Землепользователь это
Подборка наиболее важных документов по запросу Землепользователь это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Раздел (выдел) земельного участка, находящегося в аренде
(КонсультантПлюс, 2025)Вопреки доводам подателя жалобы, он не относится к перечисленным в пункте 4 статьи 11.2 ЗК РФ категориям лиц, в том числе не является землепользователем по смыслу ст. 5 ЗК РФ, в силу пункта 3 которой землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.
(КонсультантПлюс, 2025)Вопреки доводам подателя жалобы, он не относится к перечисленным в пункте 4 статьи 11.2 ЗК РФ категориям лиц, в том числе не является землепользователем по смыслу ст. 5 ЗК РФ, в силу пункта 3 которой землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.
Позиция ВС РФ: Договор аренды публичного земельного участка, правомерно заключенный до 1 марта 2015 г. без проведения торгов, может быть возобновлен на неопределенный срок
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2020) и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 2 ст. 621 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФСогласно пп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2020) и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 2 ст. 621 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФСогласно пп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Освоение земельных участков
(Майборода В.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Статьей 5 ЗК РФ определено, что правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Фактически речь необходимо вести о собственниках и об арендаторах, так как землепользователи - это обладатели вещного права на земли публичной собственности и их субъектный состав, срок и условия пользования строго определены (ст. 39.9, 39.10 ЗК РФ), а землевладельцы являются обязанными к трансформации своего права пожизненного наследуемого владения в право собственности либо в аренду.
(Майборода В.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Статьей 5 ЗК РФ определено, что правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Фактически речь необходимо вести о собственниках и об арендаторах, так как землепользователи - это обладатели вещного права на земли публичной собственности и их субъектный состав, срок и условия пользования строго определены (ст. 39.9, 39.10 ЗК РФ), а землевладельцы являются обязанными к трансформации своего права пожизненного наследуемого владения в право собственности либо в аренду.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Изложенное выше позволяет сделать вывод, что речь должна идти не о ликвидации налога на землю как такового, а о дальнейшем совершенствовании условий и порядка его исчисления и уплаты за счет более справедливого и экономически обоснованного распределения рентного дохода между собственником и землепользователем. При этом важно помнить, что земельная рента должна стать весьма важным и перспективным источником налоговой базы местных бюджетов. Одновременно с этим установленные пропорции распределения рентного дохода между собственником земли - государством и землепользователем должны способствовать повышению заинтересованности последнего в эффективном использовании земли, формированию материальных стимулов сохранения ее продуктивности и воспроизводства, а также получению средств на ее восстановление.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Изложенное выше позволяет сделать вывод, что речь должна идти не о ликвидации налога на землю как такового, а о дальнейшем совершенствовании условий и порядка его исчисления и уплаты за счет более справедливого и экономически обоснованного распределения рентного дохода между собственником и землепользователем. При этом важно помнить, что земельная рента должна стать весьма важным и перспективным источником налоговой базы местных бюджетов. Одновременно с этим установленные пропорции распределения рентного дохода между собственником земли - государством и землепользователем должны способствовать повышению заинтересованности последнего в эффективном использовании земли, формированию материальных стимулов сохранения ее продуктивности и воспроизводства, а также получению средств на ее восстановление.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
Готовое решение: Какие доходы не учитываются при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)возмещение, выплачиваемое при изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам участков и правообладателям объектов недвижимости, расположенных на этих участках (пп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)возмещение, выплачиваемое при изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам участков и правообладателям объектов недвижимости, расположенных на этих участках (пп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии с подп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении налоговой базы в состав доходов по УСН не включаются доходы в виде сумм возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственникам этих земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам этих земельных участков, а также правообладателям расположенных на этих земельных участках объектов недвижимости.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии с подп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении налоговой базы в состав доходов по УСН не включаются доходы в виде сумм возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственникам этих земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам этих земельных участков, а также правообладателям расположенных на этих земельных участках объектов недвижимости.
Статья: О плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка и реализации концепции Land Value Capture в российском праве
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Единого определения, что такое LVC, не существует. В широком смысле LVC можно охарактеризовать как процесс, включающий действия органов публичной власти по формированию и получению стоимости земли в рамках системы процедур формального и неформального взаимодействия <14>. Не сформирован и консолидированный подход к генезису концепции LVC. Традиционно считается, что истоки концепции LVC лежат в области экономической теории и базируются на том, что стоимость земли формируется обществом (например, через решение органов публичной власти по созданию объектов инфраструктуры), а значит, это общество должно иметь право использовать капитализацию стоимости земли в своих интересах <15>. Вместе с тем приводятся и иные аргументы, обосновывающие необходимость внедрения концепции LVC <16>, в частности потребность в увеличении доходов бюджетов бюджетной системы для создания объектов инфраструктуры, необходимость сокращения нетрудовых доходов землепользователей, борьба с расползанием городов (Urban Sprawl) и даже восстановление справедливости в отношении землепользователей, за счет которых была построена инфраструктура, к которой подключаются новые землепользователи <17>. При этом концепция LVC не является статичной - с течением времени она значительно эволюционировала и усложнилась: от предлагаемого Генри Джорджем введения единого налога на землю к соглашениям между застройщиками и органами власти, определяющим условия принятия правовых актов в области регулирования землепользования <18>.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Единого определения, что такое LVC, не существует. В широком смысле LVC можно охарактеризовать как процесс, включающий действия органов публичной власти по формированию и получению стоимости земли в рамках системы процедур формального и неформального взаимодействия <14>. Не сформирован и консолидированный подход к генезису концепции LVC. Традиционно считается, что истоки концепции LVC лежат в области экономической теории и базируются на том, что стоимость земли формируется обществом (например, через решение органов публичной власти по созданию объектов инфраструктуры), а значит, это общество должно иметь право использовать капитализацию стоимости земли в своих интересах <15>. Вместе с тем приводятся и иные аргументы, обосновывающие необходимость внедрения концепции LVC <16>, в частности потребность в увеличении доходов бюджетов бюджетной системы для создания объектов инфраструктуры, необходимость сокращения нетрудовых доходов землепользователей, борьба с расползанием городов (Urban Sprawl) и даже восстановление справедливости в отношении землепользователей, за счет которых была построена инфраструктура, к которой подключаются новые землепользователи <17>. При этом концепция LVC не является статичной - с течением времени она значительно эволюционировала и усложнилась: от предлагаемого Генри Джорджем введения единого налога на землю к соглашениям между застройщиками и органами власти, определяющим условия принятия правовых актов в области регулирования землепользования <18>.
Статья: Проблемы применения законодательства о приватизации земель сельскохозяйственного назначения
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Таким образом, ЗК РФ и Закон об обороте земель являются именно теми специальными законами, которые регулируют приватизацию земельных участков. Следовательно, в пункте 4 статьи 1 Закона об обороте земель термин "приватизация" следует понимать широко, то есть, включая такие понятия, как предоставление, передача, отчуждение, продажа, выкуп, приобретение и т.п. Любой переход земельных участков из публичной собственности в частную (по любым основаниям) необходимо признавать приватизацией. Соответственно, если в законе субъекта Российской Федерации предусмотрена отсрочка начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без уточнений и каких-либо исключений, то эта отсрочка относится ко всем возможным случаям - как к приобретению земельных участков частными лицами на торгах, так и к случаям "переоформления" прав землепользователей. При этом субъект Российской Федерации своим законом вправе предусмотреть исключения из установленного им же моратория на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Таким образом, ЗК РФ и Закон об обороте земель являются именно теми специальными законами, которые регулируют приватизацию земельных участков. Следовательно, в пункте 4 статьи 1 Закона об обороте земель термин "приватизация" следует понимать широко, то есть, включая такие понятия, как предоставление, передача, отчуждение, продажа, выкуп, приобретение и т.п. Любой переход земельных участков из публичной собственности в частную (по любым основаниям) необходимо признавать приватизацией. Соответственно, если в законе субъекта Российской Федерации предусмотрена отсрочка начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без уточнений и каких-либо исключений, то эта отсрочка относится ко всем возможным случаям - как к приобретению земельных участков частными лицами на торгах, так и к случаям "переоформления" прав землепользователей. При этом субъект Российской Федерации своим законом вправе предусмотреть исключения из установленного им же моратория на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с новым подп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении налоговой базы в состав доходов не включаются доходы в виде сумм возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственникам этих земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам этих земельных участков, а также правообладателям расположенных на этих земельных участках объектов недвижимости.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с новым подп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении налоговой базы в состав доходов не включаются доходы в виде сумм возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственникам этих земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам этих земельных участков, а также правообладателям расположенных на этих земельных участках объектов недвижимости.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Средневековое феодальное право, подобно древнему римскому праву, также не содержало четкого различия между правом собственности и другими правами на вещи (сам термин "собственность" появился в Германии лишь в XIII - XIV вв., а в России - только в XVIII в.) <26>. Более того, как отмечал И.А. Покровский, "своеобразный уклад землевладения в средневековой Европе способствовал весьма широкому развитию разнообразных форм участия нескольких лиц в праве собственности на один и тот же участок", однако "юридическая квалификация всех этих отношений представляла для романистически мыслящей юриспруденции того времени чрезвычайные затруднения"; "многое не поддавалось даже и таким искусственным конструкциям", как учение о "верховной" и "подчиненной" собственности (dominium directum и dominium utile), "и продолжало жить без такого или иного юридического паспорта" <27>. Иначе говоря, многообразию экономических отношений землепользования в это время отнюдь не соответствовало такое же многообразие их юридического оформления <28>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Средневековое феодальное право, подобно древнему римскому праву, также не содержало четкого различия между правом собственности и другими правами на вещи (сам термин "собственность" появился в Германии лишь в XIII - XIV вв., а в России - только в XVIII в.) <26>. Более того, как отмечал И.А. Покровский, "своеобразный уклад землевладения в средневековой Европе способствовал весьма широкому развитию разнообразных форм участия нескольких лиц в праве собственности на один и тот же участок", однако "юридическая квалификация всех этих отношений представляла для романистически мыслящей юриспруденции того времени чрезвычайные затруднения"; "многое не поддавалось даже и таким искусственным конструкциям", как учение о "верховной" и "подчиненной" собственности (dominium directum и dominium utile), "и продолжало жить без такого или иного юридического паспорта" <27>. Иначе говоря, многообразию экономических отношений землепользования в это время отнюдь не соответствовало такое же многообразие их юридического оформления <28>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из п. 9 ст. 1 комментируемого Кодекса, градостроительный регламент, который также входит в состав правил землепользования и застройки, - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения. В соответствии с п. 1 ст. 36 комментируемого Кодекса градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из п. 9 ст. 1 комментируемого Кодекса, градостроительный регламент, который также входит в состав правил землепользования и застройки, - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения. В соответствии с п. 1 ст. 36 комментируемого Кодекса градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Статья: Отчет о докладе Д.М. Генкина о классификации гражданских прав в ВИЮН
(Генкин Д.М.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 4)К вопросу о делении прав на вещные и обязательственные докладчик подошел несколько схоластически, пытаясь определить и классифицировать право только при помощи правовых категорий. С докладчиком можно было бы согласиться, если бы, отрицая категорию вещных прав, он доказал, что нормы вещного права не имеют самостоятельного предмета регулирования. Между тем как раз вещное право имеет свой предмет регулирования, отличный от предмета регулирования других гражданских прав, и этим предметом являются отношения собственности. Отношения собственности регулируются не нормами обязательственного права, а как раз нормами вещного права. Проф. Венедиктов показал, что отношения собственности есть нечто более широкое, чем отношения, регулируемые правом собственности. Если мы рассмотрим отношения собственности, то увидим, что бывает присвоение полное и присвоение частичное, неполное. Полному присвоению соответствует право собственности, неполному - другие вещные права, так как право арендатора, право землепользователя - это тоже разновидность вещных прав. Таким образом, если подходить к вещному праву не только с точки зрения юриспруденции, но и с точки зрения экономики, мы увидим, что вещное право имеет свой предмет регулирования, а значит, и право на самостоятельное существование.
(Генкин Д.М.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 4)К вопросу о делении прав на вещные и обязательственные докладчик подошел несколько схоластически, пытаясь определить и классифицировать право только при помощи правовых категорий. С докладчиком можно было бы согласиться, если бы, отрицая категорию вещных прав, он доказал, что нормы вещного права не имеют самостоятельного предмета регулирования. Между тем как раз вещное право имеет свой предмет регулирования, отличный от предмета регулирования других гражданских прав, и этим предметом являются отношения собственности. Отношения собственности регулируются не нормами обязательственного права, а как раз нормами вещного права. Проф. Венедиктов показал, что отношения собственности есть нечто более широкое, чем отношения, регулируемые правом собственности. Если мы рассмотрим отношения собственности, то увидим, что бывает присвоение полное и присвоение частичное, неполное. Полному присвоению соответствует право собственности, неполному - другие вещные права, так как право арендатора, право землепользователя - это тоже разновидность вещных прав. Таким образом, если подходить к вещному праву не только с точки зрения юриспруденции, но и с точки зрения экономики, мы увидим, что вещное право имеет свой предмет регулирования, а значит, и право на самостоятельное существование.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)В п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ добавлен подп. 5, в котором изложено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде сумм возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственникам этих земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам этих земельных участков, а также правообладателям расположенных на этих земельных участках объектов недвижимости.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)В п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ добавлен подп. 5, в котором изложено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде сумм возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственникам этих земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам этих земельных участков, а также правообладателям расположенных на этих земельных участках объектов недвижимости.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) устройство в пределах охранной зоны шурфов для проверки качества изоляции трубопроводов и состояния средств их электрохимической защиты от коррозии и производство других земляных работ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации трубопроводов, с предварительным (не менее чем за 5 суток до начала работ) уведомлением об этом землепользователя;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) устройство в пределах охранной зоны шурфов для проверки качества изоляции трубопроводов и состояния средств их электрохимической защиты от коррозии и производство других земляных работ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации трубопроводов, с предварительным (не менее чем за 5 суток до начала работ) уведомлением об этом землепользователя;