Земли населенных пунктов
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли населенных пунктов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Пользование земельным участком без договора
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из материалов дела... Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор... аренды земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов... для эксплуатации ранее установленного торгового киоска по реализации газетно-журнальной продукции...
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из материалов дела... Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор... аренды земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов... для эксплуатации ранее установленного торгового киоска по реализации газетно-журнальной продукции...
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недействительность договора купли-продажи земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...несмотря на указание в кадастровых паспортах на принадлежность земельного участка с кадастровым номером ...04:0080 к землям населенных пунктов, земельный участок согласно критериям, содержащимся в статье 90 ЗК РФ, относится к землям транспорта, к которым подлежат применению публичные ограничения..."
(КонсультантПлюс, 2025)...несмотря на указание в кадастровых паспортах на принадлежность земельного участка с кадастровым номером ...04:0080 к землям населенных пунктов, земельный участок согласно критериям, содержащимся в статье 90 ЗК РФ, относится к землям транспорта, к которым подлежат применению публичные ограничения..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земли населенных пунктов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земли населенных пунктов
Форма: Агентский договор на управление объектом недвижимости (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)1.4. Здание расположено на земельном участке площадью 2 000 кв. м, кадастровый номер - 98:16:1874561:2532, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - предпринимательство. Земельный участок принадлежит принципалу на праве аренды. Выписка из ЕГРН от 04.03.2025 о земельном участке прилагается к договору.
(КонсультантПлюс, 2025)1.4. Здание расположено на земельном участке площадью 2 000 кв. м, кадастровый номер - 98:16:1874561:2532, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - предпринимательство. Земельный участок принадлежит принципалу на праве аренды. Выписка из ЕГРН от 04.03.2025 о земельном участке прилагается к договору.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава XV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава XV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
(ред. от 31.07.2025)2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статья: Территория садоводства в границах населенного пункта
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Территория ведения садоводства может быть расположена на землях населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения. В самом определении понятия "садовый земельный участок" заключена как возможность его использования для отдыха граждан и выращивания сельскохозяйственных культур, так и возможность размещения на нем жилого дома. В таких условиях перед региональными законодателями поставлена сложная задача сформулировать критерии по отнесению территории садоводства к землям населенных пунктов. В данной работе вносятся предложения по поиску критериев отнесения территории садоводства к определенной категории земель.
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Территория ведения садоводства может быть расположена на землях населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения. В самом определении понятия "садовый земельный участок" заключена как возможность его использования для отдыха граждан и выращивания сельскохозяйственных культур, так и возможность размещения на нем жилого дома. В таких условиях перед региональными законодателями поставлена сложная задача сформулировать критерии по отнесению территории садоводства к землям населенных пунктов. В данной работе вносятся предложения по поиску критериев отнесения территории садоводства к определенной категории земель.
Статья: Ограничения на разведение костров и ответственность за их нарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Статья: Пожарная безопасность при установке мангала
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2 Порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов (Приложение N 4 к Правилам противопожарного режима (далее - Порядок)) использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2 Порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов (Приложение N 4 к Правилам противопожарного режима (далее - Порядок)) использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований:
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)По каким причинам возникают такие ситуации? Как известно, лес произрастает на свободных, неиспользуемых землях, что способствует увеличению площадей, занятых лесами. В данной ситуации государство, согласно нормам лесного законодательства, должно изменять границы лесов, увеличивая их площадь путем их узаконения, изменения категории, вида разрешенного использования. В целях разрешения противоречивых ситуаций, когда жилые дома граждан оказываются по документам в лесу, внесены соответствующие изменения в законодательство. Наряду с понятием "дачная амнистия" в законодательстве появляется понятие "лесная амнистия". Суть вносимых изменений заключается в приоритете установления категории земель населенных пунктов в случаях выявления жилых домов на землях лесного фонда.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)По каким причинам возникают такие ситуации? Как известно, лес произрастает на свободных, неиспользуемых землях, что способствует увеличению площадей, занятых лесами. В данной ситуации государство, согласно нормам лесного законодательства, должно изменять границы лесов, увеличивая их площадь путем их узаконения, изменения категории, вида разрешенного использования. В целях разрешения противоречивых ситуаций, когда жилые дома граждан оказываются по документам в лесу, внесены соответствующие изменения в законодательство. Наряду с понятием "дачная амнистия" в законодательстве появляется понятие "лесная амнистия". Суть вносимых изменений заключается в приоритете установления категории земель населенных пунктов в случаях выявления жилых домов на землях лесного фонда.
Статья: Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)3. Особенности оборота и использования земельных участков
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)3. Особенности оборота и использования земельных участков
Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства.
(Письмо ФНС России от 04.04.2024 N БС-4-21/3917@)Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства.
(Письмо ФНС России от 04.04.2024 N БС-4-21/3917@)Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства.
Статья: Комплексное развитие территорий населенных пунктов: правовые механизмы реализации
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Следует напомнить, что до 2020 года нормами ГрК РФ регулировались отношения в сфере комплексного и устойчивого развития территорий, предусматривавшие развитие застроенных территорий, комплексное освоение территорий, не обремененных правами граждан или юридических лиц, и свободных от объектов капитального строительства, комплексное развитие по инициативе правообладателей недвижимого имущества или органов местного самоуправления. Введение этих норм объяснялось стремлением законодателя обеспечить эффективное использование земель населенных пунктов, формирование государственно-частных партнерств, реализующих проекты в этой сфере градостроительной деятельности, а также желанием избавиться от так называемой "точечной застройки". Комплексное освоение территорий предполагало строительство объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры и иных объектов, предусмотренных документацией по планировке территории (п. 1 ст. 46.4 ГрК РФ <1>). Правовой механизм, получивший название "комплексное освоение территории", как отмечает О.А. Романова, был создан для того, чтобы стимулировать или обязывать застройщиков строить все необходимые объекты инфраструктуры (см. [5]). Обязанности по строительству таких объектов определялись в договоре, заключаемом органом управления с юридическим лицом, реализующим комплексное и устойчивое развитие территории, и, как правило, возлагались на застройщика. Это явилось одной из проблем, по которой комплексное и устойчивое развитии территорий не имело широкого распространения, поскольку застройщики не были заинтересованы в строительстве инфраструктурных объектов, как правило, передаваемых в государственную или муниципальную собственность, бюджетных средств на строительство таких объектов выделялось недостаточно, что приводило к их нерентабельности для застройщика и было инвестиционно непривлекательным для него. Следует согласиться с мнением О.А. Романовой, полагающей, что развитие правового регулирования комплексного и устойчивого развития территорий шло в направлении формирования муниципально-частного партнерства с максимально возможным привлечением частных инвестиций в строительство объектов инфраструктуры и благоустройство территорий, что не могло обеспечить устойчивое, равномерное и сбалансированное развитие территорий населенных пунктов и создание благоприятных условий для жизнедеятельности граждан (см. [5]).
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Следует напомнить, что до 2020 года нормами ГрК РФ регулировались отношения в сфере комплексного и устойчивого развития территорий, предусматривавшие развитие застроенных территорий, комплексное освоение территорий, не обремененных правами граждан или юридических лиц, и свободных от объектов капитального строительства, комплексное развитие по инициативе правообладателей недвижимого имущества или органов местного самоуправления. Введение этих норм объяснялось стремлением законодателя обеспечить эффективное использование земель населенных пунктов, формирование государственно-частных партнерств, реализующих проекты в этой сфере градостроительной деятельности, а также желанием избавиться от так называемой "точечной застройки". Комплексное освоение территорий предполагало строительство объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры и иных объектов, предусмотренных документацией по планировке территории (п. 1 ст. 46.4 ГрК РФ <1>). Правовой механизм, получивший название "комплексное освоение территории", как отмечает О.А. Романова, был создан для того, чтобы стимулировать или обязывать застройщиков строить все необходимые объекты инфраструктуры (см. [5]). Обязанности по строительству таких объектов определялись в договоре, заключаемом органом управления с юридическим лицом, реализующим комплексное и устойчивое развитие территории, и, как правило, возлагались на застройщика. Это явилось одной из проблем, по которой комплексное и устойчивое развитии территорий не имело широкого распространения, поскольку застройщики не были заинтересованы в строительстве инфраструктурных объектов, как правило, передаваемых в государственную или муниципальную собственность, бюджетных средств на строительство таких объектов выделялось недостаточно, что приводило к их нерентабельности для застройщика и было инвестиционно непривлекательным для него. Следует согласиться с мнением О.А. Романовой, полагающей, что развитие правового регулирования комплексного и устойчивого развития территорий шло в направлении формирования муниципально-частного партнерства с максимально возможным привлечением частных инвестиций в строительство объектов инфраструктуры и благоустройство территорий, что не могло обеспечить устойчивое, равномерное и сбалансированное развитие территорий населенных пунктов и создание благоприятных условий для жизнедеятельности граждан (см. [5]).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)15. В ч. 20 комментируемой статьи речь идет о составе комиссии для определения при подготовке проекта генерального плана поселения, муниципального округа или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа. Такая комиссия весьма обширна по составу и включает в себя представителя органа местного самоуправления, представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, Росреестра, представителя Министерства обороны РФ, если предполагается установление границ военных городков, представителя общественной палаты субъекта Российской Федерации, представителя лица, осуществляющего подготовку проекта генерального плана.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)15. В ч. 20 комментируемой статьи речь идет о составе комиссии для определения при подготовке проекта генерального плана поселения, муниципального округа или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа. Такая комиссия весьма обширна по составу и включает в себя представителя органа местного самоуправления, представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, Росреестра, представителя Министерства обороны РФ, если предполагается установление границ военных городков, представителя общественной палаты субъекта Российской Федерации, представителя лица, осуществляющего подготовку проекта генерального плана.
Статья: Памятник природы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаража для собственных нужд и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаража для собственных нужд и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
Готовое решение: Как предоставлять услуги гостевого дома в рамках эксперимента
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы индивидуальный жилой дом получил статус гостевого дома, он должен отвечать определенным требованиям, например находиться на землях населенных пунктов. Если гостевой дом соответствует этим требованиям, его включают в реестр классифицированных средств размещения.
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы индивидуальный жилой дом получил статус гостевого дома, он должен отвечать определенным требованиям, например находиться на землях населенных пунктов. Если гостевой дом соответствует этим требованиям, его включают в реестр классифицированных средств размещения.