Земельный участок под нто
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок под нто (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Заявитель не согласен с отказом в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта
(КонсультантПлюс, 2025)отказ обоснован нарушением условий договора аренды земли в части ее передачи в субаренду без письменного разрешения арендодателя, но суд установил, что в пользование третьим лицам был передан торговый павильон, а не земельный участок, НТО включен в схему размещения
(КонсультантПлюс, 2025)отказ обоснован нарушением условий договора аренды земли в части ее передачи в субаренду без письменного разрешения арендодателя, но суд установил, что в пользование третьим лицам был передан торговый павильон, а не земельный участок, НТО включен в схему размещения
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Пользование земельным участком без договора
(КонсультантПлюс, 2025)"...администрация города... обратилась... с иском к индивидуальному предпринимателю... об обязании... освободить часть муниципального земельного участка... от нестационарного торгового объекта...
(КонсультантПлюс, 2025)"...администрация города... обратилась... с иском к индивидуальному предпринимателю... об обязании... освободить часть муниципального земельного участка... от нестационарного торгового объекта...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)О размещении нестационарных торговых объектов на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
(утв. Минэкономразвития России)О размещении нестационарных торговых объектов на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Так, из текста представленного разрешения следует, что соответствующие права пользования земельными участками предоставляются обществу в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Так, из текста представленного разрешения следует, что соответствующие права пользования земельными участками предоставляются обществу в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ".
Статья: Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Фактически идет процесс формирования нового правового института, опирающегося на ряд ключевых положений. Однако трудно согласиться с тем, что в числе таких положений (элементов) присутствует "безвозмездность" <16>. Да, общей нормы о необходимости платы нет, нет ее и в некоторых отдельных ситуациях. Минэкономразвития РФ в ряде писем частично разъяснил некоторые положения о плате, в частности, отмечено, что использование земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, включенных в утвержденную схему размещения, по общему правилу, не предполагает взимания платы <17>. Однако, как следует из других писем Минэкономразвития, обоснованно ссылающегося на свою ограниченную компетенцию в разрешении всех подобных вопросов, "порядок предоставления права на размещение НТО определяется органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их полномочий".
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Фактически идет процесс формирования нового правового института, опирающегося на ряд ключевых положений. Однако трудно согласиться с тем, что в числе таких положений (элементов) присутствует "безвозмездность" <16>. Да, общей нормы о необходимости платы нет, нет ее и в некоторых отдельных ситуациях. Минэкономразвития РФ в ряде писем частично разъяснил некоторые положения о плате, в частности, отмечено, что использование земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, включенных в утвержденную схему размещения, по общему правилу, не предполагает взимания платы <17>. Однако, как следует из других писем Минэкономразвития, обоснованно ссылающегося на свою ограниченную компетенцию в разрешении всех подобных вопросов, "порядок предоставления права на размещение НТО определяется органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их полномочий".
Вопрос: Об НДС при предоставлении прав на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
(Письмо Минфина России от 17.10.2023 N 03-07-11/98289)Вопрос: Об НДС при предоставлении прав на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
(Письмо Минфина России от 17.10.2023 N 03-07-11/98289)Вопрос: Об НДС при предоставлении прав на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Вопрос: Нужно ли проводить торги на право заключения договора аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> См.: Постановление Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> См.: Постановление Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Правомерно ли продление договора аренды земельного участка на право размещения НТО?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особую сложность при осуществлении муниципального контроля вызывает выявление соблюдения обязательных требований, касающихся таких объектов, как площадки автостоянок <1>, контейнерные площадки и места накопления твердых коммунальных отходов <2>, деятельность по спилу (вырубке) деревьев, растущих на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности <3>, расположение нестационарных торговых объектов <4> и др. Градостроительным кодексом РФ определено понятие прилегающей территории, границы которой определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1). Однако судебная практика свидетельствует о частых спорах по этому вопросу <5>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особую сложность при осуществлении муниципального контроля вызывает выявление соблюдения обязательных требований, касающихся таких объектов, как площадки автостоянок <1>, контейнерные площадки и места накопления твердых коммунальных отходов <2>, деятельность по спилу (вырубке) деревьев, растущих на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности <3>, расположение нестационарных торговых объектов <4> и др. Градостроительным кодексом РФ определено понятие прилегающей территории, границы которой определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1). Однако судебная практика свидетельствует о частых спорах по этому вопросу <5>.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Следует отметить, что государственные органы часто ссылаются на невозможность отмены своих решений в силу отсутствия законодательно предусмотренной процедуры их самостоятельной отмены и внесудебной процедуры для урегулирования спора, что затрудняет отмену ошибочно принятого решения в совокупности с недостаточностью срока для оспаривания такого решения, составляющего всего три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ). Таким образом, основная нагрузка по оценке справедливости массы решений, принятых публичными субъектами, и совершенных ими действий, вызвавших споры, приходится на суд (например, дела об оспаривании актов расследования Ростехнадзором причин аварий в электроэнергетике, об оспаривании ограничений (запретов) органов местного самоуправления на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, и т.д.).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Следует отметить, что государственные органы часто ссылаются на невозможность отмены своих решений в силу отсутствия законодательно предусмотренной процедуры их самостоятельной отмены и внесудебной процедуры для урегулирования спора, что затрудняет отмену ошибочно принятого решения в совокупности с недостаточностью срока для оспаривания такого решения, составляющего всего три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ). Таким образом, основная нагрузка по оценке справедливости массы решений, принятых публичными субъектами, и совершенных ими действий, вызвавших споры, приходится на суд (например, дела об оспаривании актов расследования Ростехнадзором причин аварий в электроэнергетике, об оспаривании ограничений (запретов) органов местного самоуправления на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, и т.д.).
Статья: Демонтаж нестационарных торговых объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок расторжения договора на размещение нестационарного
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок расторжения договора на размещение нестационарного
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).