Земля под благоустройство
Подборка наиболее важных документов по запросу Земля под благоустройство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обязанности органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен МКД и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем решение о размещении контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен МКД, собственниками помещений не принималось.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен МКД и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем решение о размещении контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен МКД, собственниками помещений не принималось.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 42 "Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков" ЗК РФ"Доводы апеллянта о том, что обязанность арендатора земельного участка по покосу травы, уборке мусора, благоустройству земельного участка, предусмотренная статьей 42 ЗК РФ, относится к предмету дополнительного соглашения N 1, подлежат отклонению апелляционным судом в связи со следующим.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нестационарные торговые объекты на земельном участке многоквартирного дома: анализ практики
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Данный судебный акт иллюстрирует ситуацию, когда администрация вправе демонтировать НТО, если нарушаются правила благоустройства земель. В частности, если нарушаются охранные зоны.
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Данный судебный акт иллюстрирует ситуацию, когда администрация вправе демонтировать НТО, если нарушаются правила благоустройства земель. В частности, если нарушаются охранные зоны.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"2. Государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, организации и учреждения оказывают содействие садоводческим и садово - огородным товариществам в осуществлении строительных работ, мелиорации, благоустройстве участков, обработке земли, агротехническом обслуживании и выполнении других работ за счет средств этих товариществ на договорных началах, а также могут оказывать финансовую и иную помощь организованным при них садоводческих и садово - огородным товариществам по решению своих трудовых коллективов за счет собственных средств.
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"2. Государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, организации и учреждения оказывают содействие садоводческим и садово - огородным товариществам в осуществлении строительных работ, мелиорации, благоустройстве участков, обработке земли, агротехническом обслуживании и выполнении других работ за счет средств этих товариществ на договорных началах, а также могут оказывать финансовую и иную помощь организованным при них садоводческих и садово - огородным товариществам по решению своих трудовых коллективов за счет собственных средств.
Статья: Доначисленный НДФЛ, затраты на благоустройство, компенсации клиентам: что учитывать в расходах
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)В Постановлении ФАС Уральского округа от 16.07.2012 N Ф09-5675/12 суд указал, что налогоплательщик правомерно учел расходы на благоустройство земельного участка, поскольку условие о проведении таких работ закреплено в договоре аренды участка, а также необходимо для деятельности налогоплательщика.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)В Постановлении ФАС Уральского округа от 16.07.2012 N Ф09-5675/12 суд указал, что налогоплательщик правомерно учел расходы на благоустройство земельного участка, поскольку условие о проведении таких работ закреплено в договоре аренды участка, а также необходимо для деятельности налогоплательщика.
Статья: Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)В статье рассматриваются положения научной доктрины, законодательство и судебная практика, посвященные правовому режиму прилегающих территорий - пространству, примыкающему к участкам, находящимся в собственности граждан и юридических лиц. Действующее законодательство возлагает на них ряд дополнительных финансово затратных обязанностей по благоустройству прилегающих земель, находящихся в публичной собственности. В статье рассматривается ряд существующих управленческих проблем и обосновывается неконституционность текущего правового регулирования.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)В статье рассматриваются положения научной доктрины, законодательство и судебная практика, посвященные правовому режиму прилегающих территорий - пространству, примыкающему к участкам, находящимся в собственности граждан и юридических лиц. Действующее законодательство возлагает на них ряд дополнительных финансово затратных обязанностей по благоустройству прилегающих земель, находящихся в публичной собственности. В статье рассматривается ряд существующих управленческих проблем и обосновывается неконституционность текущего правового регулирования.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Согласно абз. 5 п. 38 Постановления N 25 замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью. Таков же статус и других неотделимых улучшений земельного участка, которые представляют результаты работ по улучшению (изменению) земельного участка, ограждения, результаты благоустройства, мелиорационные системы, искусственные элементы рельефа, малые архитектурные формы и пр. Они представляют собой части этого земельного участка, в силу чего не являются не только недвижимыми вещами, но и вещами вообще.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Согласно абз. 5 п. 38 Постановления N 25 замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью. Таков же статус и других неотделимых улучшений земельного участка, которые представляют результаты работ по улучшению (изменению) земельного участка, ограждения, результаты благоустройства, мелиорационные системы, искусственные элементы рельефа, малые архитектурные формы и пр. Они представляют собой части этого земельного участка, в силу чего не являются не только недвижимыми вещами, но и вещами вообще.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Суды исходили из следующих характеристик объекта: основание - щебеночная подушка толщиной 20 см; покрытие асфальтовое толщиной 7 см; отделение проезжей части - частично отделена от газонов ж/б бордюром t = 15 см, - что отвечает признакам благоустройства земельных участков, принадлежащих ответчику; выполняет не самостоятельную функцию по отношению к иному недвижимому имуществу ответчика, а обслуживает это имущество, создает места для стоянки автомобильного транспорта и озеленения территории".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Суды исходили из следующих характеристик объекта: основание - щебеночная подушка толщиной 20 см; покрытие асфальтовое толщиной 7 см; отделение проезжей части - частично отделена от газонов ж/б бордюром t = 15 см, - что отвечает признакам благоустройства земельных участков, принадлежащих ответчику; выполняет не самостоятельную функцию по отношению к иному недвижимому имуществу ответчика, а обслуживает это имущество, создает места для стоянки автомобильного транспорта и озеленения территории".
Готовое решение: Как учитывать оценочные обязательства по демонтажу, утилизации основных средств и восстановлению окружающей среды
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работы по устранению негативных последствий строительства ОС (рекультивации земель, высадке компенсирующих лесополос, озеленению альтернативных участков, благоустройству прилегающей территории и т.п.) должны быть выполнены в пределах сроков строительства или непосредственно после него, то стоимость выполненных работ включают в фактические затраты на капитальные вложения в обычном порядке, а не путем признания оценочного обязательства по их оплате (пп. "б" п. 5, пп. "з" п. 10 ФСБУ 26/2020, п. 5 Рекомендации Р-30/2013-КпР "Ликвидационные обязательства"). Однако если в отношении выполнения подобных работ существует неопределенность по срокам и (или) стоимости, то они формируют первоначальную стоимость ОС посредством признания оценочного обязательства. В целом такое обязательство учитывают в том же порядке, что и ликвидационное, но его величину (например, со сроком исполнения менее года) можно не дисконтировать (п. 5 Рекомендации Р-30/2013-КпР "Ликвидационные обязательства").
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работы по устранению негативных последствий строительства ОС (рекультивации земель, высадке компенсирующих лесополос, озеленению альтернативных участков, благоустройству прилегающей территории и т.п.) должны быть выполнены в пределах сроков строительства или непосредственно после него, то стоимость выполненных работ включают в фактические затраты на капитальные вложения в обычном порядке, а не путем признания оценочного обязательства по их оплате (пп. "б" п. 5, пп. "з" п. 10 ФСБУ 26/2020, п. 5 Рекомендации Р-30/2013-КпР "Ликвидационные обязательства"). Однако если в отношении выполнения подобных работ существует неопределенность по срокам и (или) стоимости, то они формируют первоначальную стоимость ОС посредством признания оценочного обязательства. В целом такое обязательство учитывают в том же порядке, что и ликвидационное, но его величину (например, со сроком исполнения менее года) можно не дисконтировать (п. 5 Рекомендации Р-30/2013-КпР "Ликвидационные обязательства").
Статья: Памятники садово-паркового искусства как особо охраняемая природная территория местного значения
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Кстати, в Калужской области предусматривается создание и памятников садово-паркового искусства, и городских парков (скверов). Причем под последними понимаются "озелененные территории общего пользования с развитой системой благоустройства, расположенные на землях населенных пунктов и предназначенные для отдыха населения" (ст. 34.1 Закона Калужской области об ООПТ). Очевидно, что различие городских парков (скверов) и памятников садово-паркового искусства не столь велико, чтобы их можно было считать отдельными категориями ООПТ. Вероятно, по причине такой конкуренции в Калужской области и нет ни одного памятника садово-паркового искусства, зато существует два городских парка: "Парк имени К.Э. Циолковского" и "Городской парк культуры и отдыха", находящиеся в Калуге.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Кстати, в Калужской области предусматривается создание и памятников садово-паркового искусства, и городских парков (скверов). Причем под последними понимаются "озелененные территории общего пользования с развитой системой благоустройства, расположенные на землях населенных пунктов и предназначенные для отдыха населения" (ст. 34.1 Закона Калужской области об ООПТ). Очевидно, что различие городских парков (скверов) и памятников садово-паркового искусства не столь велико, чтобы их можно было считать отдельными категориями ООПТ. Вероятно, по причине такой конкуренции в Калужской области и нет ни одного памятника садово-паркового искусства, зато существует два городских парка: "Парк имени К.Э. Циолковского" и "Городской парк культуры и отдыха", находящиеся в Калуге.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 37 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что прилегающая территория - это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены Правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Как отмечено в Письме Минстроя России от 28.03.2024 N 7968-ОГ/00 "О благоустройстве прилегающей к МКД территории", прилегающая территория, границы которой определены правилами благоустройства, не идентична земельному участку, на котором располагается МКД, входящему в состав общего имущества собственников.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 37 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что прилегающая территория - это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены Правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Как отмечено в Письме Минстроя России от 28.03.2024 N 7968-ОГ/00 "О благоустройстве прилегающей к МКД территории", прилегающая территория, границы которой определены правилами благоустройства, не идентична земельному участку, на котором располагается МКД, входящему в состав общего имущества собственников.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Ханты-Мансийске организацией и осуществлением муниципального контроля занимается созданное в структуре городской администрации специальное подразделение - управление муниципального контроля, Положение о котором утверждено распоряжением администрации от 24 сентября 2015 г. N 179-р <1>. В состав управления входят отделы: жилищного контроля, контроля за использованием земель и недр, контроля за благоустройством территорий и сохранностью автомобильных дорог. В г. Астрахани в состав управления муниципального контроля входят четыре отдела (земельного контроля, жилищного, юридический отдел, отдел анализа и сопровождения деятельности управления муниципального контроля) и один сектор (сектор обследования территории) <2>. В г. Воронеже специализированное структурное подразделение местной администрации именуется управлением административно-технического контроля администрации городского округа г. Воронеж <3>, в г. Нефтеюганске - службой муниципального контроля администрации города Нефтеюганска <4>, в г. Нижнем Новгороде - управлением административно-технического и муниципального контроля <5>, в г. Омске - управлением административной практики и муниципального контроля <6>, в муниципальном районе Печора Республики Коми - сектором осуществления муниципального контроля <7>. В г. Жигулевске Самарской области инспекция муниципального контроля входит в состав правового управления администрации города <8>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Ханты-Мансийске организацией и осуществлением муниципального контроля занимается созданное в структуре городской администрации специальное подразделение - управление муниципального контроля, Положение о котором утверждено распоряжением администрации от 24 сентября 2015 г. N 179-р <1>. В состав управления входят отделы: жилищного контроля, контроля за использованием земель и недр, контроля за благоустройством территорий и сохранностью автомобильных дорог. В г. Астрахани в состав управления муниципального контроля входят четыре отдела (земельного контроля, жилищного, юридический отдел, отдел анализа и сопровождения деятельности управления муниципального контроля) и один сектор (сектор обследования территории) <2>. В г. Воронеже специализированное структурное подразделение местной администрации именуется управлением административно-технического контроля администрации городского округа г. Воронеж <3>, в г. Нефтеюганске - службой муниципального контроля администрации города Нефтеюганска <4>, в г. Нижнем Новгороде - управлением административно-технического и муниципального контроля <5>, в г. Омске - управлением административной практики и муниципального контроля <6>, в муниципальном районе Печора Республики Коми - сектором осуществления муниципального контроля <7>. В г. Жигулевске Самарской области инспекция муниципального контроля входит в состав правового управления администрации города <8>.