Земли природоохранного назначения

Подборка наиболее важных документов по запросу Земли природоохранного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик применял льготную ставку земельного налога. В связи с привлечением налогоплательщика к административной ответственности за наличие многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности налоговый орган сделал вывод о нецелевом использовании налогоплательщиком земельных участков и доначислил земельный налог. Суд отметил, что пониженная ставка земельного налога не может применяться в силу одного лишь вида разрешенного использования земельного участка, указанного в государственном земельном кадастре. Налогоплательщик, применяя пониженную ставку, обязан доказать, что земельные участки предоставлены ему для сельскохозяйственного производства и что на этих земельных участках им осуществляется такое сельскохозяйственное производство. Вместе с тем признаки использования или неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства в период проверки определялись Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", в соответствии с которым признаком неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения является невовлечение в сельскохозяйственное производство 30 процентов и более земельного участка. Уполномоченным органом в отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков установлено их неиспользование в сельскохозяйственных целях в меньшем размере (14 - 24 процента площади). Также суд отметил, что налогоплательщик привлечен к административной ответственности за использование земельного участка с нарушением природоохранных требований (ст. 8.7 КоАП РФ), а не за использование земельного участка не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ). Учитывая, что налоговый орган не опроверг факта использования большей части земельных участков для сельскохозяйственного производства, суд признал доначисление земельного налога неправомерным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
На основании ч. 4 ст. 97 ЗК РФ в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Правовой режим территорий, занятых указанными объектами, определяется местными административными актами и положениями и уставами об этих объектах. Согласно ЗК РФ все эти земельные участки и территории должны использоваться в соответствии с основным целевым назначением: для организации отдыха на природе. Например, п. 15 Положения о государственном парке культуры и отдыха города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.08.1999 N 713, предусмотрено, что на территории парка выделяются земли для культурно-массового отдыха, земли природоохранного назначения и земли рекреационного назначения.

Нормативные акты

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
2. Особая экономическая зона может создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных гражданам или юридическим лицам в аренду или в безвозмездное пользование, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны относиться к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения, историко-культурного назначения и особо ценных земель).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)
Такие ограничения в отношении земель, относящихся к категории особо охраняемых территорий и объектов, предусмотрены разделом XVII Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающим особый правовой статус названной категории земель, к которым относятся земли особо охраняемых природных территорий, земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также особо ценные земли (п. 2 ст. 94). Так, в п. 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации содержится прямой запрет осуществления на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению.