Земли специального назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли специального назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Признание договора аренды земельного участка недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)"...заключен договор аренды земельного участка... согласно которому арендодатель предоставляет арендатору в аренду сроком на 10 лет земельный участок... из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, для обустройства и содержания коммуникаций, коммунальное обслуживание, цель использования - размещение объектов коммунального хозяйства и обеспечения предприятия общества... электроэнергией...
(КонсультантПлюс, 2025)"...заключен договор аренды земельного участка... согласно которому арендодатель предоставляет арендатору в аренду сроком на 10 лет земельный участок... из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, для обустройства и содержания коммуникаций, коммунальное обслуживание, цель использования - размещение объектов коммунального хозяйства и обеспечения предприятия общества... электроэнергией...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В чем суть лесной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
"ОСН 3.02.01-97. Отраслевые строительные нормы. Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог"
(приняты Указанием МПС России от 24.11.1997 N С-1360у)3. Зоны земель специального охранного назначения
(приняты Указанием МПС России от 24.11.1997 N С-1360у)3. Зоны земель специального охранного назначения
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства Свердловской области от 31.01.2002 N 64-ПП "Об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности, на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" для земель специального назначения, а также занятых объектами обрабатывающего производства, на 2008, 2009, 2010 годы предусмотрена ставка арендной платы, равная 2 процентам от кадастровой стоимости.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства Свердловской области от 31.01.2002 N 64-ПП "Об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности, на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" для земель специального назначения, а также занятых объектами обрабатывающего производства, на 2008, 2009, 2010 годы предусмотрена ставка арендной платы, равная 2 процентам от кадастровой стоимости.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)положения федеральных законов, измененных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ, не распространяются на земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом 2002 г. о сельхозземлях, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства РФ (ч. 1);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)положения федеральных законов, измененных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ, не распространяются на земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом 2002 г. о сельхозземлях, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства РФ (ч. 1);
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Категории земель могут характеризоваться определенной спецификой. Способность земли выступать средством производства реализовалась в законодательстве посредством выделения категории земель сельскохозяйственного назначения. Очевидно, что земли, обладающие свойствами плодородия, требуют меньших затрат для производства продуктов питания по сравнению с иными землями и будут рассматриваться как наиболее привлекательные с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности. Понимание юридической природы категории земель населенных пунктов предлагается осуществлять по формуле "государство в государстве". Города-государства как независимые территориально-политические образования получили широкое распространение в Средние века, но существуют и в настоящее время, например Ватикан и Сингапур. Высокая плотность населения и необходимость обеспечения сосуществования граждан на ограниченном пространстве привели к выделению территориальных зон, которые довольно близки по своей природе (и наименованию) к категориям земель, поскольку в основе их формирования лежит целевое назначение. Земли специального назначения обособились в связи с необходимостью осуществления различных направлений экономической деятельности и установления соответствующих видов разрешенного использования. Специфические свойства земной поверхности, занятой водными объектами и лесами, нашли свое отражение в нормах о правовом режиме земель водного и лесного фондов. Выделение такой категории, как земли запаса, объясняется рядом факторов, в том числе наличием свободных пространств, в отношении которых еще не определено целевое назначение. Кроме того, отдельные участки суши могут вновь появляться, например в рамках дегляциации, или утрачивать целевое назначение в связи с загрязнением. В первом случае представляется, что новые земли попадают в состав земель запаса, поскольку для определения целевого назначения требуется определенное время и процедура. Во втором случае отнесение участка к землям запаса необходимо для изменения вида разрешенного использования. В связи с тем что принадлежность к категории земель не связана с формой собственности, критически следует отнестись к положениям ст. 103 ЗК РФ, согласно которой земли запаса находятся в публичной собственности.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Категории земель могут характеризоваться определенной спецификой. Способность земли выступать средством производства реализовалась в законодательстве посредством выделения категории земель сельскохозяйственного назначения. Очевидно, что земли, обладающие свойствами плодородия, требуют меньших затрат для производства продуктов питания по сравнению с иными землями и будут рассматриваться как наиболее привлекательные с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности. Понимание юридической природы категории земель населенных пунктов предлагается осуществлять по формуле "государство в государстве". Города-государства как независимые территориально-политические образования получили широкое распространение в Средние века, но существуют и в настоящее время, например Ватикан и Сингапур. Высокая плотность населения и необходимость обеспечения сосуществования граждан на ограниченном пространстве привели к выделению территориальных зон, которые довольно близки по своей природе (и наименованию) к категориям земель, поскольку в основе их формирования лежит целевое назначение. Земли специального назначения обособились в связи с необходимостью осуществления различных направлений экономической деятельности и установления соответствующих видов разрешенного использования. Специфические свойства земной поверхности, занятой водными объектами и лесами, нашли свое отражение в нормах о правовом режиме земель водного и лесного фондов. Выделение такой категории, как земли запаса, объясняется рядом факторов, в том числе наличием свободных пространств, в отношении которых еще не определено целевое назначение. Кроме того, отдельные участки суши могут вновь появляться, например в рамках дегляциации, или утрачивать целевое назначение в связи с загрязнением. В первом случае представляется, что новые земли попадают в состав земель запаса, поскольку для определения целевого назначения требуется определенное время и процедура. Во втором случае отнесение участка к землям запаса необходимо для изменения вида разрешенного использования. В связи с тем что принадлежность к категории земель не связана с формой собственности, критически следует отнестись к положениям ст. 103 ЗК РФ, согласно которой земли запаса находятся в публичной собственности.
Статья: Влияние принципа деления земель по целевому назначению на категории на развитие судебной практики в России
(Калашник Н.И., Трубникова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)В Российской Федерации принцип деления земель по целевому назначению на категории, закрепленный в земельном законодательстве, является одним из базовых, системообразующих принципов отрасли земельного права. Поскольку основным содержанием данного принципа является определение правового режима земель, исходя из принадлежности земель к определенной категории, то и система земельного права базируется на установлении правового режима земель каждой из семи категорий, закрепленных в Земельном кодексе РФ. Сама идея категориальности, т.е. деления земель на категории, исходя из их целевого назначения, является неновой для российского законодательства. Так, например, в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. (ЗК РСФСР) имеются указания на земли сельскохозяйственного назначения, среди которых выделяются луговые и пахотные земли, усадебные земли; городские земли; земли специального назначения, "занятые горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр."; земли, "находящиеся под лесами" <1>. Надо отметить, что в указанном нормативном правовом акте законодатель также исходит из учета категории земли, определяя особенности использования земельных участков и угодий, особенности владения, управления и распоряжения ими. Например, при разделе луговых земель учитывалась необходимость сохранения их целостности и значимость для ведения сельского хозяйства: "Распределение луговых угодий, находящихся в пользовании земельных обществ, производится на тех же основаниях и по таким же разверсточным единицам, как и распределение пахотных земель, причем установление разных разверсточных единиц в одном и том же обществе для переделов пашни и лугов (например, передел пашни по едокам, а лугов по числу голов скота) не допускается" <2>.
(Калашник Н.И., Трубникова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)В Российской Федерации принцип деления земель по целевому назначению на категории, закрепленный в земельном законодательстве, является одним из базовых, системообразующих принципов отрасли земельного права. Поскольку основным содержанием данного принципа является определение правового режима земель, исходя из принадлежности земель к определенной категории, то и система земельного права базируется на установлении правового режима земель каждой из семи категорий, закрепленных в Земельном кодексе РФ. Сама идея категориальности, т.е. деления земель на категории, исходя из их целевого назначения, является неновой для российского законодательства. Так, например, в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. (ЗК РСФСР) имеются указания на земли сельскохозяйственного назначения, среди которых выделяются луговые и пахотные земли, усадебные земли; городские земли; земли специального назначения, "занятые горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр."; земли, "находящиеся под лесами" <1>. Надо отметить, что в указанном нормативном правовом акте законодатель также исходит из учета категории земли, определяя особенности использования земельных участков и угодий, особенности владения, управления и распоряжения ими. Например, при разделе луговых земель учитывалась необходимость сохранения их целостности и значимость для ведения сельского хозяйства: "Распределение луговых угодий, находящихся в пользовании земельных обществ, производится на тех же основаниях и по таким же разверсточным единицам, как и распределение пахотных земель, причем установление разных разверсточных единиц в одном и том же обществе для переделов пашни и лугов (например, передел пашни по едокам, а лугов по числу голов скота) не допускается" <2>.
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В этом случае в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов (ч. 2 ст. 11 Закона о внесении изменений в ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В этом случае в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов (ч. 2 ст. 11 Закона о внесении изменений в ЗК РФ).
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
Статья: Рекомендация Р-161/2024 "Сервитут"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
Статья: Инфраструктурные объекты недвижимости: понятие, виды и особенности правового регулирования
(Иванов А.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)- Земельный кодекс РФ, особенно ст. 89, 90 и 91, касающиеся земель специального назначения <18>;
(Иванов А.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)- Земельный кодекс РФ, особенно ст. 89, 90 и 91, касающиеся земель специального назначения <18>;