Земли запаса неиспользуемые



Подборка наиболее важных документов по запросу Земли запаса неиспользуемые (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2025 N 15АП-8886/2025 по делу N А32-55429/2020
Требование: Об исключении из ЕГРН сведений о границах земельных участков, обязании внести в ЕГРН сведения о границах земельного участка, согласовать границы земельных участков, сведения об измененных границах земельных участков, о категории и о размере кадастровой стоимости земельного участка.
Встречное требование: О признании недействительным образования земельного участка, отсутствующим права постоянного пользования на земельный участок и сооружение, исключении из ЕГРН регистрационной записи, снятии их с государственного кадастрового учета.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части производство по делу прекращено.
Постановлением главы администрации Апшеронского района Краснодарского края от 01.12.2000 N 637 "Об изъятии земельного участка у Адыгейского областного Совета по туризму и экскурсиям", в соответствии со статьями 5, 17 Закона Краснодарского края "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае" от 08.08.1995 N 13-КЗ, в связи с отсутствием зарегистрированных в установленном порядке прав на землю, неиспользованием, неосвоением земельного участка на протяжении более 10 лет из землепользования Адыгейского областного Совета по туризму и экскурсиям изъят земельный участок площадью 0,63 га, прочие земли, расположенные вдоль автодороги: ст. Даховская - плато Лаго-Наки (район Азишская пещера) и передан в фонд земель запаса района в целях дальнейшего эффективного перераспределения.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 N 17АП-5400/2023-ГКу по делу N А60-7202/2023
Требование: О взыскании платы за пользование земельным участком.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Согласно представленному истцом акту обследования земельного участка от 30.09.2021 территория огорожена, на ней расположены двухэтажное нежилое здание и гараж на семь боксов, строение не используется; в акте указано на использование боксов в том числе для хранения спецтехники, нахождение на участке автокрана и прицепа. Таким образом указанный акт не подтверждает использование земельного участка для складов (размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)
Вид того или иного разрешенного использования определяется в соответствии с зонированием территорий и устанавливается в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Однако возникает вопрос в правовом статусе Классификатора видов разрешенного использования и того, на какие именно категории земель распространяется данный Классификатор. Однозначно можно сказать, что Классификатор ВРИ не применим к землям запаса, поскольку эти земли не используются ни под какой вид деятельности, за исключением некоторых случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 103 Земельного кодекса, однако на земли запаса не распространяется градостроительный регламент и, соответственно, виды разрешенного использования для них не устанавливаются. Можно отметить справедливое утверждение Е.Ю. Чмыхало о том, что "в отношении сельскохозяйственных угодий не применим термин "разрешенное использование" <2>, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ <3> на данные земли не устанавливаются градостроительные регламенты, которыми и определяются ВРИ. Также градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, части земель водного фонда, ООПТ и, как мы уже отмечали ранее, земель запаса. Более того, стоит отметить, что полномочия "по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения)" <4> отнесены к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также касательно земель лесного, водного фонда и земель ООПТ выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования использования таких земель отнесены к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <5>. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разрешенное использование земель распространяется только на те земли, на которые распространяется градостроительный регламент. Поэтому мы вполне можем согласиться с утверждением О.И. Крассова о том, что разрешенное использование "нельзя рассматривать в качестве общего принципа земельного законодательства" <6>. В связи с этим предполагаемая отмена деления земель на категории кажется нелогичной, поскольку виды разрешенного использования устанавливаются не для всех категорий и видов земель. В случае отмены деления земель на категории решить данную проблему позволит развитие территориального зонирования, которое будет проводиться в отношении всех земель и по результатам которого будет устанавливаться разрешенное использование для всех земель.
Статья: Об истоках ограничений в обороте недвижимого имущества и "неполном" праве собственности ОАО "РЖД"
(Секушин С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)
- объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва, а также земельные участки, расположенные под объектами мобилизационного назначения;
показать больше документов

Нормативные акты

Приказ МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90
(ред. от 21.04.2003)
"Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(вместе с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183)
<*> Согласно Приложению 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" действие статей 7, 8, 9, 10 и 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю" приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов).
показать больше документов