Земли населенных пунктов ставка земельного налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли населенных пунктов ставка земельного налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным сообщения о применении ставки земельного налога за 2021 год в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков и об обязании инспекции применить налоговую ставку по земельному налогу за 2021 год в размере 0,3 процента в отношении данных земельных участков. Общество настаивало на том, что участки, имеющие категории "земли населенных пунктов" и "земли сельскохозяйственного назначения", используются для сельскохозяйственного производства. Суд признал обоснованным применение ставки 1,5 процента, указав, что общество не предоставило убедительных доказательств того, что участки используются для сельскохозяйственного производства, а участки по виду разрешенного использования, указанному в ЕГРН ("под размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок" и "под зону отдыха"), не относятся к категориям земельных участков, в отношении которых установлена ставка 0,3 процента.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным сообщения о применении ставки земельного налога за 2021 год в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков и об обязании инспекции применить налоговую ставку по земельному налогу за 2021 год в размере 0,3 процента в отношении данных земельных участков. Общество настаивало на том, что участки, имеющие категории "земли населенных пунктов" и "земли сельскохозяйственного назначения", используются для сельскохозяйственного производства. Суд признал обоснованным применение ставки 1,5 процента, указав, что общество не предоставило убедительных доказательств того, что участки используются для сельскохозяйственного производства, а участки по виду разрешенного использования, указанному в ЕГРН ("под размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок" и "под зону отдыха"), не относятся к категориям земельных участков, в отношении которых установлена ставка 0,3 процента.
Перспективы и риски арбитражного спора: Земельный налог: Налоговый орган исчислил (доначислил) земельный налог без применения льготной ставки, установленной для сельскохозяйственных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик считает, что имеет право на пониженную ставку земельного налога, которая установлена для земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик считает, что имеет право на пониженную ставку земельного налога, которая установлена для земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, решениями представительного органа МО "город Зеленодольск ЗМР Республики Татарстан" от 29.12.2005 N 18; Совета ЗМР от 19.10.2007 N 251; Совета города Зеленодольска от 03.07.2008 N 101 "О ставках, порядке и сроках уплаты земельного налога в 2009 году на территории города Зеленодольска", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" установлены новые базовые ставки годовой арендной платы нежилых объектов.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, решениями представительного органа МО "город Зеленодольск ЗМР Республики Татарстан" от 29.12.2005 N 18; Совета ЗМР от 19.10.2007 N 251; Совета города Зеленодольска от 03.07.2008 N 101 "О ставках, порядке и сроках уплаты земельного налога в 2009 году на территории города Зеленодольска", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" установлены новые базовые ставки годовой арендной платы нежилых объектов.
Статья: Налогообложение Китая как инструмент национальной фискально-бюджетной политики
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Еще один китайский налог, связанный с землей, называется налогом на использование городских земель, который также уплачивается организациями и физическими лицами, которые используют земельные участки в пределах населенного пункта, районов добычи полезных ископаемых. Ставка данного налога зависит от земли, то есть от ее назначения и категории.
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Еще один китайский налог, связанный с землей, называется налогом на использование городских земель, который также уплачивается организациями и физическими лицами, которые используют земельные участки в пределах населенного пункта, районов добычи полезных ископаемых. Ставка данного налога зависит от земли, то есть от ее назначения и категории.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2004 N ГКПИ03-1422
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев 2 - 4, 6 - 9, 12 - 13 пункта 16 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю">При этом положения части 1 ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", на противоречие с которой указывал заявитель Калинин А.В., к положениям оспариваемого нормативного акта отношения не имеют в связи с тем, что данная норма Закона Российской Федерации применяется для определения средних ставок земельного налога в определенных районах и населенных пунктах, тогда как оспариваемые правовые нормы регулируют установление минимальных ставок налога на землю в целом по стране.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев 2 - 4, 6 - 9, 12 - 13 пункта 16 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю">При этом положения части 1 ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", на противоречие с которой указывал заявитель Калинин А.В., к положениям оспариваемого нормативного акта отношения не имеют в связи с тем, что данная норма Закона Российской Федерации применяется для определения средних ставок земельного налога в определенных районах и населенных пунктах, тогда как оспариваемые правовые нормы регулируют установление минимальных ставок налога на землю в целом по стране.
Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 N 228-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Красносельское" на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и частью второй статьи 6 Закона Владимирской области "О ставках земельного налога для физических и юридических лиц на 1999 год"По мнению заявителя, указанный порядок исчисления налога за земельные участки, находящиеся на территории сельских населенных пунктов и используемые для сельскохозяйственных целей, отличающийся от порядка исчисления налога за аналогичные земли в городской черте, приводит к многократному превышению ставок земельного налога за участки, расположенные в сельской местности, что нарушает конституционные права граждан - членов СПК (колхоза) "Красносельское" в части равенства всех перед законом и судом, а также установленный Конституцией Российской Федерации принцип равного налогового бремени и, следовательно, противоречит статьям 8 (часть 2), 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Красносельское" на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и частью второй статьи 6 Закона Владимирской области "О ставках земельного налога для физических и юридических лиц на 1999 год"По мнению заявителя, указанный порядок исчисления налога за земельные участки, находящиеся на территории сельских населенных пунктов и используемые для сельскохозяйственных целей, отличающийся от порядка исчисления налога за аналогичные земли в городской черте, приводит к многократному превышению ставок земельного налога за участки, расположенные в сельской местности, что нарушает конституционные права граждан - членов СПК (колхоза) "Красносельское" в части равенства всех перед законом и судом, а также установленный Конституцией Российской Федерации принцип равного налогового бремени и, следовательно, противоречит статьям 8 (часть 2), 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Статья: Льготная ставка по земельному налогу: фактическое использование земли является определяющим
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)ВС РФ сделал вывод: поскольку спорные земельные участки не осваиваются для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда, их предназначение для данных целей не может подтверждать право на обложение земельным налогом с применением пониженной налоговой ставки.
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)ВС РФ сделал вывод: поскольку спорные земельные участки не осваиваются для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда, их предназначение для данных целей не может подтверждать право на обложение земельным налогом с применением пониженной налоговой ставки.
Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства.
(Письмо ФНС России от 04.04.2024 N БС-4-21/3917@)Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства.
(Письмо ФНС России от 04.04.2024 N БС-4-21/3917@)Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства.
Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства, в том числе при наличии ограничений (обременений) прав на них.
(Письмо Минфина России от 22.07.2024 N 03-05-05-02/68395)Согласно пункту 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 22.07.2024 N 03-05-05-02/68395)Согласно пункту 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 06.12.2022 N БС-4-21/16491@ <О налогообложении земельного участка, ранее занятого жилищным фондом>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)Ставки по земельному налогу установлены так (п. 1 ст. 394 НК РФ):
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)Ставки по земельному налогу установлены так (п. 1 ст. 394 НК РФ):
Статья: Льготное налогообложение земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства: обзор отдельных арбитражных споров по ставке земельного налога
(Старова Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Необходимо повториться, что до 1 января 2020 года "дачное хозяйство" являлось отдельным основанием использования преференциальной налоговой ставки по земельному налогу, причем разрешенное использование "для дачного строительства" и/или "для дачного хозяйства", как мы видим из приведенных примеров судебной практики, распространялось и на категорию "земли сельскохозяйственного назначения", и на категорию "земли населенных пунктов".
(Старова Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Необходимо повториться, что до 1 января 2020 года "дачное хозяйство" являлось отдельным основанием использования преференциальной налоговой ставки по земельному налогу, причем разрешенное использование "для дачного строительства" и/или "для дачного хозяйства", как мы видим из приведенных примеров судебной практики, распространялось и на категорию "земли сельскохозяйственного назначения", и на категорию "земли населенных пунктов".
Статья: При реальности расходов налоговой не определен действительный размер налоговых обязательств - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 2)Основанием доначисления земельного налога, пеней и штрафа послужили выводы инспекции о том, что общество неправомерно не применило повышающий коэффициент 2 к ставке 0,3%. Суд отказал в удовлетворении требования организации. На спорных участках категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" в 2019 г. отсутствовали построенные объекты недвижимости, и к их строительству общество не приступало; вид разрешенного использования налогоплательщиком в спорном периоде не изменялся. Отсутствие строительства на участках и последующее изменение организацией вида их разрешенного использования (с индивидуального жилищного строительства на сенокошение), ввиду прохождения магистрального газопровода на расстоянии менее 200 м от участков с учетом Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. 29.04.1992 Минтопэнерго России и постановлением Госгортехнадзора РФ от 24.04.1992 N 9, не свидетельствует об отсутствии оснований для применения повышающего коэффициента 2 к ставке 0,3% при исчислении налога.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 2)Основанием доначисления земельного налога, пеней и штрафа послужили выводы инспекции о том, что общество неправомерно не применило повышающий коэффициент 2 к ставке 0,3%. Суд отказал в удовлетворении требования организации. На спорных участках категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" в 2019 г. отсутствовали построенные объекты недвижимости, и к их строительству общество не приступало; вид разрешенного использования налогоплательщиком в спорном периоде не изменялся. Отсутствие строительства на участках и последующее изменение организацией вида их разрешенного использования (с индивидуального жилищного строительства на сенокошение), ввиду прохождения магистрального газопровода на расстоянии менее 200 м от участков с учетом Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. 29.04.1992 Минтопэнерго России и постановлением Госгортехнадзора РФ от 24.04.1992 N 9, не свидетельствует об отсутствии оснований для применения повышающего коэффициента 2 к ставке 0,3% при исчислении налога.
Статья: Применение пониженной ставки земельного налога: приоритет фактического использования над формальным видом разрешенного использования
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)Апелляция и кассация с этим не согласились. Они указали, что применение пониженной ставки земельного налога (0,3%) возможно при соблюдении одновременно двух условий:
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)Апелляция и кассация с этим не согласились. Они указали, что применение пониженной ставки земельного налога (0,3%) возможно при соблюдении одновременно двух условий:
Статья: Налоговая реформа - 2024
("Финансы", 2024, N 7)В части земельного налога важно, что с 2025 г. местные власти смогут устанавливать ставку 1,5%, что в пять раз больше действующего сейчас лимита 0,3% для участков с кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. (п. 80 ст. 2 Закона N 176-ФЗ). При этом пониженную ставку 0,3% сохранят независимо от цены для участков сельхозназначения и земель, которые входят в зоны сельскохозяйственного использования населенных пунктов, а также предоставленных для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд и ограниченных в обороте.
("Финансы", 2024, N 7)В части земельного налога важно, что с 2025 г. местные власти смогут устанавливать ставку 1,5%, что в пять раз больше действующего сейчас лимита 0,3% для участков с кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. (п. 80 ст. 2 Закона N 176-ФЗ). При этом пониженную ставку 0,3% сохранят независимо от цены для участков сельхозназначения и земель, которые входят в зоны сельскохозяйственного использования населенных пунктов, а также предоставленных для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд и ограниченных в обороте.
Статья: Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.06.2025 N 309-ЭС25-172 по делу N А76-36990/2023 <Кто вправе применять пониженную ставку по земельному налогу?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)- планирование органом местного самоуправления, собственником или пользователем земельного участка строительства (размещения) объектов инженерной инфраструктуры в будущем.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)- планирование органом местного самоуправления, собственником или пользователем земельного участка строительства (размещения) объектов инженерной инфраструктуры в будущем.
"Земельный участок: как грамотно распорядиться"
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Согласно ст. 394 НК РФ ставки земельного налога не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков:
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Согласно ст. 394 НК РФ ставки земельного налога не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: