Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды... пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое распоряжение... фактически вынесено при отсутствии заявления правообладателя об изменении вида разрешенного использования земельного участка, что противоречит части 4 статьи 37 ГрК РФ и части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, поскольку изменение вида разрешенного использования в отсутствие волеизъявления арендаторов и в противоречие с осуществляемыми ими видами деятельности привело к фактическому ограничению возможности осуществления ими предпринимательской деятельности..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды... пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое распоряжение... фактически вынесено при отсутствии заявления правообладателя об изменении вида разрешенного использования земельного участка, что противоречит части 4 статьи 37 ГрК РФ и части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, поскольку изменение вида разрешенного использования в отсутствие волеизъявления арендаторов и в противоречие с осуществляемыми ими видами деятельности привело к фактическому ограничению возможности осуществления ими предпринимательской деятельности..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"Кроме того, заявитель обращался не с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, что прямо предусмотрено пунктом 13 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О внесении платы за выбор (изменение) вида разрешенного использования земельного участка: обзор судебной практики
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Суд первой инстанции в исковом требовании отказал, так как отсутствуют доказательства обращения со стороны ответчика в Департамент имущества города Москвы с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В связи с отсутствием такого заявления решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка Департаментом имущества города Москвы не принималось.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Суд первой инстанции в исковом требовании отказал, так как отсутствуют доказательства обращения со стороны ответчика в Департамент имущества города Москвы с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В связи с отсутствием такого заявления решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка Департаментом имущества города Москвы не принималось.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи перечень подлежащих согласованию вопросов, указанных в ч. 1 - 3 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Другие вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. В Определении ВАС РФ от 24.04.2013 N ВАС-4397/13 по делу N А55-8333/2012 был приведен следующий случай. "Заявитель, обратившийся впоследствии в суд, обратился в кадастровую палату с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Решением кадастровой палаты от 20.01.2012 обществу в изменении вида разрешенного использования названного земельного участка было отказано. Отказ был мотивирован отсутствием у заявителя права на обращение с заявлением о внесении изменений в отношении спорного земельного участка. Руководствуясь п. 4 ст. 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и учитывая, что отнесение спорного земельного участка к виду использования "под объекты производственного назначения промышленности" соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008, и, кроме того, вид использования не входит в число вопросов, подлежащих обязательному согласованию в соответствии с п. 4 ст. 16 Грк РФ. ВАС РФ признал требования заявителя (истца) правомерными".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи перечень подлежащих согласованию вопросов, указанных в ч. 1 - 3 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Другие вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. В Определении ВАС РФ от 24.04.2013 N ВАС-4397/13 по делу N А55-8333/2012 был приведен следующий случай. "Заявитель, обратившийся впоследствии в суд, обратился в кадастровую палату с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Решением кадастровой палаты от 20.01.2012 обществу в изменении вида разрешенного использования названного земельного участка было отказано. Отказ был мотивирован отсутствием у заявителя права на обращение с заявлением о внесении изменений в отношении спорного земельного участка. Руководствуясь п. 4 ст. 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и учитывая, что отнесение спорного земельного участка к виду использования "под объекты производственного назначения промышленности" соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008, и, кроме того, вид использования не входит в число вопросов, подлежащих обязательному согласованию в соответствии с п. 4 ст. 16 Грк РФ. ВАС РФ признал требования заявителя (истца) правомерными".
Статья: О допустимости выбора собственником земельного участка вида разрешенного использования "запас" (на примере анализа Правил землепользования и застройки муниципальных образований Свердловской области)
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)В рамках административной процедуры по рассмотрению заявления правообладателя земельного участка о выборе (изменении) вида разрешенного использования такого участка оценка правомерности поведения правообладателя, а также осуществление контроля (надзора) за соответствием документов градостроительного зонирования требованиям градостроительного законодательства не входит в полномочия органа регистрации прав.
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)В рамках административной процедуры по рассмотрению заявления правообладателя земельного участка о выборе (изменении) вида разрешенного использования такого участка оценка правомерности поведения правообладателя, а также осуществление контроля (надзора) за соответствием документов градостроительного зонирования требованиям градостроительного законодательства не входит в полномочия органа регистрации прав.
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В данном случае правообладатель земельного участка должен получить разрешение на изменение вида разрешенного использования. Для этого ему необходимо направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в уполномоченный орган (например, Комиссию по подготовке проекта единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа и по подготовке проекта ПЗЗ в Московской области). Необходимость представления дополнительных документов целесообразно уточнить в уполномоченном органе. Порядок направления такого заявления, как правило, устанавливается ПЗЗ (ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 39 ГрК РФ; ч. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 14 ПЗЗ N 2709).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В данном случае правообладатель земельного участка должен получить разрешение на изменение вида разрешенного использования. Для этого ему необходимо направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в уполномоченный орган (например, Комиссию по подготовке проекта единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа и по подготовке проекта ПЗЗ в Московской области). Необходимость представления дополнительных документов целесообразно уточнить в уполномоченном органе. Порядок направления такого заявления, как правило, устанавливается ПЗЗ (ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 39 ГрК РФ; ч. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 14 ПЗЗ N 2709).
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
Статья: Проблемы землепользования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)В отношении арендованных публичных земельных участков возможность совершения данных изменений зависит от публичного собственника. Как правило, такое изменение требует изменения договора аренды, а также изменения арендной платы, поскольку она зависит от кадастровой стоимости. В ряде регионов России существуют специальные регламенты, устанавливающие процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка по заявлению арендатора участка, находящегося в публичной собственности. К примеру, в Москве данная процедура предполагает обращение арендатора с заявлением в Департамент городского имущества г. Москвы с последующей выдачей арендатору дополнительного соглашения и изменением вида разрешенного использования участка в Едином государственном реестре недвижимости департаментом самостоятельно. Отдельную плату за изменение вида разрешенного использования арендованных участков г. Москва не взимает.
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)В отношении арендованных публичных земельных участков возможность совершения данных изменений зависит от публичного собственника. Как правило, такое изменение требует изменения договора аренды, а также изменения арендной платы, поскольку она зависит от кадастровой стоимости. В ряде регионов России существуют специальные регламенты, устанавливающие процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка по заявлению арендатора участка, находящегося в публичной собственности. К примеру, в Москве данная процедура предполагает обращение арендатора с заявлением в Департамент городского имущества г. Москвы с последующей выдачей арендатору дополнительного соглашения и изменением вида разрешенного использования участка в Едином государственном реестре недвижимости департаментом самостоятельно. Отдельную плату за изменение вида разрешенного использования арендованных участков г. Москва не взимает.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем изменить вид разрешенного использования земельного участка возможно, если в отношении земельного участка установлено несколько основных, условно разрешенных видов разрешенного использования. Для изменения основного вида разрешенного использования земельного участка правообладателю земельного участка необходимо представить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете. В этом случае государственный кадастровый учет согласно п. 12 ч. 5 комментируемой статьи осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем изменить вид разрешенного использования земельного участка возможно, если в отношении земельного участка установлено несколько основных, условно разрешенных видов разрешенного использования. Для изменения основного вида разрешенного использования земельного участка правообладателю земельного участка необходимо представить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете. В этом случае государственный кадастровый учет согласно п. 12 ч. 5 комментируемой статьи осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
Статья: Правоприменительная практика по изменению или установлению вида разрешенного использования земельного участка
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Предложенные авторами теоретико-практические подходы к смене вида разрешенного использования земельного участка в различных ситуациях позволят развить концепты построения способов защиты нарушенных прав правообладателей земельных участков. Они также могут быть учтены при разработке специальных методических рекомендаций, используемых публичными органами при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц об изменении вида разрешенного использования земельного участка или приведения его в соответствие с Классификатором.
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Предложенные авторами теоретико-практические подходы к смене вида разрешенного использования земельного участка в различных ситуациях позволят развить концепты построения способов защиты нарушенных прав правообладателей земельных участков. Они также могут быть учтены при разработке специальных методических рекомендаций, используемых публичными органами при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц об изменении вида разрешенного использования земельного участка или приведения его в соответствие с Классификатором.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)На заявление Общества в Администрацию об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 256 кв. м с кадастровым номером 58:29:4005011:2 с "для размещения нежилого здания и литере А (бар)" на "для размещения нежилого здания (кинотеатр "Родина")", о вынесении соответствующего акта об объединении двух земельных участков (с кадастровыми номерами: 58:29:4005011:2 площадью 256 кв. м и 58:29:4005011:1 площадью 3337 кв. м в один земельный участок, площадью 3593 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 58:29:4005011:337, местоположение: Пензенская область, г. Пенза, ул. Карла Маркса, 17, определив вид разрешенного использования земельного участка "для размещения нежилого здания (кинотеатр "Родина")", о подготовке дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка под существующим объектом недвижимости от 04.04.2013 N 56/13 с изменением соответствующих условий договора, о подготовке дополнительного соглашения о прекращении действия договора аренды земельного участка под существующим объектом недвижимости от 04.04.2013 N 57/13, Администрация письмом от 16.01.2015 N 29 сообщила о невозможности принять решение о подготовке документов об образовании земельного участка площадью 3593 кв. м в результате объединения земельных участков площадью 3337 кв. м и 256 кв. м, поскольку разрешенное использование образуемого земельного участка и земельных участков, в результате объединения которых образовался новый земельный участок, различное.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)На заявление Общества в Администрацию об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 256 кв. м с кадастровым номером 58:29:4005011:2 с "для размещения нежилого здания и литере А (бар)" на "для размещения нежилого здания (кинотеатр "Родина")", о вынесении соответствующего акта об объединении двух земельных участков (с кадастровыми номерами: 58:29:4005011:2 площадью 256 кв. м и 58:29:4005011:1 площадью 3337 кв. м в один земельный участок, площадью 3593 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 58:29:4005011:337, местоположение: Пензенская область, г. Пенза, ул. Карла Маркса, 17, определив вид разрешенного использования земельного участка "для размещения нежилого здания (кинотеатр "Родина")", о подготовке дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка под существующим объектом недвижимости от 04.04.2013 N 56/13 с изменением соответствующих условий договора, о подготовке дополнительного соглашения о прекращении действия договора аренды земельного участка под существующим объектом недвижимости от 04.04.2013 N 57/13, Администрация письмом от 16.01.2015 N 29 сообщила о невозможности принять решение о подготовке документов об образовании земельного участка площадью 3593 кв. м в результате объединения земельных участков площадью 3337 кв. м и 256 кв. м, поскольку разрешенное использование образуемого земельного участка и земельных участков, в результате объединения которых образовался новый земельный участок, различное.