Зеленый фонд
Подборка наиболее важных документов по запросу Зеленый фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Застройщик не согласен с отказом в выдаче разрешения на строительство
(КонсультантПлюс, 2025)Документы, представленные с заявлением о выдаче разрешения на строительство, не соответствуют требованиям к строительству, реконструкции и т.п. (например, проектная документация не соответствует разрешенному использованию земельного участка, при нахождении участка в составе зеленого фонда не предусмотрено максимальное сохранение насаждений и пр.)
(КонсультантПлюс, 2025)Документы, представленные с заявлением о выдаче разрешения на строительство, не соответствуют требованиям к строительству, реконструкции и т.п. (например, проектная документация не соответствует разрешенному использованию земельного участка, при нахождении участка в составе зеленого фонда не предусмотрено максимальное сохранение насаждений и пр.)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 56.2 "Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФ"Доводы административного истца о том, что земли особо охраняемых природных территорий имеют особую значимость, требуют особой охраны и проведения комплексных защитных мероприятий, предполагающих исключение или ограничение человеческой деятельности, что подтверждается приведенными в административном исковом заявлении постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, сами по себе о неправомерности оспариваемых положений не свидетельствуют, поскольку с учетом приведенных положений требования по охране и защите зеленого фонда, предусмотренные федеральным законодательством, и требования по охране особо охраняемых зеленых территорий, предусмотренные законодательством города Москвы, осуществляются в отношении всех особо охраняемых зеленых территорий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитываются расходы на благоустройство территории при исчислении налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, обрезка деревьев производится организацией в связи с требованиями законодательства. Так, например, нормативными актами местных органов власти может быть предусмотрена обязанность правообладателей земельных участков территорий зеленого фонда обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, обрезка деревьев производится организацией в связи с требованиями законодательства. Так, например, нормативными актами местных органов власти может быть предусмотрена обязанность правообладателей земельных участков территорий зеленого фонда обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Статья: Спор о взыскании ущерба с управляющей компании (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: ст. 3 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы", п. 2.1.10 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке", Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: ст. 3 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы", п. 2.1.10 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке", Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве".
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов
Приказ Росприроднадзора от 22.02.2022 N 115
(ред. от 20.08.2025)
"Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67560)Соблюдение режима охраны зеленого фонда, лесопаркового зеленого пояса
(ред. от 20.08.2025)
"Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67560)Соблюдение режима охраны зеленого фонда, лесопаркового зеленого пояса
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- устанавливается требование охраны зеленого фонда городских поселений (ст. 61).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- устанавливается требование охраны зеленого фонда городских поселений (ст. 61).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится о необходимости кадастрового деления и, соответственно, необходимости наличия присваиваемого органом регистрации прав неизменяемого, не повторяющегося во времени и на территории России идентификационного реестрового номера у зон, которые обобщенно можно назвать "зоны с особыми условиями использования территорий": охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия и др. Более подробно о них говорится в комментарии к ч. 2 ст. 3.1 комментируемого Закона. Следует отметить, что ч. 4 комментируемой статьи была дополнена указанием на лесопарковые зеленые пояса, под которыми понимаются зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции (п. 1 ст. 62.1 Закона об охране окружающей среды).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится о необходимости кадастрового деления и, соответственно, необходимости наличия присваиваемого органом регистрации прав неизменяемого, не повторяющегося во времени и на территории России идентификационного реестрового номера у зон, которые обобщенно можно назвать "зоны с особыми условиями использования территорий": охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия и др. Более подробно о них говорится в комментарии к ч. 2 ст. 3.1 комментируемого Закона. Следует отметить, что ч. 4 комментируемой статьи была дополнена указанием на лесопарковые зеленые пояса, под которыми понимаются зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции (п. 1 ст. 62.1 Закона об охране окружающей среды).
Статья: Открытый огонь: понятие, порядок использования, требования пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также на региональном уровне могут устанавливаться территории, на которых действуют ограничение или запрет на использование открытого огня. Так, согласно п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы (например, Постановление Правительства Москвы от 23.10.2020 N 1808-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Измайлово" и памятниках природы, расположенных в ее границах").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также на региональном уровне могут устанавливаться территории, на которых действуют ограничение или запрет на использование открытого огня. Так, согласно п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы (например, Постановление Правительства Москвы от 23.10.2020 N 1808-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Измайлово" и памятниках природы, расположенных в ее границах").
Статья: Пожарная безопасность при установке мангала
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в т.ч. использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок (п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в т.ч. использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок (п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве").
Статья: Ограничения на разведение костров и ответственность за их нарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2 ч. 3 ст. 11 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы об охране зеленого фонда) на территориях зеленого фонда запрещается разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку. Данное положение дополнено в п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона г. Москвы об охране зеленого фонда, согласно которому на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2 ч. 3 ст. 11 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы об охране зеленого фонда) на территориях зеленого фонда запрещается разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку. Данное положение дополнено в п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона г. Москвы об охране зеленого фонда, согласно которому на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы.