Земли населенных пунктов налог



Подборка наиболее важных документов по запросу Земли населенных пунктов налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Общество оспорило действия налогового органа по направлению в адрес налогоплательщика сообщения о начисленном налоге на имущество организации в отношении объекта незавершенного строительства. Общество указало, что принадлежащий ему на праве собственности объект незавершенного строительства не является объектом недвижимости, используемым в производственной деятельности, который приносит экономические выгоды и потому не относится к части активов общества - объекту основных средств. Налогоплательщик также отмечал, что, поскольку спорный объект находится на земельном участке из земель населенных пунктов, он не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что из буквального и системного толкования подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ следует, что применительно к объектам незавершенного строительства не имеют значения категория и вид разрешенного использования земель, на которых расположен спорный объект. Содержащееся в данной норме уточнение о земельном участке распространяется на расположенные после союза "а также" объекты: жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, и не относится к объектам незавершенного строительства. Следовательно, назначение земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства" учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости только в отношении жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений. Суд отметил, что порядок учета принадлежащего обществу имущества (в качестве основного средства, приносящего экономическую выгоду) также не имеет правового значения для отнесения имущества к объектам налогообложения и исчисления налоговой базы применительно к п. 2 ст. 375 НК РФ, так как вступившими в силу с 01.01.2020 изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в главу 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, было исключено условие учета объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, на балансе налогоплательщика в качестве основных средств. Поскольку у общества имеется в собственности объект незавершенного строительства, суд пришел к выводу, что уже данное обстоятельство влечет обязанность по уплате налога на имущество.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 387 "Общие положения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Комитет городского хозяйства администрации города оспорил начисление земельного налога. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что ни комитет, ни администрация не являются плательщиками земельного налога. Суд установил, что администрации на праве собственности принадлежит земельный участок с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность". Постановлением администрации земельный участок передан комитету для содержания, контроля и учета в качестве имущества муниципальной казны города на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Этот участок расположен в пределах другого муниципального образования, поэтому согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог по нему регулируют нормативные акты представительных органов данного муниципального образования. Согласно таким актам категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность" не освобождена от уплаты земельного налога. Соответственно, у комитета есть обязанность по уплате земельного налога.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Комплексные кадастровые работы как инструмент актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)
Для земель категории населенных пунктов Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливается размер земельного налога в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости. В таком случае объем налоговых поступлений от этих земельных участков за год составит:
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)
В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
показать больше документов

Нормативные акты

показать больше документов