Земельный участок для сенокошения
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок для сенокошения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11.9 "Требования к образуемым и измененным земельным участкам" ЗК РФ"В обоснование нарушения данных норм Департамент указывает на то, что площадь образуемого земельного участка составляет 99,81% от площади земельного участка с кадастровым номером 79:03:0202001:16. При принятии такого решения остается земельный участок площадью 50 263 кв. м протяженностью более 14 187 км и шириной около 1 см, дугообразной формы, опоясывающий образуемый земельный участок. Следовательно, по мнению Департамента, после раздела земельный участок с кадастровым номером 79:03:0202001:16 в измененных границах будет не востребованным ввиду невозможности осуществления на данном земельном участке видов его разрешенного использования: сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов, размещения зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество передало в аренду принадлежащие ему земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для садоводства и дачного строительства". Налоговый орган доначислил земельный налог по ставке 1,5 процента, указав на неправомерность применения обществом пониженной ставки 0,3 процента, поскольку общество использует участки для сдачи в аренду. Суд признал правомерным применение ставки 0,3 процента в отношении одного земельного участка, так как администрация района подтвердила факт выращивания на нем различных видов сельскохозяйственной продукции. В отношении иных участков, предназначенных для сенокошения, суд поддержал вывод налогового органа о необходимости применения ставки 1,5 процента, так как на момент обследования участки были вспаханы, не засеяны, на участках росли деревья и кустарники, налогоплательщик не представил бесспорных доказательств использования участков для сельскохозяйственной деятельности. Представленные налогоплательщиком документы, а именно учетные листы тракториста-машиниста, путевые листы трактора, технологические карты по уборке трав на сено, акты на списание дизельного топлива и масла признаны не подтверждающими осуществление сенокоса именно на спорных земельных участках, в том числе с учетом наличия у арендаторов иных земельных участков. При этом сам налогоплательщик сенокошение на спорных участках не производил.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество передало в аренду принадлежащие ему земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для садоводства и дачного строительства". Налоговый орган доначислил земельный налог по ставке 1,5 процента, указав на неправомерность применения обществом пониженной ставки 0,3 процента, поскольку общество использует участки для сдачи в аренду. Суд признал правомерным применение ставки 0,3 процента в отношении одного земельного участка, так как администрация района подтвердила факт выращивания на нем различных видов сельскохозяйственной продукции. В отношении иных участков, предназначенных для сенокошения, суд поддержал вывод налогового органа о необходимости применения ставки 1,5 процента, так как на момент обследования участки были вспаханы, не засеяны, на участках росли деревья и кустарники, налогоплательщик не представил бесспорных доказательств использования участков для сельскохозяйственной деятельности. Представленные налогоплательщиком документы, а именно учетные листы тракториста-машиниста, путевые листы трактора, технологические карты по уборке трав на сено, акты на списание дизельного топлива и масла признаны не подтверждающими осуществление сенокоса именно на спорных земельных участках, в том числе с учетом наличия у арендаторов иных земельных участков. При этом сам налогоплательщик сенокошение на спорных участках не производил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного за границами населенного пункта;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного за границами населенного пункта;
Статья: О землепользовании юридических лиц, не являющихся собственниками земельных участков
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Законом могут быть установлены предельные сроки договора для отдельных видов аренды или для аренды отдельных видов имущества. Так, договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по общему правилу на срок от трех до сорока девяти лет, а в случае предоставления земельных участков в аренду для сенокошения и выпаса скота - на срок до пяти лет (ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеющий целью размещение линейных объектов, заключается на срок до сорока девяти лет (подп. 2 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Законом могут быть установлены предельные сроки договора для отдельных видов аренды или для аренды отдельных видов имущества. Так, договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по общему правилу на срок от трех до сорока девяти лет, а в случае предоставления земельных участков в аренду для сенокошения и выпаса скота - на срок до пяти лет (ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеющий целью размещение линейных объектов, заключается на срок до сорока девяти лет (подп. 2 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до пяти лет.
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до пяти лет.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 27.03.2024 N 03-07-11/27422 <НДС при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и обеспечения доступа к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям, для охоты, рыболовства и рыбоводства (пп. 1 - 7 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и обеспечения доступа к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям, для охоты, рыболовства и рыбоводства (пп. 1 - 7 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям для охоты, рыболовства и рыбоводства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям для охоты, рыболовства и рыбоводства.
Статья: Личное подсобное хозяйство на полевых участках: коллизии правового регулирования
(Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Для исключения обхода закона и создания необоснованных преимуществ отдельным участникам гражданского оборота, единообразия правоприменительной практики, исключения различного толкования норм права необходимо изложить подпункт 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ в следующей редакции: "12) на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства". Это изменение нормы права сделает невозможным выкуп без торгов предоставленного также без конкурентных процедур гражданину в аренду участка для ведения ЛПХ на полевых земельных участках. Такая корректировка закона исключит риск недействительности заключаемых сделок, порочные практики обхода закона, коррупционные проявления, что в конечном счете соответствует воле законодателя, интересам общества и государства.
(Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Для исключения обхода закона и создания необоснованных преимуществ отдельным участникам гражданского оборота, единообразия правоприменительной практики, исключения различного толкования норм права необходимо изложить подпункт 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ в следующей редакции: "12) на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства". Это изменение нормы права сделает невозможным выкуп без торгов предоставленного также без конкурентных процедур гражданину в аренду участка для ведения ЛПХ на полевых земельных участках. Такая корректировка закона исключит риск недействительности заключаемых сделок, порочные практики обхода закона, коррупционные проявления, что в конечном счете соответствует воле законодателя, интересам общества и государства.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- подп. 12 устанавливает специальное правило о том, что земельный участок для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества предоставляется гражданину на срок не более чем 3 года.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- подп. 12 устанавливает специальное правило о том, что земельный участок для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества предоставляется гражданину на срок не более чем 3 года.