Земельные участки водного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельные участки водного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недействительность договора аренды земельного участка (под водным объектом и лесного)
(КонсультантПлюс, 2025)Договор аренды земельного участка водного фонда, заключенный органом муниципального образования, признается ничтожным, если в границах участка находятся водные объекты в федеральной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Договор аренды земельного участка водного фонда, заключенный органом муниципального образования, признается ничтожным, если в границах участка находятся водные объекты в федеральной собственности
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Право собственности на водные объекты" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Приняв новые доказательства, руководствуясь положениями статей 167, 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 27, 102, 129 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 6, 8, 21, 85 Водного кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с учетом исследованных доказательств, установив, что на момент формирования земельных участков, постановки их на кадастровый учет (29.02.2008 и 08.07.2008 соответственно), на момент заключения договоров аренды (31.08.2008 и 06.08.2008), а также на момент заключения оспариваемых договоров купли-продажи (08.12.2017) на данных участках располагались водные объекты - пруды, при этом из договоров аренды и купли-продажи прямо следует, что видом разрешенного использования участков является рыборазведение, а для Б. договорами устанавливался прямой запрет на спуск воды из водоемов; пруды образованы в 1962 г. путем строительства плотины, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в аренду или в собственность хозяйствующему субъекту земельный участок из земель водного фонда, покрытый поверхностными водами пруда, находящийся в федеральной собственности, в нарушение прямого запрета на формирование земельного участка под водным объектом в пределах его береговой линии, что свидетельствует о недействительности (ничтожности) сделок в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ, поскольку противоречили требованиям ст. ст. 1, 5, 8 Водного кодекса РФ, ст. 102 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие земли облагаются земельным налогом, а какие - нет
(КонсультантПлюс, 2025)- земли, занятые находящимися в госсобственности водными объектами в составе водного фонда, например земельный участок под гидротехническими сооружениями на водохранилище (Письма Минфина России от 14.12.2017 N 03-05-05-02/83795, от 30.03.2015 N 03-05-05-02/17246, ФНС России от 28.12.2021 N БС-4-21/18339@);
(КонсультантПлюс, 2025)- земли, занятые находящимися в госсобственности водными объектами в составе водного фонда, например земельный участок под гидротехническими сооружениями на водохранилище (Письма Минфина России от 14.12.2017 N 03-05-05-02/83795, от 30.03.2015 N 03-05-05-02/17246, ФНС России от 28.12.2021 N БС-4-21/18339@);
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 1 марта 2018 г. N Ф10-20/2018 по делу N А08-5542/2016 <26> было отказано в удовлетворении требования МТУ Росимущества о признании договора аренды земельного участка ничтожным в связи с нахождением в его границах пруда в силу признания отсутствия его гидравлической связи с основным водотоком, что исключает отнесение спорного земельного участка к землям водного фонда. Доказательствами этого факта, принятыми судом, стали отсутствие русла постоянного ручья, течения воды, гидрологической сети, отсутствие выраженного русла выше и ниже пруда.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 1 марта 2018 г. N Ф10-20/2018 по делу N А08-5542/2016 <26> было отказано в удовлетворении требования МТУ Росимущества о признании договора аренды земельного участка ничтожным в связи с нахождением в его границах пруда в силу признания отсутствия его гидравлической связи с основным водотоком, что исключает отнесение спорного земельного участка к землям водного фонда. Доказательствами этого факта, принятыми судом, стали отсутствие русла постоянного ручья, течения воды, гидрологической сети, отсутствие выраженного русла выше и ниже пруда.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 12. Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 12. Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)23. Ничтожным является договор аренды, заключенный органом муниципального образования в отношении земельного участка водного фонда, в границах которого находятся водные объекты, отнесенные к федеральной собственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)23. Ничтожным является договор аренды, заключенный органом муниципального образования в отношении земельного участка водного фонда, в границах которого находятся водные объекты, отнесенные к федеральной собственности.
Статья: Земельный участок как объект гражданского оборота: вопросы теории и практики
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)5. Земли водного фонда. Земельные участки, на которых расположены водные объекты, находящиеся в публичной (государственной и муниципальной) собственности, согласно ЗК РФ относятся к ограниченным в обороте.
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)5. Земли водного фонда. Земельные участки, на которых расположены водные объекты, находящиеся в публичной (государственной и муниципальной) собственности, согласно ЗК РФ относятся к ограниченным в обороте.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В территорию ОКН могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории ОКН могут не совпадать с границами земельных участков. В границах территории ОКН могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В территорию ОКН могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории ОКН могут не совпадать с границами земельных участков. В границах территории ОКН могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Формирование у территории как пространства, в границах которого возникает специальный правовой режим, связанный с ограничениями прав собственников и иных правообладателей земельных участков, может осуществляться в связи с существованием в составе территории определенных сооружений, например, объектов культурного наследия. Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <1> (далее - Закон об объектах культурного наследия) вводится понятие "территория объекта культурного наследия", под которой понимается пространство, непосредственно занятое данным объектом и (или) связанное с ним исторически и функционально, являющееся его неотъемлемой частью; в состав территории объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (ст. 3.1).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Формирование у территории как пространства, в границах которого возникает специальный правовой режим, связанный с ограничениями прав собственников и иных правообладателей земельных участков, может осуществляться в связи с существованием в составе территории определенных сооружений, например, объектов культурного наследия. Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <1> (далее - Закон об объектах культурного наследия) вводится понятие "территория объекта культурного наследия", под которой понимается пространство, непосредственно занятое данным объектом и (или) связанное с ним исторически и функционально, являющееся его неотъемлемой частью; в состав территории объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (ст. 3.1).
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Муниципальный земельный контроль в городском округе Химки МО осуществляется отделом муниципального земельного контроля Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Химки МО (далее - уполномоченный орган, администрация) в отношении всех категорий земель, за исключением земель лесного и водного фондов, земель запаса и земельных участков в полосах отвода железных дорог (п. п. 1.6, 3.1 Положения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Муниципальный земельный контроль в городском округе Химки МО осуществляется отделом муниципального земельного контроля Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Химки МО (далее - уполномоченный орган, администрация) в отношении всех категорий земель, за исключением земель лесного и водного фондов, земель запаса и земельных участков в полосах отвода железных дорог (п. п. 1.6, 3.1 Положения).
Статья: О правовом режиме каналов как водных объектов и гидротехнических сооружений
(Амашукели С.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)К примеру, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в методических указаниях по отнесению земельных участков к различным категориям земель рекомендовала относить к землям водного фонда земельные участки, занятые только каналами межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов в качестве поверхностных водных объектов <6>. Проекты Федеральных законов N 284068-4 "О водоснабжении" и N 99035010-2 "О целевых бюджетных фондах восстановления и охраны водных объектов в Российской Федерации" <7> к поверхностным водотокам также относили исключительно каналы указанного типа, как и Модельный водный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств совместно с рекомендациями "Основные термины и понятия в экологической сфере" <8>.
(Амашукели С.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)К примеру, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в методических указаниях по отнесению земельных участков к различным категориям земель рекомендовала относить к землям водного фонда земельные участки, занятые только каналами межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов в качестве поверхностных водных объектов <6>. Проекты Федеральных законов N 284068-4 "О водоснабжении" и N 99035010-2 "О целевых бюджетных фондах восстановления и охраны водных объектов в Российской Федерации" <7> к поверхностным водотокам также относили исключительно каналы указанного типа, как и Модельный водный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств совместно с рекомендациями "Основные термины и понятия в экологической сфере" <8>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 3) земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 3) земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
Статья: Проблемы состава, индивидуализации и правового режима земель водного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)В отдельных случаях, прямо предусмотренных законом, земельные участки, занятые водными объектами, исключаются из земель водного фонда. Согласно пункту 2 статьи 102 ЗК РФ при расположении водного объекта полностью в составе категории земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения или другой категории такие земли не относятся к землям водного фонда. Речь идет о малых водных объектах, которые в полном объеме находятся в границах соответствующей категории земель. Нормы пункта 2 статьи 102 ЗК РФ включены в Кодекс относительно недавно и действуют с 22 июня 2021 года <6>. При этом заслуживает внимания вопрос: изменяется категория земель с земель водного фонда на другую категорию автоматически (в силу закона) в соответствии с указанной нормой ЗК РФ (с момента внесения в него изменений) или необходимо проходить процедуру перевода земель в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель)? Этот вопрос разрешен законодательством нечетко. Возможны два подхода. Если исходить из того, что категория земель меняется в силу закона, то его принятие выступает основанием для внесения изменений в ЕГРН, в том числе о категории земель и видах разрешенного использования. Согласно другому подходу пункт 2 статьи 102 ЗК РФ следует рассматривать в качестве основания для перевода земельного участка из земель водного фонда в другую категорию земель. В последнем случае внесение новых сведений в ЕГРН будет осуществляться в соответствии с актом о переводе земель.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)В отдельных случаях, прямо предусмотренных законом, земельные участки, занятые водными объектами, исключаются из земель водного фонда. Согласно пункту 2 статьи 102 ЗК РФ при расположении водного объекта полностью в составе категории земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения или другой категории такие земли не относятся к землям водного фонда. Речь идет о малых водных объектах, которые в полном объеме находятся в границах соответствующей категории земель. Нормы пункта 2 статьи 102 ЗК РФ включены в Кодекс относительно недавно и действуют с 22 июня 2021 года <6>. При этом заслуживает внимания вопрос: изменяется категория земель с земель водного фонда на другую категорию автоматически (в силу закона) в соответствии с указанной нормой ЗК РФ (с момента внесения в него изменений) или необходимо проходить процедуру перевода земель в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель)? Этот вопрос разрешен законодательством нечетко. Возможны два подхода. Если исходить из того, что категория земель меняется в силу закона, то его принятие выступает основанием для внесения изменений в ЕГРН, в том числе о категории земель и видах разрешенного использования. Согласно другому подходу пункт 2 статьи 102 ЗК РФ следует рассматривать в качестве основания для перевода земельного участка из земель водного фонда в другую категорию земель. В последнем случае внесение новых сведений в ЕГРН будет осуществляться в соответствии с актом о переводе земель.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Указание на решение о создании морского порта или о расширении территории морского порта, предусматривающее создание искусственного земельного участка включено в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи с 10 января 2022 г. Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 492-ФЗ <382> в целях упрощения процедур, связанных с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на искусственно созданный земельный участок и переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в решении о создании морского порта или расширении территории морского порта.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Указание на решение о создании морского порта или о расширении территории морского порта, предусматривающее создание искусственного земельного участка включено в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи с 10 января 2022 г. Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 492-ФЗ <382> в целях упрощения процедур, связанных с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на искусственно созданный земельный участок и переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в решении о создании морского порта или расширении территории морского порта.