Земельный налог тосэр
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный налог тосэр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансово-правовой статус наукоградов и особенности его реализации
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<1> См.: Миронова С.М. Финансово-правовой статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) // Финансовое право. 2020. N 2. С. 16 - 25; Дурманова О.М. Закрытое административно-территориальное образование как субъект финансового права: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 175 с.; Барамидзе Г.А. Финансово-правовое регулирование деятельности государственной корпорации "Росатом": дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018; Байдаров Д.Ю. Эволюция межбюджетных отношений с участием закрытых административно-территориальных образований // Административное право и процесс. 2014. N 12. С. 47 - 49; Миронова С.М. Правовое регулирование установления льгот по земельному налогу для резидентов ТОСЭР в моногородах // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. N 1. С. 125 - 131.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<1> См.: Миронова С.М. Финансово-правовой статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) // Финансовое право. 2020. N 2. С. 16 - 25; Дурманова О.М. Закрытое административно-территориальное образование как субъект финансового права: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 175 с.; Барамидзе Г.А. Финансово-правовое регулирование деятельности государственной корпорации "Росатом": дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018; Байдаров Д.Ю. Эволюция межбюджетных отношений с участием закрытых административно-территориальных образований // Административное право и процесс. 2014. N 12. С. 47 - 49; Миронова С.М. Правовое регулирование установления льгот по земельному налогу для резидентов ТОСЭР в моногородах // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. N 1. С. 125 - 131.
Статья: Финансовое стимулирование деятельности резидентов территорий с особым режимом хозяйствования в новых экономических условиях: сравнительно-правовое исследование
(Безикова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Для резидентов ТОСЭР регламентирована нулевая ставка по налогу на прибыль организаций (в федеральный бюджет), а в региональный бюджет - от 5% до 10% в течение 5 лет. Зафиксирован понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых (10 лет), в случае если доходы от деятельности резидента ТОСЭР составляют не меньше 90% всей прибыли. Земельный налог облагается по ставке 0%, налог на имущество организаций - 0%, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды РФ - 7,6% <21>.
(Безикова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Для резидентов ТОСЭР регламентирована нулевая ставка по налогу на прибыль организаций (в федеральный бюджет), а в региональный бюджет - от 5% до 10% в течение 5 лет. Зафиксирован понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых (10 лет), в случае если доходы от деятельности резидента ТОСЭР составляют не меньше 90% всей прибыли. Земельный налог облагается по ставке 0%, налог на имущество организаций - 0%, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды РФ - 7,6% <21>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"8) освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога;
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"8) освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога;
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 02.07.2020 N АПЛ20-151
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 19.02.2020 N АКПИ19-935, которым отказано в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@>Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития предоставляется в соответствии с Законом о ТОСЭР и другими федеральными законами и включает в себя, в частности: особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием территории опережающего социально-экономического развития; особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога (пункты 1, 3, 8 части 1 статьи 17).
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 19.02.2020 N АКПИ19-935, которым отказано в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@>Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития предоставляется в соответствии с Законом о ТОСЭР и другими федеральными законами и включает в себя, в частности: особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием территории опережающего социально-экономического развития; особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога (пункты 1, 3, 8 части 1 статьи 17).
Вопрос: О применении резидентом ТОР, заключившим соглашение об осуществлении деятельности до 01.01.2019, пониженных ставок по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ.
(Письмо Минфина России от 25.05.2023 N 03-03-06/1/47786)Положения данного пункта распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части страховых взносов, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога и применяются для налогоплательщика - резидента ТОР при условии указания в соответствующем соглашении об осуществлении деятельности ссылок на положения актов законодательства о налогах и сборах в части пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов или налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для налогоплательщиков - резидентов ТОР в связи с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности, на которые распространяется действие пункта 4.2 статьи 5 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 25.05.2023 N 03-03-06/1/47786)Положения данного пункта распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части страховых взносов, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога и применяются для налогоплательщика - резидента ТОР при условии указания в соответствующем соглашении об осуществлении деятельности ссылок на положения актов законодательства о налогах и сборах в части пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов или налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для налогоплательщиков - резидентов ТОР в связи с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности, на которые распространяется действие пункта 4.2 статьи 5 НК РФ.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1) присвоение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, предусматривающего налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области (с 1 января 2024 года применение инвестиционного налогового вычета) в комплексе с освобождением от уплаты налога на имущество организаций; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов в размере от одной второй до трех четвертых ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации); 3) присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) с применением пониженной ставки налога на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области в размере 10%; 4) присвоение статуса участника РИП в сфере туризма (применение инвестиционного налогового вычета, освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период); 5) преференции для участников ТОР: освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период (с даты постановки имущества на баланс), ставка по налогу на прибыль 5% на пятилетний период, считая с периода получения первой прибыли, и 10% в течение последующих пяти лет; 6) преференции для участников ОЭЗ ППТ "Титановая долина": освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на ввозимое производственное оборудование и компоненты, налогов на имущество, на землю, транспортного налога, применение пониженной ставки по налогу на прибыль в рамках полномочий Свердловской области, которая составляет в течение первых десяти налоговых периодов - 2%, на следующие пять лет - 7%, в дальнейшем - 15,5%; 7) налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, включая льготы по уплате налога на имущество (полное освобождение или пониженные ставки) для гостиничного бизнеса, компаний в сфере потребительской кооперации, пассажирского транспорта (внутригородские, пригородные перевозки), производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, научных организаций; 8) специальные налоговые режимы для субъектов МСП: пониженные ставки для применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Также детальная информация о мерах поддержки МСП, в том числе регионального уровня, размещена в сети Интернет на федеральном портале https://мойбизнес.рф.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1) присвоение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, предусматривающего налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области (с 1 января 2024 года применение инвестиционного налогового вычета) в комплексе с освобождением от уплаты налога на имущество организаций; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов в размере от одной второй до трех четвертых ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации); 3) присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) с применением пониженной ставки налога на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области в размере 10%; 4) присвоение статуса участника РИП в сфере туризма (применение инвестиционного налогового вычета, освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период); 5) преференции для участников ТОР: освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период (с даты постановки имущества на баланс), ставка по налогу на прибыль 5% на пятилетний период, считая с периода получения первой прибыли, и 10% в течение последующих пяти лет; 6) преференции для участников ОЭЗ ППТ "Титановая долина": освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на ввозимое производственное оборудование и компоненты, налогов на имущество, на землю, транспортного налога, применение пониженной ставки по налогу на прибыль в рамках полномочий Свердловской области, которая составляет в течение первых десяти налоговых периодов - 2%, на следующие пять лет - 7%, в дальнейшем - 15,5%; 7) налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, включая льготы по уплате налога на имущество (полное освобождение или пониженные ставки) для гостиничного бизнеса, компаний в сфере потребительской кооперации, пассажирского транспорта (внутригородские, пригородные перевозки), производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, научных организаций; 8) специальные налоговые режимы для субъектов МСП: пониженные ставки для применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Также детальная информация о мерах поддержки МСП, в том числе регионального уровня, размещена в сети Интернет на федеральном портале https://мойбизнес.рф.
Вопрос: Какие преимущества дает режим территории опережающего социально-экономического развития (ТОР)?
("Официальный сайт Минвостокразвития России", 2024)- пониженная ставка земельного налога (0% - 3 - 5 лет, конкретный срок устанавливается муниципальным образованием);
("Официальный сайт Минвостокразвития России", 2024)- пониженная ставка земельного налога (0% - 3 - 5 лет, конкретный срок устанавливается муниципальным образованием);
Статья: Особенности организации публичной власти на отдельных территориях: опыт Российской Федерации
(Ежукова О.А., Малютин Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)Особенности правового режима ТОСЭР обозначены в ст. 17 рассматриваемого Федерального закона, все они направлены на создание для резидентов ТОСЭР благоприятного режима ведения экономической деятельности в части установления льготных арендных ставок за пользование объектами недвижимости, особенностей налогообложения, освобождения от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, применения таможенной процедуры свободной экономической зоны, приоритетного подключения к объектам инфраструктуры ТОСЭР и др. Также применительно к ТОСЭР устанавливаются некоторые особенности правоотношений, схожие с правовым режимом инновационных центров, например в части привлечения иностранной рабочей силы.
(Ежукова О.А., Малютин Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)Особенности правового режима ТОСЭР обозначены в ст. 17 рассматриваемого Федерального закона, все они направлены на создание для резидентов ТОСЭР благоприятного режима ведения экономической деятельности в части установления льготных арендных ставок за пользование объектами недвижимости, особенностей налогообложения, освобождения от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, применения таможенной процедуры свободной экономической зоны, приоритетного подключения к объектам инфраструктуры ТОСЭР и др. Также применительно к ТОСЭР устанавливаются некоторые особенности правоотношений, схожие с правовым режимом инновационных центров, например в части привлечения иностранной рабочей силы.
Статья: Особенности территориального налогового стимулирования ускорения экономического роста
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Территориальное налоговое стимулирование ускорения экономического роста включает комплекс законодательных, административных и экономических мер, применяемых на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов в рамках предоставленных им полномочий, для увеличения объемов производства на подведомственной им территории за счет повышения эффективности использования ресурсов и внедрения усовершенствованной техники и технологий. Указанные меры территориального налогового стимулирования выражаются в установлении ставок налогов, определении объектов налогообложения и состава налогоплательщиков, предоставляемых налоговых льгот и преференций организаторам производства или инвесторам, осуществляющим вложения в обеспечение экономического роста. В качестве мер территориального налогового стимулирования экономического роста используются льготы по налогам, предоставление которых находится в компетенции субъектов Федерации и муниципальных образований (включая налог на имущество организаций, земельный и транспортный налог), и по налогу на прибыль на преференционных территориях (особых экономических зонах (ОЭЗ), территориях опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах, в индустриальных парках и технопарках) при реализации проектов СПИК и РИП.
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Территориальное налоговое стимулирование ускорения экономического роста включает комплекс законодательных, административных и экономических мер, применяемых на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов в рамках предоставленных им полномочий, для увеличения объемов производства на подведомственной им территории за счет повышения эффективности использования ресурсов и внедрения усовершенствованной техники и технологий. Указанные меры территориального налогового стимулирования выражаются в установлении ставок налогов, определении объектов налогообложения и состава налогоплательщиков, предоставляемых налоговых льгот и преференций организаторам производства или инвесторам, осуществляющим вложения в обеспечение экономического роста. В качестве мер территориального налогового стимулирования экономического роста используются льготы по налогам, предоставление которых находится в компетенции субъектов Федерации и муниципальных образований (включая налог на имущество организаций, земельный и транспортный налог), и по налогу на прибыль на преференционных территориях (особых экономических зонах (ОЭЗ), территориях опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах, в индустриальных парках и технопарках) при реализации проектов СПИК и РИП.
Готовое решение: Налоговые льготы для резидентов территорий опережающего развития
(КонсультантПлюс, 2025)Льготы для резидентов ТОР по налогам на имущество организаций, на имущество физлиц, а также транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрены.
(КонсультантПлюс, 2025)Льготы для резидентов ТОР по налогам на имущество организаций, на имущество физлиц, а также транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрены.
Статья: Налоговая политика как инструмент стимулирования и стабилизации
(Батайкин П.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Действие преференциального режима в рамках СЗПК применяется до наступления наиболее ранней из следующих дат: либо даты истечения указанного в реестре срока применения стабилизационной оговорки, установленного соответствующим СЗПК, либо до даты включения сведений о расторжении соглашения. Привязка стабилизационной оговорки не к сроку действия соглашения, а к конкретному сроку, установленному соглашением, является новым веянием налоговой политики государства. Аналогичный подход был представлен, например, в п. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" <36>, где было установлено, что соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития могут устанавливаться условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот.
(Батайкин П.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Действие преференциального режима в рамках СЗПК применяется до наступления наиболее ранней из следующих дат: либо даты истечения указанного в реестре срока применения стабилизационной оговорки, установленного соответствующим СЗПК, либо до даты включения сведений о расторжении соглашения. Привязка стабилизационной оговорки не к сроку действия соглашения, а к конкретному сроку, установленному соглашением, является новым веянием налоговой политики государства. Аналогичный подход был представлен, например, в п. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" <36>, где было установлено, что соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития могут устанавливаться условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот.
Статья: Основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- освобождение от обложения налогом на прибыль организаций, налогом на имущество организаций, транспортным и земельным налогами, а также пониженными тарифами страховых взносов (7,6%) для организаций, осуществляющих деятельность на территории Курильских островов.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- освобождение от обложения налогом на прибыль организаций, налогом на имущество организаций, транспортным и земельным налогами, а также пониженными тарифами страховых взносов (7,6%) для организаций, осуществляющих деятельность на территории Курильских островов.