Земельный налог кадастровая стоимость не определена
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный налог кадастровая стоимость не определена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие земли облагаются земельным налогом, а какие - нет
(КонсультантПлюс, 2025)Если кадастровая стоимость земли не определена, налоговая база будет равна нулю и платить налог не придется.
(КонсультантПлюс, 2025)Если кадастровая стоимость земли не определена, налоговая база будет равна нулю и платить налог не придется.
Вопрос: Как рассчитать земельный налог, если в феврале текущего года изменилась кадастровая стоимость земельного участка (изменился вид разрешенного использования)?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, если у земельного участка, принадлежащего организации, в феврале текущего года изменился вид разрешенного использования и, соответственно, изменилась кадастровая стоимость, то новая кадастровая стоимость учитывается при расчете налога уже в текущем году. Если записи об изменении вида разрешенного использования земельного участка внесены в ЕГРН до 15 февраля включительно, то с февраля земельный налог уплачивается по новой кадастровой стоимости.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, если у земельного участка, принадлежащего организации, в феврале текущего года изменился вид разрешенного использования и, соответственно, изменилась кадастровая стоимость, то новая кадастровая стоимость учитывается при расчете налога уже в текущем году. Если записи об изменении вида разрешенного использования земельного участка внесены в ЕГРН до 15 февраля включительно, то с февраля земельный налог уплачивается по новой кадастровой стоимости.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54
"О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога"Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
"О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога"Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Решение Верховного Суда РФ от 11.06.2019 N АКПИ19-305
<Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим письма ФНС России от 18.02.2019 N БС-4-21/2652@>Акционерное общество "Биклон" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Письма, ссылаясь на то, что оно издано Минфином России с превышением полномочий, обладает нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц, по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений, а именно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, и фактически изменяет правовое регулирование, предусмотренное данной статьей. По мнению административного истца, статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации четко и недвусмысленно устанавливает, каким образом определяется налоговая база по земельному налогу, а именно как кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а кроме того, действующее законодательство не предусматривает обязанности организации по отслеживанию принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации актов, утверждающих кадастровую стоимость, и даты их вступления в силу.
<Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим письма ФНС России от 18.02.2019 N БС-4-21/2652@>Акционерное общество "Биклон" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Письма, ссылаясь на то, что оно издано Минфином России с превышением полномочий, обладает нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц, по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений, а именно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, и фактически изменяет правовое регулирование, предусмотренное данной статьей. По мнению административного истца, статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации четко и недвусмысленно устанавливает, каким образом определяется налоговая база по земельному налогу, а именно как кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а кроме того, действующее законодательство не предусматривает обязанности организации по отслеживанию принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации актов, утверждающих кадастровую стоимость, и даты их вступления в силу.
Вопрос: Об определении понятия "изменение характеристик земельного участка" в целях определения налоговой базы по земельному налогу за налоговый период 2023 г.
(Письмо ФНС России от 21.06.2023 N БС-4-21/7862@)Согласно абзацу восьмому пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база в отношении земельного участка за налоговый период 2023 года определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января 2022 года, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.
(Письмо ФНС России от 21.06.2023 N БС-4-21/7862@)Согласно абзацу восьмому пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база в отношении земельного участка за налоговый период 2023 года определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января 2022 года, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Ответ: В гл. 31 НК РФ не определены особенности налогообложения земельных участков, которые обременены в том числе ипотекой. В ст. 389 НК РФ не указано, что земельные участки с обременением не признаются объектами налогообложения при исчислении земельного налога.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Ответ: В гл. 31 НК РФ не определены особенности налогообложения земельных участков, которые обременены в том числе ипотекой. В ст. 389 НК РФ не указано, что земельные участки с обременением не признаются объектами налогообложения при исчислении земельного налога.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 12.12.2022 N БС-4-21/16806@ <Об исчислении земельного налога и авансовых платежей в отношении земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства и не используемого по целевому назначению>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)Если кадастровая стоимость земельного участка не определена:
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)Если кадастровая стоимость земельного участка не определена:
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 21.06.2023 N БС-4-21/7862@ <Как влияет изменение характеристик земельного участка на расчет налога>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 14)Исключение есть для тех случаев, когда увеличение кадастровой стоимости произошло из-за изменения характеристик земельного участка (категории земель, разрешенного использования, площади и т.п.). В этом случае земельный налог исчисляется в общем порядке из кадастровой стоимости участка на 1 января 2023 года.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 14)Исключение есть для тех случаев, когда увеличение кадастровой стоимости произошло из-за изменения характеристик земельного участка (категории земель, разрешенного использования, площади и т.п.). В этом случае земельный налог исчисляется в общем порядке из кадастровой стоимости участка на 1 января 2023 года.
Статья: Особенности территориального налогового стимулирования ускорения экономического роста
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Вместе с тем резервом для роста доходной части региональных и муниципальных бюджетов, которую можно использовать как компенсацию выпадающих доходов от льготного налогообложения, направленного на ускорение экономического роста, может стать налоговая база региональных и местных налогов. Так, абз. 4 п. 3 ст. 12 НК РФ определяет, что "законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ)". Поэтому регионам целесообразно рассмотреть возможность установления графика полного перехода на определение налоговой базы для налога на имущество организаций по кадастровой стоимости (до сих пор этот порядок законами Российской Федерации не определен, но право регионов на установление сроков такого перехода сохраняется), что упорядочит процесс поступления налогов от этого источника и значительно увеличит доходность. Внедрение геоинформационных технологий [21] на первом этапе также способно увеличить налоговую базу по земельному налогу на 10 - 25% в зависимости от региона. То есть можно только за счет этого предоставлять льготы по земельному, транспортному налогам, налогу на имущество организаций тем хозяйствующим субъектам, которые обеспечат экономический рост. Таким образом, выявленные резервы позволят органам региональной власти рассчитать размер выпадающих доходов, которые образуются от льготного налогообложения при увеличении числа предприятий, работающих в ОЭЗ, ТОСЭР, реализующих РИП и СПИК. Дефицит бюджета при этом не возрастет, принципы бюджетного федерализма нарушены не будут.
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Вместе с тем резервом для роста доходной части региональных и муниципальных бюджетов, которую можно использовать как компенсацию выпадающих доходов от льготного налогообложения, направленного на ускорение экономического роста, может стать налоговая база региональных и местных налогов. Так, абз. 4 п. 3 ст. 12 НК РФ определяет, что "законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ)". Поэтому регионам целесообразно рассмотреть возможность установления графика полного перехода на определение налоговой базы для налога на имущество организаций по кадастровой стоимости (до сих пор этот порядок законами Российской Федерации не определен, но право регионов на установление сроков такого перехода сохраняется), что упорядочит процесс поступления налогов от этого источника и значительно увеличит доходность. Внедрение геоинформационных технологий [21] на первом этапе также способно увеличить налоговую базу по земельному налогу на 10 - 25% в зависимости от региона. То есть можно только за счет этого предоставлять льготы по земельному, транспортному налогам, налогу на имущество организаций тем хозяйствующим субъектам, которые обеспечат экономический рост. Таким образом, выявленные резервы позволят органам региональной власти рассчитать размер выпадающих доходов, которые образуются от льготного налогообложения при увеличении числа предприятий, работающих в ОЭЗ, ТОСЭР, реализующих РИП и СПИК. Дефицит бюджета при этом не возрастет, принципы бюджетного федерализма нарушены не будут.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Для иных предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, сроки применения установленной судом кадастровой стоимости законом не определены. Согласно данным Пленумом Верховного Суда РФ разъяснениям для указанных случаев установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности) <11>. Вместе с тем это разъяснение относится к прежней редакции ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ), которая к настоящему моменту изложена в другой редакции, позволяющей утверждать, что новая кадастровая стоимость применяется со дня начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Для иных предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, сроки применения установленной судом кадастровой стоимости законом не определены. Согласно данным Пленумом Верховного Суда РФ разъяснениям для указанных случаев установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности) <11>. Вместе с тем это разъяснение относится к прежней редакции ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ), которая к настоящему моменту изложена в другой редакции, позволяющей утверждать, что новая кадастровая стоимость применяется со дня начала применения оспоренной кадастровой стоимости.