятся в пределах территории Российской Федерации, когда право собственности на груз перешло собственнику от грузоотправителя при его сдаче перевозчику:
допускается предъявление собственником груза претензий и исковых требований к перевозчику в случае недостачи груза или его повреждения (порчи), не обусловленных обстоятельствами, возникшими до момента сдачи груза перевозчику, если право предъявлять эти требования к перевозчику передано собственнику грузоотправителем или грузополучателем, которым оно не было ранее реализовано;
собственник груза наряду с документами, которые должен представлять при предъявлении таких требований грузоотправитель или грузополучатель, должен также представить документы, подтверждающие переход к нему права собственности на груз указанным выше образом и передачу ему грузоотправителем или грузополучателем права предъявлять соответствующие требования к перевозчику;
указанные требования подлежат рассмотрению на основе Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и главы 40 ГК РФ;
предъявление этих требований собственником груза исключает предъявление и рассмотрение требований соответственно грузоотправителя или грузополучателя, основанных на тех же фактических обстоятельствах;
если право предъявлять соответствующие требования к перевозчику не передано грузоотправителем или грузополучателем собственнику в рамках договорных отношений между ними, он вправе требовать от грузоотправителя передачи такого права. При отказе грузоотправителя передать данное право, имевшем место после вступления в силу настоящего постановления, - притом что сам грузоотправитель такие требования к перевозчику в интересах собственника не предъявляет - по истечении срока исковой давности на их предъявление потребовать от грузоотправителя возмещение вреда, причиненного собственнику таким бездействием.
Рассмотрен вопрос о предоставлении обладателю публичного сервитута сведений ЕГРН о почтовых адресах и (или) адресах электронной почты правообладателей земельного участка, в границах которого расположен многоквартирный дом и в отношении которого установлен публичный сервитут
В ведомстве полагают возможным направление в порядке части 19 статьи 34 Закона "О государственной регистрации недвижимости" обладателю публичного сервитута информации о том, что земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме, с указанием сведений об указанных собственниках (фамилии, имени, отчества или наименования, почтового адреса и (или) адреса электронной почты, по которым осуществляется связь с таким лицом) согласно актуальным записям о праве, содержащимся в ЕГРН.
ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Минстрой: собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании парковки на территории земельного участка, являющегося общим имуществом, при этом на такой парковке выделяется не менее 10 процентов мест для инвалидов
Соответственно, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, при реализации решения общего собрания обязано проконтролировать наличие мест для инвалидов.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 ЖК РФ обязанность по обеспечению инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах жилищным законодательством прямо возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления и, соответственно, должна осуществляться за их счет.
Соответственно, в случае отсутствия парковки на территории многоквартирного дома, для инвалидов также выделяется не менее 10 процентов на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В случае отсутствия указанных выше парковок инвалид вправе обратиться в органы местного самоуправления для принятия решения о создании парковок общего пользования в рамках обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым зданиям.
Минстрой рассмотрел вопрос о составе и использовании общего имущества в многоквартирном доме
Сообщается, что использование любого элемента общего имущества в МКД индивидуально определенным лицом (в том числе использование собственником помещения в МКД участка фасада МКД в целях установки наружного блока системы кондиционирования) возможно исключительно при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Правила благоустройства, действующие на территории муниципального образования или города федерального значения, могут устанавливать требования к фасадам зданий (в том числе МКД), в том числе к порядку размещения на указанных фасадах наружных блоков систем кондиционирования и иных объектов.
Исполнение указанных требований, установленных на территории муниципального образования или города федерального значения, при использовании участка фасада МКД в целях установки наружного блока системы кондиционирования не приводит к праву отказа от исполнения требования закона об обязательности решения общего собрания собственников помещений, устанавливающего право на использование общего имущества МКД и условия такого использования.
Представлены разъяснения о реестре собственников помещений в многоквартирном доме
В письме содержатся следующие выводы:
управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в МКД;
управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны предоставить лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в МКД, реестр собственников помещений с указанием документов, подтверждающих право собственности на помещения;
положения действующего законодательства не возлагают на собственника помещений обязанности предоставлять лицам, осуществляющим управление МКД, сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений;
фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещений в МКД могут быть предоставлены лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом, в составе выписки из ЕГРН только при условии наличия в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя объекта недвижимости, которая, в свою очередь, делается на основании соответствующего заявления правообладателя;
в случае если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо, то сведения являются общедоступными и указываются в выписках из ЕГРН по запросам любого лица.
Разъяснен порядок вступления в силу Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2025 г. N 1871, направленного на совершенствование порядка компенсации расходов ресурсоснабжающих организаций в связи с самовольным подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и безучетным потреблением коммунальных ресурсов
Сообщается, что в связи с отсутствием установления в Постановлении Правительства РФ от 25 ноября 2025 г. N 1871 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354" (далее - Постановление N 1871) обязательных требований в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а также отсутствием особого порядка вступления в силу, предусмотренного пунктом 7 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763), Постановление N 1871 вступает в силу согласно положениям пункта 6 Указа N 763.
Пунктом 6 Указа N 763 установлено, что акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Дата официального опубликования Постановления N 1871 - 28 ноября 2025 г., соответственно дата его вступления в силу - 6 декабря 2025 г.
По мнению Минстроя России, применение новых повышающих коэффициентов, предусмотренных Постановлением N 1871, возможно при расчете размера платы за услугу холодного водоснабжения, предоставленную в декабре 2025 г., поскольку на момент расчета стоимости такой услуги (после расчетного периода, то есть после декабря 2025 г.) изменения вступили в силу.
<Письмо> МЧС России от 09.12.2025 N ИГ-19-14-1576
"О рассмотрении обращения"
Даны разъяснения по вопросу технического обслуживания системы пожарной сигнализации, которой оснащен многоквартирный дом
Сообщается, в частности, что согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом надлежащее содержание общего имущества должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе о техническом регулировании и пожарной безопасности. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила), установлено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, при этом должно обеспечиваться ежегодное проведение испытаний указанных систем, эксплуатирующихся сверх срока службы, установленного изготовителем технических средств, или при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации.
Положения Правил не ограничивают срок эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности при соблюдении условий, при которых возможна дальнейшая эксплуатации вышеуказанных технических средств. Законодательством о пожарной безопасности не предусмотрены основания для уклонения лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, в том числе управляющей организации, от исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, обслуживанию систем пожарной сигнализации.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в сфере производства социально значимых товаров
Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.
Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 сентября 2031 г.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Скорректированы некоторые формы (форматы) документов, используемых при осуществлении зачета и возврата денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, а также излишне уплаченной (взысканной) госпошлины
Приказом, в частности, в новой редакции изложены некоторые формы (форматы) документов, в том числе заявлений о распоряжении суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, а также утверждены форма и формат заявления о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, не учитываемых в совокупной обязанности.
ФНС внесла изменения в налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
В новой редакции изложены отдельные разделы декларации и формат ее представления в электронном виде. Уточнены порядок ее заполнения и штрихкоды листов.
Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.
Обновлены формы (форматы) запросов, направляемых налоговыми органами в банк (оператору по переводу денежных средств), оператору платформы цифрового рубля
Приказ содержит, в частности, формы запросов: о представлении справки о наличии счетов (специальных банковских счетов), счета цифрового рубля; о представлении выписок по операциям, о предоставлении справки о наличии вкладов (депозитов) и др.
Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@.
Опубликованы данные для расчета НДПИ в отношении нефти и газового конденсата, НДД, а также акциза на нефтяное сырье за ноябрь 2025 года
Коэффициент Кц определен в размере 9,1957.
Приведены показатели, исходя из которых рассчитан данный коэффициент, а также сообщено о размещении на сайтах ФАС России и Минэкономразвития России информации об иных необходимых показателях.
<Письмо> ФНС России от 15.12.2025 N АБ-4-20/11248@
"О направлении методических рекомендаций"
В связи с изменением ставки НДС направлены методические рекомендации по формированию кассовых чеков
С 1 января 2026 года Федеральным законом от 28.11.2025 N 425-ФЗ установлена ставка НДС в размере 22 процента.
Сообщается о формировании кассовых чеков:
при возврате товара с 01.01.2026, который был реализован до 01.01.2026;
в случае коррекции, если в кассовом чеке, сформированном до 01.01.2026, допущена ошибка и необходимо ее исправить;
в случае когда предварительная оплата в счет предстоящей поставки товара была получена до 01.01.2026, а передача предмета расчета (реализация товара) произведена начиная с 01.01.2026;
в случае если товар, облагаемый по ставке НДС 20%, был отгружен до 01.01.2026 без оплаты, а окончательная оплата по нему была произведена после 01.01.2026.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Утверждены правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования для подготовки кадров агропромышленного комплекса
Субсидии предоставляются по результатам отбора проектов развития. Проект развития представляется на отбор в Минсельхоз России уполномоченным органом субъекта РФ, на территории которого планируется его реализация.
Размер гранта "Агропрофи" (средства, источником софинансирования которых является субсидия), предоставляемого на реализацию каждого проекта развития, может составлять не более 90% стоимости проекта развития. При этом не менее 10% стоимости проекта развития должно быть обеспечено грантополучателем за счет средств внебюджетных источников работодателей (с учетом затрат, понесенных на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы проектной документации в целях реализации проекта развития). Максимальный объем затрат на модернизацию образовательной инфраструктуры, который может быть учтен при расчете размера субсидии, не может превышать 250 тыс. рублей на 1 кв. метр. В приложении к правилам приведены критерии отбора проектов развития.
Кроме того, постановлением внесены изменения в некоторые положения госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также в положения госпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий".
Внесены изменения в перечни кодов бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России N 70н
Приказом, в частности, вводятся новые КБК, в том числе для обеспечительного платежа при ввозе товаров на территорию РФ с территории государства - члена ЕАЭС; налога на игорный бизнес (в связи с его переносом в состав федеральных налогов); для страховых взносов самозанятых лиц, добровольно застраховавшихся на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; новых госпошлин; различных субсидий и межбюджетных трансфертов и пр.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Внесены уточнения в порядок применения кодов бюджетной классификации, утвержденный Приказом Минфина России N 82н
Приказ вносит отдельные корректировки в положения, касающиеся применения кодов классификации доходов в отношении поступлений от уплаты административных штрафов.
Кроме того, уточняется порядок отнесения расходов на соответствующие коды классификации расходов бюджетов, в том числе в части расходов на содержание и обеспечение деятельности органов внутренних дел и Росгвардии, а также в порядок отражения в бюджетном учете отдельных операций.
Дополнен перечень кодов структурных элементов для федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Банк России принял решение не проводить расчет ставки однодневного межбанковского кредитования RUONIA за 30 декабря 2025 года
Ставка за 12 января 2026 года будет рассчитана и опубликована на следующий рабочий день, 13 января. Далее расчет и публикация RUONIA продолжатся в обычном режиме.
Индекс и срочная версия RUONIA за период с 30 декабря 2025 года по 12 января 2026 года будут рассчитаны и опубликованы 30 декабря 2025 года. С 13 января 2026 года расчет и публикация этих показателей продолжатся в обычном режиме.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Временный порядок открытия счетов для осуществления валютных операций федеральными органами исполнительной власти и органами управления ГВБФ будет действовать до 1 января 2028 года
На основании Указа N 752 федеральные органы исполнительной власти вправе открывать счета в уполномоченных банках без соблюдения положений статьи 18 закона о защите конкуренции.
Данный указ действовал до 1 января 2026 года. Теперь его действие продлено на 2 года.
Кроме того, открывать счета в соответствии с Указом N 752 теперь вправе также органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Утверждена новая форма федерального статистического наблюдения N 1-молодежь "Сведения о сфере молодежной политики в Российской Федерации"
Административные данные по данной форме предоставляются в соответствии с указаниями по ее заполнению, в сроки и с периодичностью, которые указаны на ее бланке.
Признается утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 21 августа 2023 г. N 402.
Минфин информирует о порядке проведения аудиторской организацией оценки реализации стратегий развития акционерных обществ и ФГУП
Реализация стратегий развития акционерных обществ с государственным участием и отдельных федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) подлежит оценке аудиторской организацией, за исключением случаев, когда такая оценка проводится Казначейством России.
Оценку вправе проводить аудиторские организации, сведения о которых включены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, ведение которого осуществляет Казначейство России.
Предметом оценки являются показатели и мероприятия стратегии развития, отраженные в отчете организации.
Проведение оценки проводится ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Сообщается о правилах организации и оказания услуги по проведению оценки, а также о требованиях к оформлению результатов оценки.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внесены изменения в перечень ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности
Указ вступает в силу со дня его подписания.
<Письмо> Минприроды России от 02.12.2025 N 25-47/51743
"О рассмотрении обращения"
Даны разъяснения по вопросу утилизации деревянной упаковки
Сообщается, в частности, что обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров возникает в отношении товаров, упаковки, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2414 (далее - Перечень N 2414).
При этом согласно сноске <10> раздела III Перечня N 2414 раздел III используют импортеры в отношении ввезенной на территорию РФ упаковки, в которую упакован ввозимый товар, независимо от включения (невключения) такого товара в настоящий перечень. Согласно сноске <11> раздела III Перечня N 2414 буквенное обозначение и цифровой код упаковки по Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 (далее - Технический регламент), применяются исключительно в справочных целях для идентификации упаковки по материалу и функциональному назначению.
Если упаковка, в которую упакован импортируемый товар, не подпадает под действие Технического регламента, это не исключает ее из Перечня N 2414 при условии, что по материалу и назначению она соответствует видам упаковки, указанным в данном перечне.
Таким образом, деревянная упаковка для промышленной продукции отличается от деревянной упаковки для сельскохозяйственной и пищевой продукции только ее назначением, при этом материал и конструкция упаковки как изделия, используемого для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции, не изменяются от изменения предназначения изделия.
Учитывая изложенное, отходы от использования упаковки, занесенной в Перечень N 2414, вне зависимости от распространения на нее Технического регламента, от характера использования упаковки подлежат утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Минстрой уточнил нормативные затраты на работы по подготовке проектной документации для строительства и реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения
Изменения внесены в целях применения единого подхода к расчету нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для строительства в рамках реализации положений Методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации.
Разъяснен правовой статус СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений"
Сообщается, что СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" был одобрен Постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. N 153.
В настоящее время СП 13-102-2003 не актуализирован Минстроем России и в соответствии с пунктом 2 статьи 2, пунктом 7 статьи 10 и со статьей 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" не является документом по стандартизации, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, и содержащим правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов, поэтому может применяться как документ справочного характера в части, не противоречащей действующим нормативным документам.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
На 2026 - 2029 годы установлены цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети"
Признается утратившим силу пункт 1 Приказа ФАС России от 31 октября 2024 г. N 816/24, регулирующего аналогичные правоотношения.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2026 года.
<Письмо> Росприроднадзора от 05.12.2025 N ТК-10-01-34/54785
"О рассмотрении обращения"
Разъяснены положения законодательства в области обращения с отходами
В частности, отмечается, что установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах.
Отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах, полное соответствие классификационных признаков не установлено.
В случае отсутствия вида отхода в ФККО хозяйствующий субъект подготавливает соответствующие материалы для включения вида отходов в ФККО в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов производства и потребления и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по подтверждению отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности.
ТРАНСПОРТ
<Письмо> МЧС России от 22.09.2025 N ИГ-29-1008
"О рассмотрении обращения"
Разъяснен порядок восстановления удостоверения на право управления маломерным судном при истечении срока его действия
Сообщается, в частности, что согласно пункту 3 Порядка восстановления права управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, после утраты оснований для прекращения такого права, утвержденного приказом МЧС России от 10.07.2025 N 603 (далее - Порядок) восстановление права осуществляется при представлении заявителем по предварительной записи посредством единого портала госуслуг или при личном обращении в подразделение ГИМС МЧС России заявления, медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у судоводителей маломерных судов (кандидатов в судоводители маломерных судов) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению маломерными судами и прохождении проверки теоретических знаний, аналогичной проверке теоретических знаний в рамках аттестации физического лица на право управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов.
Таким образом, при истечении срока действия удостоверения на право управления маломерным судном осуществляется его восстановление в соответствии с пунктом 3 Порядка, в том числе посредством прохождения проверки теоретических знаний, аналогичной проверке теоретических знаний в рамках аттестации физического лица на право управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, в соответствии с действующими правилами аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях.
ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ
<Письмо> ФАС России от 11.12.2025 N 02/118220/25
"О результатах рассмотрения обращения"
Рассмотрен вопрос о применении единых правил расчета заказчиками цен при закупках топлива
Сообщается, что перечень источников статистической информации, представленный в порядке, утвержденном Приказом ФАС России от 22.11.2024 N 894/24, является открытым и по усмотрению заказчика могут быть применены иные источники. Требования, предъявляемые к таким источникам, порядком не установлены.
Также отмечается, что при возникновении случаев, не урегулированных порядком, участникам закупок следует руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
На 2026/27 учебный год установлено минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение в вузы, находящиеся в ведении Минобрнауки
Так, в частности, по русскому языку, математике профильного уровня, истории и географии минимальное количество баллов составляет 40 баллов, по обществознанию - 45, по информатике - 46.
Внесены изменения в сроки и места проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2025/26 учебном году
Приложение к Приказу Минпросвещения от 19 ноября 2025 г. N 823 изложено в новой редакции.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
"Клинические рекомендации "Полиартроз (генерализованный остеоартрит)"
(одобрены Минздравом России)
Одобрены клинические рекомендации "Полиартроз (генерализованный остеоартрит)"
Приводятся краткая информация по заболеванию, его диагностика, устанавливается порядок лечения, включая медикаментозную и немедикаментозную терапии, диетотерапию, обезболивание, медицинские показания и противопоказания к применению методов лечения и прочее.