Зпп срок возврата товара надлежащего качества
Подборка наиболее важных документов по запросу Зпп срок возврата товара надлежащего качества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""При этом из буквального толкования п. 5 ст. 26.1 Закона следует, что предусмотренные ст. ст. 18 - 24 названного Закона последствия могут быть применены лишь в случае продажи товара ненадлежащего качества. Таким образом, в законе отсутствуют положения о возможности присуждения неустойки за нарушение установленного п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей десятидневного срока возврата уплаченной по договору денежной суммы в связи с реализацией потребителем права на отказ от товара надлежащего качества."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25 "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества" Закона РФ "О защите прав потребителей""Кроме того, ответственность продавца за нарушение срока удовлетворения требований потребителя о возврате уплаченных за товар надлежащего качества денежных средств, установленного ч. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителей не предусмотрена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как вернуть качественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)с момента приобретения товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара. Продавец может установить более длительный срок возврата, поэтому информацию о сроках возврата товара необходимо уточнить у продавца или в документах на товар;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)с момента приобретения товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара. Продавец может установить более длительный срок возврата, поэтому информацию о сроках возврата товара необходимо уточнить у продавца или в документах на товар;
Готовое решение: Потребитель требует с вас неустойку. В каком размере ее придется уплатить
(КонсультантПлюс, 2025)продавец нарушил сроки возврата денег за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом (п. 3 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022);
(КонсультантПлюс, 2025)продавец нарушил сроки возврата денег за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом (п. 3 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022);
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Статья: К вопросу о гарантийном сроке на объекты долевого строительства
(Бова Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)В соответствии с положениями законодательства о защите прав потребителей производителем так же, как и застройщиком, устанавливается гарантийный срок на товар. В пределах указанного срока потребитель/покупатель вправе требовать устранения выявленных недостатков, уменьшения покупной цены, замены товара на товар надлежащего качества либо товар с аналогичными характеристиками или вовсе требовать возврата уплаченных за товар денежных средств.
(Бова Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)В соответствии с положениями законодательства о защите прав потребителей производителем так же, как и застройщиком, устанавливается гарантийный срок на товар. В пределах указанного срока потребитель/покупатель вправе требовать устранения выявленных недостатков, уменьшения покупной цены, замены товара на товар надлежащего качества либо товар с аналогичными характеристиками или вовсе требовать возврата уплаченных за товар денежных средств.
Готовое решение: Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)Продавец должен вернуть денежную сумму, полученную в оплату товара, от которого покупатель отказался, за исключением расходов на доставку от потребителя возвращенного товара. Сделать это нужно не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). При возврате товаров ненадлежащего качества возврат денежных средств осуществляется с учетом правил, установленных для случаев выявления недостатков в товарах. Это следует из п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
(КонсультантПлюс, 2025)Продавец должен вернуть денежную сумму, полученную в оплату товара, от которого покупатель отказался, за исключением расходов на доставку от потребителя возвращенного товара. Сделать это нужно не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). При возврате товаров ненадлежащего качества возврат денежных средств осуществляется с учетом правил, установленных для случаев выявления недостатков в товарах. Это следует из п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<90> Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.01.2021.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<90> Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.01.2021.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей (п. 4) установлена и такая гарантия соблюдения прав потребителей при дистанционной торговле, как право потребителя на отказ от товара в любое время до его получения, а также после получения - в течение семи дней, без объяснения причин. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей (п. 4) установлена и такая гарантия соблюдения прав потребителей при дистанционной торговле, как право потребителя на отказ от товара в любое время до его получения, а также после получения - в течение семи дней, без объяснения причин. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении непродовольственного товара надлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истец приобрел товар - соковыжималку в рамках проводимой в магазинах ответчика акции, которая предусматривала дополнительные возможности покупателя по обмену товара надлежащего качества: увеличение срока обмена в сравнении с установленным Законом РФ "О защите прав потребителей", а также обмен товаров, в отношении которых покупатель не вправе предъявить подобное требование в силу ст. 25 указанного Закона. Однако истец не воспользовался правом на обмен товара на любой другой товар равной или большей стоимости, предоставленным ему названным Законом и условиями акции, а предъявил требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы в связи с возвратом товара. Суд отметил, что соковыжималка является электробытовым прибором и относится к технически сложным товарам бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, упомянутым в п. 11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар..., утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истец приобрел товар - соковыжималку в рамках проводимой в магазинах ответчика акции, которая предусматривала дополнительные возможности покупателя по обмену товара надлежащего качества: увеличение срока обмена в сравнении с установленным Законом РФ "О защите прав потребителей", а также обмен товаров, в отношении которых покупатель не вправе предъявить подобное требование в силу ст. 25 указанного Закона. Однако истец не воспользовался правом на обмен товара на любой другой товар равной или большей стоимости, предоставленным ему названным Законом и условиями акции, а предъявил требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы в связи с возвратом товара. Суд отметил, что соковыжималка является электробытовым прибором и относится к технически сложным товарам бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, упомянутым в п. 11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар..., утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Статья: Возврат товара надлежащего качества потребителем: контроль за соблюдением условий реализации права
(Крохина М.С.)
("Право и экономика", 2020, N 12)Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о защите прав потребителей не предоставляет потребителю напрямую возможность возвратить товар надлежащего качества. Покупателю предоставлено право обменять товар на аналогичный, подходящий ему по фасону, расцветке, размеру. Правоприменитель придерживается соответствующей позиции. Так, Московский городской суд в своем Определении пришел к выводу о правомерности действий ответчика по отказу в возврате уплаченной за товар денежной суммы в связи с тем, что в магазине имелся аналогичный товар (гидрокостюмы) различных марок, размерный ряд был в полном ассортименте. Таким образом, у покупателя имелась возможность выбрать другой, подходящий по размеру и фасону товар. Потребитель отказался от предложенной возможности и требовал возвратить уплаченные за товар деньги. Вследствие отсутствия у потребителя намерений произвести обмен купленного товара суд пришел к справедливому выводу о правомерности отказа в удовлетворении исковых требований <4>.
(Крохина М.С.)
("Право и экономика", 2020, N 12)Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о защите прав потребителей не предоставляет потребителю напрямую возможность возвратить товар надлежащего качества. Покупателю предоставлено право обменять товар на аналогичный, подходящий ему по фасону, расцветке, размеру. Правоприменитель придерживается соответствующей позиции. Так, Московский городской суд в своем Определении пришел к выводу о правомерности действий ответчика по отказу в возврате уплаченной за товар денежной суммы в связи с тем, что в магазине имелся аналогичный товар (гидрокостюмы) различных марок, размерный ряд был в полном ассортименте. Таким образом, у покупателя имелась возможность выбрать другой, подходящий по размеру и фасону товар. Потребитель отказался от предложенной возможности и требовал возвратить уплаченные за товар деньги. Вследствие отсутствия у потребителя намерений произвести обмен купленного товара суд пришел к справедливому выводу о правомерности отказа в удовлетворении исковых требований <4>.
Последние изменения: Соблюдение правил розничной торговли
(КонсультантПлюс, 2025)Законом о защите прав потребителей не предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки за нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом (п. 3 Обзора).
(КонсультантПлюс, 2025)Законом о защите прав потребителей не предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки за нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом (п. 3 Обзора).
Готовое решение: Как осуществляется дистанционная продажа автомобилей потребителям
(КонсультантПлюс, 2025)семи дней после передачи автомобиля, если в момент его доставки вы предоставили потребителю письменную информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества. То, что в данной норме речь идет про возврат товара надлежащего качества, следует из толкования п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей и п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022;
(КонсультантПлюс, 2025)семи дней после передачи автомобиля, если в момент его доставки вы предоставили потребителю письменную информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества. То, что в данной норме речь идет про возврат товара надлежащего качества, следует из толкования п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей и п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022;
Статья: Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)Вместе с тем вызывает вопросы установление семидневного срока возврата товара надлежащего качества в случае, если потребителю своевременно сообщена информация о порядке и сроках возврата товара. Столь значительное сокращение срока по сравнению с тем, как он установлен в ст. 25 Закона о защите прав потребителей, представляется необоснованным, в особенности с учетом того, что при дистанционном приобретении товара потребитель оказывается в более уязвимом положении в силу отсутствия у него возможности непосредственно ознакомиться с товаром. Представляется, что установление законодателем семидневного срока возврата товара надлежащего качества в случае, если таковой был приобретен дистанционным способом, неоправданно ограничивает права потребителя, в связи с чем видится необходимым увеличение этого срока до 14 дней по аналогии с общим правилом <13>.
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)Вместе с тем вызывает вопросы установление семидневного срока возврата товара надлежащего качества в случае, если потребителю своевременно сообщена информация о порядке и сроках возврата товара. Столь значительное сокращение срока по сравнению с тем, как он установлен в ст. 25 Закона о защите прав потребителей, представляется необоснованным, в особенности с учетом того, что при дистанционном приобретении товара потребитель оказывается в более уязвимом положении в силу отсутствия у него возможности непосредственно ознакомиться с товаром. Представляется, что установление законодателем семидневного срока возврата товара надлежащего качества в случае, если таковой был приобретен дистанционным способом, неоправданно ограничивает права потребителя, в связи с чем видится необходимым увеличение этого срока до 14 дней по аналогии с общим правилом <13>.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии с п. 22 Правил продажи товаров N 2463 при дистанционном способе продажи товара обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, согласно которому потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии с п. 22 Правил продажи товаров N 2463 при дистанционном способе продажи товара обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, согласно которому потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.