Земельные участки в казне
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельные участки в казне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за захламление земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...Таким образом, из системного толкования норм Положения следует, что управление и распоряжение имуществом и земельными участками, составляющими казну субъекта Российской Федерации, от имени собственника осуществляет Комитет.
(КонсультантПлюс, 2025)...Таким образом, из системного толкования норм Положения следует, что управление и распоряжение имуществом и земельными участками, составляющими казну субъекта Российской Федерации, от имени собственника осуществляет Комитет.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Признание договора аренды недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)Предписание антимонопольного органа о возврате в казну земельного участка, переданного в аренду, может быть исполнено арендодателем-учреждением путем обращения в суд с требованием о признании недействительными договоров аренды (применении последствий недействительности)
(КонсультантПлюс, 2025)Предписание антимонопольного органа о возврате в казну земельного участка, переданного в аренду, может быть исполнено арендодателем-учреждением путем обращения в суд с требованием о признании недействительными договоров аренды (применении последствий недействительности)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О приватизации объектов недвижимого имущества, составляющих казну субъекта РФ, без расположенных под ними земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 18.01.2024 N 28-01-07/3231)Вопрос: О приватизации объектов недвижимого имущества, составляющих казну субъекта РФ, без расположенных под ними земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 18.01.2024 N 28-01-07/3231)Вопрос: О приватизации объектов недвижимого имущества, составляющих казну субъекта РФ, без расположенных под ними земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований субъекта РФ.
Готовое решение: Как действовать арендодателю государственного и муниципального имущества в условиях распространения коронавируса COVID-19 (актуально до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)арендуется имущество (в том числе земельные участки), составляющее казну Российской Федерации;
(КонсультантПлюс, 2022)арендуется имущество (в том числе земельные участки), составляющее казну Российской Федерации;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Таким образом, из системного толкования норм Положения следует, что управление и распоряжение имуществом и земельными участками, составляющими казну субъекта Российской Федерации, от имени собственника осуществляет Комитет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Таким образом, из системного толкования норм Положения следует, что управление и распоряжение имуществом и земельными участками, составляющими казну субъекта Российской Федерации, от имени собственника осуществляет Комитет.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Антимонопольным органом вынесено решение, которым муниципальное казенное учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки. Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельных участков физическому лицу для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур ввиду представления одной заявки от данного лица. При этом информационное сообщение о предоставлении земельных участков было опубликовано в газете на татарском языке. Кроме того, антимонопольный орган выдал учреждению предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату в муниципальную казну этих земельных участков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Антимонопольным органом вынесено решение, которым муниципальное казенное учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки. Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельных участков физическому лицу для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур ввиду представления одной заявки от данного лица. При этом информационное сообщение о предоставлении земельных участков было опубликовано в газете на татарском языке. Кроме того, антимонопольный орган выдал учреждению предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату в муниципальную казну этих земельных участков.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В отличие от иных субъектов гражданского права публичные образования могут иметь в собственности изъятое из оборота имущество - земельные участки (федеральная собственность), специфическое имущество - казну. Государственная казна Российской Федерации, казна республики в составе Российской Федерации, казна края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Приобретение права собственности публичным образованием опосредуется специфическими способами и имеет свои основания (реквизиция, изъятие для государственных или муниципальных нужд, национализация, конфискация, разграничение государственной собственности на землю, приобретение права собственности на вымороченное имущество и др.). Имущество публичных образований может передаваться отдельным видам юридических лиц на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, земельные участки - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Только публичные образования создают унитарные предприятия и некоторые иные виды юридических лиц.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В отличие от иных субъектов гражданского права публичные образования могут иметь в собственности изъятое из оборота имущество - земельные участки (федеральная собственность), специфическое имущество - казну. Государственная казна Российской Федерации, казна республики в составе Российской Федерации, казна края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Приобретение права собственности публичным образованием опосредуется специфическими способами и имеет свои основания (реквизиция, изъятие для государственных или муниципальных нужд, национализация, конфискация, разграничение государственной собственности на землю, приобретение права собственности на вымороченное имущество и др.). Имущество публичных образований может передаваться отдельным видам юридических лиц на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, земельные участки - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Только публичные образования создают унитарные предприятия и некоторые иные виды юридических лиц.
Статья: Предпосылки принудительного изъятия земель в связи с неиспользованием по целевому назначению
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Вся система земельного законодательства направлена на предоставление государственного и муниципального земельного фонда в пользование частным субъектам и организациям публичного сектора. Властные органы призваны организовывать данную работу в тех формах, которые определены ЗК РФ. Поэтому инициация продажи с публичных торгов неиспользуемых государственных (муниципальных) земельных участков согласно ст. 284 ГК РФ будет противоречить сути такой деятельности. Кроме того, пока земельные участки находятся в казне, они не подлежат эксплуатации. Землепользование начинается с момента "оформления" этого права посредством передачи объекта в постоянное (бессрочное) пользование, наследуемое владение либо в частную собственность. Поэтому следует признать верным отказ в иске администрации Азовского муниципального района по формальным основаниям, несмотря на то что приведенный пример демонстрирует бездействие со стороны федеральных органов власти. Поскольку вопрос о том, какие меры предпочтительнее использовать к органам публичной власти для активизации их деятельности по организации эксплуатации публичных земель, не является предметом настоящей публикации, оставим его для дальнейших изысканий. Тем не менее представляется важным изменить редакцию ст. 284 ГК РФ, уточнив, что по указанному в ней основанию может быть изъят только земельный участок, находящийся в частной собственности.
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Вся система земельного законодательства направлена на предоставление государственного и муниципального земельного фонда в пользование частным субъектам и организациям публичного сектора. Властные органы призваны организовывать данную работу в тех формах, которые определены ЗК РФ. Поэтому инициация продажи с публичных торгов неиспользуемых государственных (муниципальных) земельных участков согласно ст. 284 ГК РФ будет противоречить сути такой деятельности. Кроме того, пока земельные участки находятся в казне, они не подлежат эксплуатации. Землепользование начинается с момента "оформления" этого права посредством передачи объекта в постоянное (бессрочное) пользование, наследуемое владение либо в частную собственность. Поэтому следует признать верным отказ в иске администрации Азовского муниципального района по формальным основаниям, несмотря на то что приведенный пример демонстрирует бездействие со стороны федеральных органов власти. Поскольку вопрос о том, какие меры предпочтительнее использовать к органам публичной власти для активизации их деятельности по организации эксплуатации публичных земель, не является предметом настоящей публикации, оставим его для дальнейших изысканий. Тем не менее представляется важным изменить редакцию ст. 284 ГК РФ, уточнив, что по указанному в ней основанию может быть изъят только земельный участок, находящийся в частной собственности.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правообладатели, права которых на земельные участки не были выявлены в указанном порядке, могут требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица - требовать возмещения за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется (п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правообладатели, права которых на земельные участки не были выявлены в указанном порядке, могут требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица - требовать возмещения за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется (п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ).