Злостный нарушитель порядка отбывания наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Злостный нарушитель порядка отбывания наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 115 "Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы" УИК РФ"Судом учтено, что на основании справки о поощрениях и взысканиях по состоянию на 14 мая 2024 года взыскания в виде водворения в ШИЗО, наложенное на К. 21 марта 2023 года, отменено, фактически К., в силу прямого толкования статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, не являлся злостным нарушителем порядка отбывания наказания, следовательно, применение к нему взыскания в виде помещения в ПКТ противоречит пункту "г" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре" Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Исходя из справки исправительного учреждения, поощрений за все время отбывания наказания ответчик не имел, ему регулярно объявлялись дисциплинарные взыскания, в том числе после признания его 13 мая 2019 года злостным нарушителем порядка отбывания наказания, последнее из которых зафиксировано 23 декабря 2022 года, то есть за несколько месяцев до освобождения, что указывает на отсутствие желания встать на путь исправления (л.д. 10, 13).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 64-ФЗ, ч. 8 ст. 117 УИК РФ, п. 19 Постановления Пленума N 15).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 64-ФЗ, ч. 8 ст. 117 УИК РФ, п. 19 Постановления Пленума N 15).
Статья: Понятие и порядок применения амнистии в уголовном праве России
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановления о порядке применения амнистии определяют полномочия учреждений на применение амнистии, содержат разъяснения о том, какие лица подпадают под действие определенных пунктов, указанных в амнистии, а также подпадают под ограничения, раскрывают суть используемых в амнистии понятий, например, каких лиц следует считать злостными нарушителями порядка отбывания наказания (п. 19 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"), срок, в течение которого амнистия подлежит применению.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановления о порядке применения амнистии определяют полномочия учреждений на применение амнистии, содержат разъяснения о том, какие лица подпадают под действие определенных пунктов, указанных в амнистии, а также подпадают под ограничения, раскрывают суть используемых в амнистии понятий, например, каких лиц следует считать злостными нарушителями порядка отбывания наказания (п. 19 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"), срок, в течение которого амнистия подлежит применению.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4. В административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
(ред. от 31.07.2025)4. В административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)7. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 281, 317, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.
(ред. от 07.04.2025)7. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 281, 317, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.
Статья: Криминологическая характеристика личности преступника, совершившего побег из-под надзора
(Карпов А.А., Рябых С.Б., Щербаков А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)Осужденные, совершившие побег из медучреждений, являются в основном злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказаний; за данной категорией осужденных соответствующий надзор со стороны персонала исправительных и медицинских учреждений установлен не был.
(Карпов А.А., Рябых С.Б., Щербаков А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)Осужденные, совершившие побег из медучреждений, являются в основном злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказаний; за данной категорией осужденных соответствующий надзор со стороны персонала исправительных и медицинских учреждений установлен не был.
Статья: Особенности уголовной ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии (ст. 210.1 УК)
(Бажутов С.А., Кунашев А.А.)
("Законность", 2022, N 11)Например, Б., осужденный Воронежским областным судом 30 ноября 2021 г., с 2018 г. имел статус "положенца", и среди его полномочий была организация поступления денежных средств в "общак". Органами следствия установлено, что Б. для аккумулирования денежных средств использовал банковскую карту, зарегистрированную на своего брата. Из показаний свидетелей следовало, что на эту карту перечислялись деньги так называемыми "смотрящими". Согласно полученным сведениям о движении денежных средств по счету карты установлено, что в дальнейшем деньги переводились на счета осужденных - злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в колонии в условиях строгой изоляции.
(Бажутов С.А., Кунашев А.А.)
("Законность", 2022, N 11)Например, Б., осужденный Воронежским областным судом 30 ноября 2021 г., с 2018 г. имел статус "положенца", и среди его полномочий была организация поступления денежных средств в "общак". Органами следствия установлено, что Б. для аккумулирования денежных средств использовал банковскую карту, зарегистрированную на своего брата. Из показаний свидетелей следовало, что на эту карту перечислялись деньги так называемыми "смотрящими". Согласно полученным сведениям о движении денежных средств по счету карты установлено, что в дальнейшем деньги переводились на счета осужденных - злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в колонии в условиях строгой изоляции.
Статья: Система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы: структура, динамика и перспективы
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Особенности правового положения и облика осужденных (элементы блока пенитенциарного социума) также оказывают значительное влияние на процесс охраны здоровья в ИУ. К ним прежде всего относится специальный правовой статус пациентов, которым при исполнении лишения свободы гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Это, в частности, проявляется в возможности применения по решению медицинской комиссии исправительного учреждения обязательного лечения к осужденным больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, а также ВИЧ-инфицированным осужденным (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). Уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, является основанием признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ) и влечет целый ряд правоограничений.
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Особенности правового положения и облика осужденных (элементы блока пенитенциарного социума) также оказывают значительное влияние на процесс охраны здоровья в ИУ. К ним прежде всего относится специальный правовой статус пациентов, которым при исполнении лишения свободы гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Это, в частности, проявляется в возможности применения по решению медицинской комиссии исправительного учреждения обязательного лечения к осужденным больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, а также ВИЧ-инфицированным осужденным (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). Уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, является основанием признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ) и влечет целый ряд правоограничений.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Лицо не может быть признано злостным нарушителем порядка отбывания наказания, если на момент вступления в силу акта об амнистии факт совершения им нового умышленного преступления в течение испытательного срока условного осуждения не был подтвержден постановлением органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию либо вступившим в законную силу приговором (Постановление Президиума N 85-П19ПР <264>, Определения N 47-АПУ16-9 <265>, N 72-УД19-13 <266>, N 225-П21 <267>).
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Лицо не может быть признано злостным нарушителем порядка отбывания наказания, если на момент вступления в силу акта об амнистии факт совершения им нового умышленного преступления в течение испытательного срока условного осуждения не был подтвержден постановлением органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию либо вступившим в законную силу приговором (Постановление Президиума N 85-П19ПР <264>, Определения N 47-АПУ16-9 <265>, N 72-УД19-13 <266>, N 225-П21 <267>).
Статья: Нормативно-правовое регулирование изменения вида исправительного учреждения: проблемы и недочеты
(Полищук Н.И.)
("Современное право", 2024, N 7)Статья 15 УПК РФ устанавливает, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Следовательно, суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Он обязан создавать необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Мы полагаем, что, исходя из данного законодательного предписания, при рассмотрении дел об изменении вида ИУ в судебном разбирательстве должны участвовать все стороны уголовного процесса. Прокурор должен поддержать представление администрации ИУ и доказать, что осужденный действительно является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ) и что его дальнейшее исправление возможно только в случае ужесточения режима отбывания наказания. В это же время сторона защиты вправе представлять свои аргументы по данному поводу. Для рассмотрения дела по существу и принятия справедливого решения суд может прибегнуть к помощи иных участников уголовного процесса, перечень которых также определен уголовно-процессуальным законодательством.
(Полищук Н.И.)
("Современное право", 2024, N 7)Статья 15 УПК РФ устанавливает, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Следовательно, суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Он обязан создавать необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Мы полагаем, что, исходя из данного законодательного предписания, при рассмотрении дел об изменении вида ИУ в судебном разбирательстве должны участвовать все стороны уголовного процесса. Прокурор должен поддержать представление администрации ИУ и доказать, что осужденный действительно является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ) и что его дальнейшее исправление возможно только в случае ужесточения режима отбывания наказания. В это же время сторона защиты вправе представлять свои аргументы по данному поводу. Для рассмотрения дела по существу и принятия справедливого решения суд может прибегнуть к помощи иных участников уголовного процесса, перечень которых также определен уголовно-процессуальным законодательством.
Статья: Институт судимости в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, 24.04.2015 Государственной Думой было принято Постановление N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в соответствии с п. п. 4 и 12 которого условно осужденные подлежали освобождению от наказания со снятием с них судимости. Однако в силу п. 6 п. 13 данного Постановления его положения, в том числе нормы п. п. 4 и 12, не распространялись на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, 24.04.2015 Государственной Думой было принято Постановление N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в соответствии с п. п. 4 и 12 которого условно осужденные подлежали освобождению от наказания со снятием с них судимости. Однако в силу п. 6 п. 13 данного Постановления его положения, в том числе нормы п. п. 4 и 12, не распространялись на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Но так ли действительно необходима в настоящее время такая гарантия с учетом того, что при решении судом вопроса об установлении административного надзора оценка поведению таких лиц не дается, а основанием для его установления автоматически являются ранее состоявшиеся юридические факты (осуждение за совершение преступления определенной категории, признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, привлечение освобожденного из мест лишения свободы лица к административной ответственности по указанным в законе видам правонарушений)?
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Но так ли действительно необходима в настоящее время такая гарантия с учетом того, что при решении судом вопроса об установлении административного надзора оценка поведению таких лиц не дается, а основанием для его установления автоматически являются ранее состоявшиеся юридические факты (осуждение за совершение преступления определенной категории, признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, привлечение освобожденного из мест лишения свободы лица к административной ответственности по указанным в законе видам правонарушений)?
Статья: Сравнительно-правовой анализ уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего право подозреваемых, обвиняемых и осужденных на юридическую помощь
(Сухарев С.Н.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)Необходимо отметить, что факт водворения осужденных, содержащихся в исправительных колониях, в штрафной изолятор либо перевода осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа не препятствует осужденному в получении права на свидание с лицами, оказывающими юридическую помощь (ч. 1 ст. 118 УИК РФ).
(Сухарев С.Н.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)Необходимо отметить, что факт водворения осужденных, содержащихся в исправительных колониях, в штрафной изолятор либо перевода осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа не препятствует осужденному в получении права на свидание с лицами, оказывающими юридическую помощь (ч. 1 ст. 118 УИК РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)На подачу административного искового заявления об установлении административного надзора имеет право прежде всего администрация исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы. Если лицо, находясь в местах лишения свободы, было признано злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а в последующем неоднократно наказывалось в дисциплинарном порядке, при чем периодичность наложения на него взыскания составляла менее одного года, и на момент обращения администрации исправительного учреждения в суд данные взыскания не погашены, то в отношении него подлежит установление административного надзора на основании ч. 1 п. 1, ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре". В любом исправительном учреждении, чтобы не допустить возможность пропуска лиц, подлежащих административному надзору, отдел специального учета по прибытии в учреждение осужденных, совместно с сотрудником отдела безопасности проверяет их личные дела и в случае выявления лица, подлежащего установлению постпенитенциарного контроля, вносит в программно-технический комплекс автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПКТ АКУС), на личном деле ставится отметка "контроль административный надзор". Это позволяет исключить возможность пропуска данных лиц, особенно в случаях этапирования в другое учреждение, а также при освобождении по истечении срока отбытия наказания.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)На подачу административного искового заявления об установлении административного надзора имеет право прежде всего администрация исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы. Если лицо, находясь в местах лишения свободы, было признано злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а в последующем неоднократно наказывалось в дисциплинарном порядке, при чем периодичность наложения на него взыскания составляла менее одного года, и на момент обращения администрации исправительного учреждения в суд данные взыскания не погашены, то в отношении него подлежит установление административного надзора на основании ч. 1 п. 1, ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре". В любом исправительном учреждении, чтобы не допустить возможность пропуска лиц, подлежащих административному надзору, отдел специального учета по прибытии в учреждение осужденных, совместно с сотрудником отдела безопасности проверяет их личные дела и в случае выявления лица, подлежащего установлению постпенитенциарного контроля, вносит в программно-технический комплекс автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПКТ АКУС), на личном деле ставится отметка "контроль административный надзор". Это позволяет исключить возможность пропуска данных лиц, особенно в случаях этапирования в другое учреждение, а также при освобождении по истечении срока отбытия наказания.
Статья: Принудительные работы в системе уголовных наказаний современной России: правовая природа и актуальные вопросы исполнения
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)Изучив положительные результаты труда осужденных к принудительным работам и рассмотрев актуальные вопросы, связанные с исполнением данного уголовного наказания, обобщив результаты проведенного эмпирического исследования проблем использования технических средств надзора и контроля за лицами, содержащимися в исправительных центрах, а также опираясь на положения уголовного законодательства и приказы Министерства юстиции Российской Федерации, авторы приходят к умозаключению о том, что использование средств персонального контроля за осужденными будет являться сдерживающим фактором противоправного поведения лиц, являющихся злостными нарушителями порядка и условий отбывания наказания; расширение правовых оснований для назначения принудительных работ поспособствует увеличению численности осужденных, а значит, наращиванию трудовых ресурсов страны.
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)Изучив положительные результаты труда осужденных к принудительным работам и рассмотрев актуальные вопросы, связанные с исполнением данного уголовного наказания, обобщив результаты проведенного эмпирического исследования проблем использования технических средств надзора и контроля за лицами, содержащимися в исправительных центрах, а также опираясь на положения уголовного законодательства и приказы Министерства юстиции Российской Федерации, авторы приходят к умозаключению о том, что использование средств персонального контроля за осужденными будет являться сдерживающим фактором противоправного поведения лиц, являющихся злостными нарушителями порядка и условий отбывания наказания; расширение правовых оснований для назначения принудительных работ поспособствует увеличению численности осужденных, а значит, наращиванию трудовых ресурсов страны.