Земли населенных пунктов ставка налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли населенных пунктов ставка налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении пониженной ставки земельного налога, указав, что сам по себе факт расположения земельных участков с видом разрешенного использования "для общего пользования (уличная сеть)" не подтверждает довод налогоплательщика о том, что указанные земельные участки относятся к земельным участкам, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Суд не согласился с налоговым органом, указав, что распоряжением администрации села утверждено размещение следующих объектов на земельных участках: общественного центра, фонтана, здания коммунальных служб, охранной зоны кабеля уличной сети, сети водопровода, иных коммуникаций. Учитывая назначение объектов, размещенных и планируемых к размещению на указанных участках, суд пришел к выводу, что использование этих земельных участков направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, эксплуатацию жилищного фонда в соответствии с нормами и правилами застройки жилых территорий, в связи с чем подлежит применению ставка земельного налога 0,3 процента.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении пониженной ставки земельного налога, указав, что сам по себе факт расположения земельных участков с видом разрешенного использования "для общего пользования (уличная сеть)" не подтверждает довод налогоплательщика о том, что указанные земельные участки относятся к земельным участкам, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Суд не согласился с налоговым органом, указав, что распоряжением администрации села утверждено размещение следующих объектов на земельных участках: общественного центра, фонтана, здания коммунальных служб, охранной зоны кабеля уличной сети, сети водопровода, иных коммуникаций. Учитывая назначение объектов, размещенных и планируемых к размещению на указанных участках, суд пришел к выводу, что использование этих земельных участков направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, эксплуатацию жилищного фонда в соответствии с нормами и правилами застройки жилых территорий, в связи с чем подлежит применению ставка земельного налога 0,3 процента.
Перспективы и риски арбитражного спора: Земельный налог: Налоговый орган исчислил (доначислил) земельный налог без применения льготной ставки, установленной для сельскохозяйственных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик считает, что имеет право на пониженную ставку земельного налога, которая установлена для земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик считает, что имеет право на пониженную ставку земельного налога, которая установлена для земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, решениями представительного органа МО "город Зеленодольск ЗМР Республики Татарстан" от 29.12.2005 N 18; Совета ЗМР от 19.10.2007 N 251; Совета города Зеленодольска от 03.07.2008 N 101 "О ставках, порядке и сроках уплаты земельного налога в 2009 году на территории города Зеленодольска", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" установлены новые базовые ставки годовой арендной платы нежилых объектов.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, решениями представительного органа МО "город Зеленодольск ЗМР Республики Татарстан" от 29.12.2005 N 18; Совета ЗМР от 19.10.2007 N 251; Совета города Зеленодольска от 03.07.2008 N 101 "О ставках, порядке и сроках уплаты земельного налога в 2009 году на территории города Зеленодольска", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" установлены новые базовые ставки годовой арендной платы нежилых объектов.
Статья: Налогообложение Китая как инструмент национальной фискально-бюджетной политики
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Еще один китайский налог, связанный с землей, называется налогом на использование городских земель, который также уплачивается организациями и физическими лицами, которые используют земельные участки в пределах населенного пункта, районов добычи полезных ископаемых. Ставка данного налога зависит от земли, то есть от ее назначения и категории.
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Еще один китайский налог, связанный с землей, называется налогом на использование городских земель, который также уплачивается организациями и физическими лицами, которые используют земельные участки в пределах населенного пункта, районов добычи полезных ископаемых. Ставка данного налога зависит от земли, то есть от ее назначения и категории.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2004 N ГКПИ03-1422
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев 2 - 4, 6 - 9, 12 - 13 пункта 16 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю">При этом положения части 1 ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", на противоречие с которой указывал заявитель Калинин А.В., к положениям оспариваемого нормативного акта отношения не имеют в связи с тем, что данная норма Закона Российской Федерации применяется для определения средних ставок земельного налога в определенных районах и населенных пунктах, тогда как оспариваемые правовые нормы регулируют установление минимальных ставок налога на землю в целом по стране.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев 2 - 4, 6 - 9, 12 - 13 пункта 16 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю">При этом положения части 1 ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", на противоречие с которой указывал заявитель Калинин А.В., к положениям оспариваемого нормативного акта отношения не имеют в связи с тем, что данная норма Закона Российской Федерации применяется для определения средних ставок земельного налога в определенных районах и населенных пунктах, тогда как оспариваемые правовые нормы регулируют установление минимальных ставок налога на землю в целом по стране.
Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 N 228-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Красносельское" на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и частью второй статьи 6 Закона Владимирской области "О ставках земельного налога для физических и юридических лиц на 1999 год"По мнению заявителя, указанный порядок исчисления налога за земельные участки, находящиеся на территории сельских населенных пунктов и используемые для сельскохозяйственных целей, отличающийся от порядка исчисления налога за аналогичные земли в городской черте, приводит к многократному превышению ставок земельного налога за участки, расположенные в сельской местности, что нарушает конституционные права граждан - членов СПК (колхоза) "Красносельское" в части равенства всех перед законом и судом, а также установленный Конституцией Российской Федерации принцип равного налогового бремени и, следовательно, противоречит статьям 8 (часть 2), 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Красносельское" на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и частью второй статьи 6 Закона Владимирской области "О ставках земельного налога для физических и юридических лиц на 1999 год"По мнению заявителя, указанный порядок исчисления налога за земельные участки, находящиеся на территории сельских населенных пунктов и используемые для сельскохозяйственных целей, отличающийся от порядка исчисления налога за аналогичные земли в городской черте, приводит к многократному превышению ставок земельного налога за участки, расположенные в сельской местности, что нарушает конституционные права граждан - членов СПК (колхоза) "Красносельское" в части равенства всех перед законом и судом, а также установленный Конституцией Российской Федерации принцип равного налогового бремени и, следовательно, противоречит статьям 8 (часть 2), 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Статья: Льготная ставка по земельному налогу: фактическое использование земли является определяющим
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)ВС РФ сделал вывод: поскольку спорные земельные участки не осваиваются для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда, их предназначение для данных целей не может подтверждать право на обложение земельным налогом с применением пониженной налоговой ставки.
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)ВС РФ сделал вывод: поскольку спорные земельные участки не осваиваются для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда, их предназначение для данных целей не может подтверждать право на обложение земельным налогом с применением пониженной налоговой ставки.
Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, переданного во временное пользование.
(Письмо Минфина России от 10.11.2023 N 03-05-06-02/107344)В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса, в частности 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
(Письмо Минфина России от 10.11.2023 N 03-05-06-02/107344)В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса, в частности 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Вопрос: О ставке земельного налога при неиспользовании по целевому назначению земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.
(Письмо ФНС России от 18.09.2024 N БС-2-21/13196@)В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
(Письмо ФНС России от 18.09.2024 N БС-2-21/13196@)В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Статья: Земельный налог у застройщика
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ льготная налоговая ставка в размере не более 0,3% применяется, в частности, в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ льготная налоговая ставка в размере не более 0,3% применяется, в частности, в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 12.12.2022 N БС-4-21/16806@ <Об исчислении земельного налога и авансовых платежей в отношении земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства и не используемого по целевому назначению>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)На земельные участки сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства налоговая ставка установлена в размере 0,3%.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)На земельные участки сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства налоговая ставка установлена в размере 0,3%.
Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения, переданных налогоплательщиком иным лицам, в том числе арендаторам.
(Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 03-05-06-02/50190)В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса, в том числе 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
(Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 03-05-06-02/50190)В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса, в том числе 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Вопрос: О ставке по земельному налогу в отношении земельных участков, переданных налогоплательщиком иным лицам, в том числе арендаторам.
(Письмо Минфина России от 30.11.2024 N 03-05-06-02/120528)В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса, в том числе 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
(Письмо Минфина России от 30.11.2024 N 03-05-06-02/120528)В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса, в том числе 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Вопрос: О земельном налоге в отношении земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства.
(Письмо Минфина России от 21.06.2024 N 03-05-06-02/57600)Одновременно отмечаем, что согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (далее - Участки).
(Письмо Минфина России от 21.06.2024 N 03-05-06-02/57600)Одновременно отмечаем, что согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (далее - Участки).
Статья: Некоторые аспекты взаимодействия органов государственной власти и специализированных муниципалитетов в сфере землепользования: особенности и пути решения проблемных вопросов
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Также муниципальные власти ЗАТО по объективным причинам лишены возможности совершения сделок с участками муниципальной земли сельскохозяйственного назначения, на которых находятся различные строения, а также переданными жителям ЗАТО для ведения садоводства, животноводства и огородничества. Эти ограничения в сфере землепользования, обусловленные спецификой правового статуса ЗАТО, с одной стороны, уменьшают полномочия муниципалитетов по вопросам оборота земель ЗАТО, а с другой стороны, сужают налоговую базу, поскольку земли под градообразующими объектами указанных населенных пунктов закрытого типа изъяты законодателем из оборота. (Например, в 2006 г. налог на доходы физических лиц составил 80% налоговых доходов бюджетов ЗАТО, а земельный налог - лишь 3,5% <2>. И это с учетом того, что размер ставки земельно-арендных платежей утверждается и контролируется муниципальными властями.)
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Также муниципальные власти ЗАТО по объективным причинам лишены возможности совершения сделок с участками муниципальной земли сельскохозяйственного назначения, на которых находятся различные строения, а также переданными жителям ЗАТО для ведения садоводства, животноводства и огородничества. Эти ограничения в сфере землепользования, обусловленные спецификой правового статуса ЗАТО, с одной стороны, уменьшают полномочия муниципалитетов по вопросам оборота земель ЗАТО, а с другой стороны, сужают налоговую базу, поскольку земли под градообразующими объектами указанных населенных пунктов закрытого типа изъяты законодателем из оборота. (Например, в 2006 г. налог на доходы физических лиц составил 80% налоговых доходов бюджетов ЗАТО, а земельный налог - лишь 3,5% <2>. И это с учетом того, что размер ставки земельно-арендных платежей утверждается и контролируется муниципальными властями.)
Статья: Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.06.2025 N 309-ЭС25-172 по делу N А76-36990/2023 <Кто вправе применять пониженную ставку по земельному налогу?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)Пониженная ставка применима, если реальный объект используется для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов (эксплуатации жилфонда) на момент определения земельного налога к уплате.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)Пониженная ставка применима, если реальный объект используется для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов (эксплуатации жилфонда) на момент определения земельного налога к уплате.