Земли общего пользования в населенных пунктах
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли общего пользования в населенных пунктах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 45.1 "Содержание правил благоустройства территории муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из содержания статьи 45.1 названного Федерального закона, пунктов 1 и 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что благоустройство территории осуществляется в рамках градостроительной деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Открытый огонь: понятие, порядок использования, требования пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается использовать открытый огонь для приготовления пищи, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия вне специально отведенных и оборудованных для этого мест (п. 66 Правил противопожарного режима).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается использовать открытый огонь для приготовления пищи, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия вне специально отведенных и оборудованных для этого мест (п. 66 Правил противопожарного режима).
Статья: Порядок присвоения наименований и переименования улиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под улицей понимается территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети населенного пункта (п. 3.36 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под улицей понимается территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети населенного пункта (п. 3.36 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр).
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4.1. В случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 - 24, 26 и 27 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо пересечение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничение доступа к иным земельным участкам в случае образования земельного участка в соответствии с данной схемой, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом. В решении о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения.
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4.1. В случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 - 24, 26 и 27 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо пересечение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничение доступа к иным земельным участкам в случае образования земельного участка в соответствии с данной схемой, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом. В решении о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения.
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Обращаясь в суд с административным иском, Л. обосновывала незаконность оспариваемого ею решения, которое привело, по ее мнению, к нарушению ее прав, в том числе тем, что административный ответчик фактически исключил обслуживание являющегося элементом улично-дорожной сети проезда к принадлежащему ей жилому дому, несмотря на то, что данный проезд расположен на землях населенного пункта общего пользования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Обращаясь в суд с административным иском, Л. обосновывала незаконность оспариваемого ею решения, которое привело, по ее мнению, к нарушению ее прав, в том числе тем, что административный ответчик фактически исключил обслуживание являющегося элементом улично-дорожной сети проезда к принадлежащему ей жилому дому, несмотря на то, что данный проезд расположен на землях населенного пункта общего пользования.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Возмещение ущерба, причиненного сельскохозяйственными животными. Еще один вопрос, возникающий достаточно часто на практике, - о разрешении споров по поводу возмещения ущерба, причиненного сельскохозяйственными животными. Ущерб чаще всего бывает связан либо с тем, что такое животное нападает на человека или другое животное, либо с тем, что оно выступает виновником дорожно-транспортного происшествия. В обоих случаях вина владельца животного состоит в нарушении порядка нахождения сельскохозяйственных животных на землях общего пользования населенных пунктов, который, в свою очередь, складывается из установленного порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных. Сложность заключается в том, что устанавливается он на региональном уровне, федеральное законодательство соответствующие отношения не регулирует, а субъекты Российской Федерации и муниципальные образования по-разному подходят к закреплению правил обращения с домашними сельскохозяйственными животными.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Возмещение ущерба, причиненного сельскохозяйственными животными. Еще один вопрос, возникающий достаточно часто на практике, - о разрешении споров по поводу возмещения ущерба, причиненного сельскохозяйственными животными. Ущерб чаще всего бывает связан либо с тем, что такое животное нападает на человека или другое животное, либо с тем, что оно выступает виновником дорожно-транспортного происшествия. В обоих случаях вина владельца животного состоит в нарушении порядка нахождения сельскохозяйственных животных на землях общего пользования населенных пунктов, который, в свою очередь, складывается из установленного порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных. Сложность заключается в том, что устанавливается он на региональном уровне, федеральное законодательство соответствующие отношения не регулирует, а субъекты Российской Федерации и муниципальные образования по-разному подходят к закреплению правил обращения с домашними сельскохозяйственными животными.
Ситуация: Каковы правила пожарной безопасности при сжигании мусора на участке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Правообладатели земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, правообладатели территории садоводства или огородничества, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Правообладатели участков сельскохозяйственного назначения (далее также - сельхозучастки) должны предпринимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и по своевременному сенокошению (п. п. 67, 186 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Правообладатели земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, правообладатели территории садоводства или огородничества, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Правообладатели участков сельскохозяйственного назначения (далее также - сельхозучастки) должны предпринимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и по своевременному сенокошению (п. п. 67, 186 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479).
Статья: О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)И в этом случае не будет получаться то, что сплошь и рядом имеет место сегодня. Когда правила благоустройства, предназначенные для одних территорий, в силу непродуманности или отсутствия на муниципальном уровне должной юридической квалификации проецируются на совсем иные территории, для которых они явно не предназначены. Например, правила благоустройства возлагают на владельцев земельных участков обязанность по кошению травы и устанавливают требования к высоте травы на газонах. При этом на практике оказывается, что подобные требования, уместные для территорий общего пользования в населенных пунктах, распространяются на частные огороды, находящиеся в удалении от населенных пунктов, поскольку требования по благоустройству не содержат необходимой дифференциации их действия в пространстве и по кругу лиц.
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)И в этом случае не будет получаться то, что сплошь и рядом имеет место сегодня. Когда правила благоустройства, предназначенные для одних территорий, в силу непродуманности или отсутствия на муниципальном уровне должной юридической квалификации проецируются на совсем иные территории, для которых они явно не предназначены. Например, правила благоустройства возлагают на владельцев земельных участков обязанность по кошению травы и устанавливают требования к высоте травы на газонах. При этом на практике оказывается, что подобные требования, уместные для территорий общего пользования в населенных пунктах, распространяются на частные огороды, находящиеся в удалении от населенных пунктов, поскольку требования по благоустройству не содержат необходимой дифференциации их действия в пространстве и по кругу лиц.
Статья: Территория садоводства в границах населенного пункта
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Во всяком другом случае под садовым домом будет пониматься объект капитального строительства, практически полностью соответствующий определению индивидуального жилого дома. Такое совпадение между фактическим содержанием понятий будет выступать неизменным акселератором трансформации садоводческой территории в территориальную зону населенного пункта, предназначенную для ИЖС. Собственно, само садоводство должно смыкаться с жилыми территориями населенного пункта, а территория общего пользования получать правовую определенность при вхождении в населенный пункт.
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Во всяком другом случае под садовым домом будет пониматься объект капитального строительства, практически полностью соответствующий определению индивидуального жилого дома. Такое совпадение между фактическим содержанием понятий будет выступать неизменным акселератором трансформации садоводческой территории в территориальную зону населенного пункта, предназначенную для ИЖС. Собственно, само садоводство должно смыкаться с жилыми территориями населенного пункта, а территория общего пользования получать правовую определенность при вхождении в населенный пункт.
Последние изменения: Обеспечение пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2025)на землях общего пользования населенных пунктов запрещено разводить костры, сжигать что-либо, кроме как в порядке, установленном органами местного самоуправления поселений и городских округов (п. 74 Правил);
(КонсультантПлюс, 2025)на землях общего пользования населенных пунктов запрещено разводить костры, сжигать что-либо, кроме как в порядке, установленном органами местного самоуправления поселений и городских округов (п. 74 Правил);
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Термин "благоустройство территории" определен в п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ как деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, которая направлена на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. В качестве элементов благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Термин "благоустройство территории" определен в п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ как деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, которая направлена на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. В качестве элементов благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Готовое решение: Как учитываются расходы на благоустройство территории при исчислении налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)содержание территорий населенных пунктов и расположенных на них объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
(КонсультантПлюс, 2025)содержание территорий населенных пунктов и расположенных на них объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Спорным представляется заключение о том, что возможность образования земельных участков общего пользования ограничивается землями населенных пунктов. Согласно ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения могут возводиться внутрихозяйственные дороги. Из анализа судебной практики также следует, что генеральные планы муниципальных районов предусматривают нахождение в составе сельхозземель автомобильных дорог общего пользования, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Земельные участки, имеющие в своем составе такие дороги, могут передаваться в аренду при условии включения в договор специальных положений, запрещающих арендатору распашку дороги и воспрепятствование ее использования иными лицами (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2021 г. N 15АП-5491/21 по делу N А32-33419/2020).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Спорным представляется заключение о том, что возможность образования земельных участков общего пользования ограничивается землями населенных пунктов. Согласно ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения могут возводиться внутрихозяйственные дороги. Из анализа судебной практики также следует, что генеральные планы муниципальных районов предусматривают нахождение в составе сельхозземель автомобильных дорог общего пользования, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Земельные участки, имеющие в своем составе такие дороги, могут передаваться в аренду при условии включения в договор специальных положений, запрещающих арендатору распашку дороги и воспрепятствование ее использования иными лицами (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2021 г. N 15АП-5491/21 по делу N А32-33419/2020).