Земельный контроль Иркутская область
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный контроль Иркутская область (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2020 N 66-КА20-4
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений земельного законодательства.
Обстоятельства: По результатам проверки в отношении заявителя выдано предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок путем освобождения земельных участков либо путем оформления в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на данные земельные участки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не было представлено документов, подтверждающих его право на использование земельных участков.Согласно пункту 2.7. Положения основания для проведения плановых и внеплановых проверок, сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления субъекта проверки о проведении проверки, устанавливаются административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Иркутск, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 23.05.2012 г. N 031-06-1054/12.
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений земельного законодательства.
Обстоятельства: По результатам проверки в отношении заявителя выдано предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок путем освобождения земельных участков либо путем оформления в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на данные земельные участки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не было представлено документов, подтверждающих его право на использование земельных участков.Согласно пункту 2.7. Положения основания для проведения плановых и внеплановых проверок, сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления субъекта проверки о проведении проверки, устанавливаются административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Иркутск, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 23.05.2012 г. N 031-06-1054/12.
Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2019 N 302-ЭС19-2800 по делу N А19-8156/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий уполномоченного органа по сносу самовольной постройки, а также изданию и размещению на постройках на земельном участке уведомления о сносе самовольных построек, признании недействительным распоряжения о сносе самовольной постройки.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку самовольная постройка, подлежащая сносу в соответствии с оспариваемым распоряжением, была построена с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства РФ, так как ее строительство было осуществлено без получения разрешения на строительство, на земельном участке, не отведенном для целей строительства, в границах территории общего пользования.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.- признать незаконными действия Комитета по сносу самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16726 по адресу: Иркутск, ул. Баррикад, 26, и частично на смежном земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16061 по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, в том числе действия по изданию и размещению на указанном объекте уведомления от 06.04.2018 о сносе самовольных построек за подписью исполняющего обязанности начальника управления земельного контроля Комитета;
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий уполномоченного органа по сносу самовольной постройки, а также изданию и размещению на постройках на земельном участке уведомления о сносе самовольных построек, признании недействительным распоряжения о сносе самовольной постройки.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку самовольная постройка, подлежащая сносу в соответствии с оспариваемым распоряжением, была построена с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства РФ, так как ее строительство было осуществлено без получения разрешения на строительство, на земельном участке, не отведенном для целей строительства, в границах территории общего пользования.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.- признать незаконными действия Комитета по сносу самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16726 по адресу: Иркутск, ул. Баррикад, 26, и частично на смежном земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16061 по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, в том числе действия по изданию и размещению на указанном объекте уведомления от 06.04.2018 о сносе самовольных построек за подписью исполняющего обязанности начальника управления земельного контроля Комитета;
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Иски о понуждении к исполнению предписаний контрольных (надзорных) органов
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Так, 1 декабря 2023 г. в Байкальском государственном университете (Иркутск) состоялся межведомственный круглый стол на тему "Понуждение к исполнению решения органа государственной власти и местного самоуправления". В ходе работы круглого стола был затронут вопрос о праве органов государственной власти и местного самоуправления добиваться принудительного исполнения своих распоряжений, предписаний в судебном порядке. С учетом специфики деятельности участников круглого стола речь шла в основном о федеральном государственном земельном контроле (надзоре). Представители Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия (далее - ТУ Россельхознадзора) озвучили статистику, согласно которой в 2022 г. было подано 13 исковых заявлений о понуждении к исполнению предписания (все они были удовлетворены), а в 2023 г. - уже 56, из которых к 1 декабря 2023 г. было рассмотрено 50. Поскольку в большинстве случаев иски о понуждении удовлетворяют, складывается ощущение, что теоретических и практических проблем не возникает.
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Так, 1 декабря 2023 г. в Байкальском государственном университете (Иркутск) состоялся межведомственный круглый стол на тему "Понуждение к исполнению решения органа государственной власти и местного самоуправления". В ходе работы круглого стола был затронут вопрос о праве органов государственной власти и местного самоуправления добиваться принудительного исполнения своих распоряжений, предписаний в судебном порядке. С учетом специфики деятельности участников круглого стола речь шла в основном о федеральном государственном земельном контроле (надзоре). Представители Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия (далее - ТУ Россельхознадзора) озвучили статистику, согласно которой в 2022 г. было подано 13 исковых заявлений о понуждении к исполнению предписания (все они были удовлетворены), а в 2023 г. - уже 56, из которых к 1 декабря 2023 г. было рассмотрено 50. Поскольку в большинстве случаев иски о понуждении удовлетворяют, складывается ощущение, что теоретических и практических проблем не возникает.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В других субъектах Российской Федерации СФО нашли свое применение перечисленные формы взаимодействия ТОС, органов местного самоуправления, органов государственной власти и государственных органов, были найдены новые: планирование общей работы депутатов и органов ТОС, подготовка совместных правотворческих инициатив, направленных на развитие соответствующих территорий; осуществление контроля за исполнением просьб, полученных депутатами от жителей во время избирательных кампаний; участие в совещаниях с представителями структурных подразделений администрации муниципального образования, краевых и федеральных структур (Алтайский край); участие представителей ТОС в деятельности (работе) общественных палат муниципальных образований, общественных советов, создаваемых при органах местного самоуправления (Иркутская область).
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В других субъектах Российской Федерации СФО нашли свое применение перечисленные формы взаимодействия ТОС, органов местного самоуправления, органов государственной власти и государственных органов, были найдены новые: планирование общей работы депутатов и органов ТОС, подготовка совместных правотворческих инициатив, направленных на развитие соответствующих территорий; осуществление контроля за исполнением просьб, полученных депутатами от жителей во время избирательных кампаний; участие в совещаниях с представителями структурных подразделений администрации муниципального образования, краевых и федеральных структур (Алтайский край); участие представителей ТОС в деятельности (работе) общественных палат муниципальных образований, общественных советов, создаваемых при органах местного самоуправления (Иркутская область).
Нормативные акты
Решение Иркутского УФАС России от 31.05.2022 по делу N 038/01/17-926/2021
Обстоятельства: Заинтересованными лицами достигнуто и реализовано антиконкурентное соглашение, направленное на ограничение конкуренции путем ограничения доступа на товарный рынок по строительству и продаже объектов недвижимости при осуществлении закупки товаров для удовлетворения потребностей муниципальных образований.
Решение: Признать заинтересованных лиц нарушившими ч. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.На основании закона Иркутской области от 03.11.2016 г. N 96-ОЗ "О закреплении за сельским поселениями Иркутской области вопросов местного значения" не осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории Хор-Тагнинского муниципального образования.
Обстоятельства: Заинтересованными лицами достигнуто и реализовано антиконкурентное соглашение, направленное на ограничение конкуренции путем ограничения доступа на товарный рынок по строительству и продаже объектов недвижимости при осуществлении закупки товаров для удовлетворения потребностей муниципальных образований.
Решение: Признать заинтересованных лиц нарушившими ч. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.На основании закона Иркутской области от 03.11.2016 г. N 96-ОЗ "О закреплении за сельским поселениями Иркутской области вопросов местного значения" не осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории Хор-Тагнинского муниципального образования.
Приказ Росавиации от 11.06.2019 N 449-П
"Об утверждении схемы расположения части земельного участка на кадастровом плане территории"2. Утвердить схему расположения части земельного участка с условным номером 38:36:000024:31/чзу1, ориентировочной площадью 227 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию учебного аэродрома, территориальная зона: зона размещения объектов внешнего транспорта (ПЗ-306), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Иркутская обл., в Октябрьском районе г. Иркутска (район аэропорта), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:31, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 40088 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию учебного аэродрома, территориальная зона: зона размещения объектов внешнего транспорта (ПЗ-306), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Иркутская обл., в Октябрьском районе г. Иркутска (район аэропорта) согласно приложению к настоящему приказу.
"Об утверждении схемы расположения части земельного участка на кадастровом плане территории"2. Утвердить схему расположения части земельного участка с условным номером 38:36:000024:31/чзу1, ориентировочной площадью 227 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию учебного аэродрома, территориальная зона: зона размещения объектов внешнего транспорта (ПЗ-306), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Иркутская обл., в Октябрьском районе г. Иркутска (район аэропорта), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:31, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 40088 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию учебного аэродрома, территориальная зона: зона размещения объектов внешнего транспорта (ПЗ-306), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Иркутская обл., в Октябрьском районе г. Иркутска (район аэропорта) согласно приложению к настоящему приказу.
Статья: Основные меры по реструктуризации сети учреждений, примененные субъектами РФ в 2015 году
(Ловидова А.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2016, N 4)В частности, в Волгоградской области для достижения указанной цели ежегодно проводятся контрольные мероприятия, предметом которых становятся использование по назначению, эффективное распоряжение и обеспечение сохранности имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями (в том числе эффективное и целевое использование земельных участков). Контроль осуществляется посредством выездных проверок и обследований.
(Ловидова А.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2016, N 4)В частности, в Волгоградской области для достижения указанной цели ежегодно проводятся контрольные мероприятия, предметом которых становятся использование по назначению, эффективное распоряжение и обеспечение сохранности имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями (в том числе эффективное и целевое использование земельных участков). Контроль осуществляется посредством выездных проверок и обследований.
"Региональный и муниципальный контроль в Российской Федерации"
(Ковтун Е.В., Чаплинский А.В., Кнутов А.В., Плаксин С.М., Завьялова Л.Д., Ляшков С.В.)
("Высшая школа экономики", 2012)Также показателен пример муниципального образования "город Саянск" Иркутской области, муниципальный земельный контроль на территории которого осуществляет муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации муниципального образования "город Саянск" <1>. Основной функцией указанного Комитета помимо осуществления муниципального земельного контроля является координация деятельности органов администрации городского округа при осуществлении ими муниципального земельного контроля на территории городского округа, в том числе деятельность по соблюдению порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или их использование без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю. Таким образом, хозяйствующий субъект наделен не только властными полномочиями в сфере осуществления контрольной деятельности, но и полномочиями по координации деятельности органов местной власти.
(Ковтун Е.В., Чаплинский А.В., Кнутов А.В., Плаксин С.М., Завьялова Л.Д., Ляшков С.В.)
("Высшая школа экономики", 2012)Также показателен пример муниципального образования "город Саянск" Иркутской области, муниципальный земельный контроль на территории которого осуществляет муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации муниципального образования "город Саянск" <1>. Основной функцией указанного Комитета помимо осуществления муниципального земельного контроля является координация деятельности органов администрации городского округа при осуществлении ими муниципального земельного контроля на территории городского округа, в том числе деятельность по соблюдению порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или их использование без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю. Таким образом, хозяйствующий субъект наделен не только властными полномочиями в сфере осуществления контрольной деятельности, но и полномочиями по координации деятельности органов местной власти.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Суд апелляционной инстанции Определение суда первой инстанции отменил. С 1 января 2019 года в г. Иркутске полномочия по распоряжению землей, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет городская администрация. Основанием для подачи иска действительно послужили материалы административного обследования, проведенные Росреестром в рамках полномочий по осуществлению земельного контроля. При этом правовое обоснование иска было основано на положениях Земельного кодекса РФ, коррелирующих с нормами ГК РФ, в частности ст. 304. Квалификация материально-правовых требований как вытекающих из правоотношений по проведению земельного контроля неверна, поскольку в таком случае, Министерство не являлось бы единственным управомоченным лицом на подачу иска, а предоставляло бы подобное право Росреестру, что не соответствует действующему законодательству <17>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Суд апелляционной инстанции Определение суда первой инстанции отменил. С 1 января 2019 года в г. Иркутске полномочия по распоряжению землей, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет городская администрация. Основанием для подачи иска действительно послужили материалы административного обследования, проведенные Росреестром в рамках полномочий по осуществлению земельного контроля. При этом правовое обоснование иска было основано на положениях Земельного кодекса РФ, коррелирующих с нормами ГК РФ, в частности ст. 304. Квалификация материально-правовых требований как вытекающих из правоотношений по проведению земельного контроля неверна, поскольку в таком случае, Министерство не являлось бы единственным управомоченным лицом на подачу иска, а предоставляло бы подобное право Росреестру, что не соответствует действующему законодательству <17>.