Заявление о выходе из некоммерческой организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о выходе из некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2023 N 88-24369/2023 (УИД 50RS0008-01-2022-001340-30)
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Некоммерческие организации.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) об исключении из состава учредителей.
Обстоятельства: Не доказан факт внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о составе учредителей организации.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об исключении из числа учредителей организации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из недоказанности факта внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведения о составе учредителей организации, а также из того, что решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области и Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, на основании которых внесена запись в ЕГРЮЛ, не оспаривались и незаконными не признаны. Суд также указал на специальный порядок выхода учредителей из некоммерческой организации, предусмотренный законом, установив при этом, что истцом данный порядок не соблюден, поскольку с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ и о выходе из состава учредителей Межрегиональной благотворительной правозащитной общественной организации "Служба правовой помощи" в регистрирующий орган она не обращалась.
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Некоммерческие организации.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) об исключении из состава учредителей.
Обстоятельства: Не доказан факт внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о составе учредителей организации.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об исключении из числа учредителей организации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из недоказанности факта внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведения о составе учредителей организации, а также из того, что решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области и Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, на основании которых внесена запись в ЕГРЮЛ, не оспаривались и незаконными не признаны. Суд также указал на специальный порядок выхода учредителей из некоммерческой организации, предусмотренный законом, установив при этом, что истцом данный порядок не соблюден, поскольку с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ и о выходе из состава учредителей Межрегиональной благотворительной правозащитной общественной организации "Служба правовой помощи" в регистрирующий орган она не обращалась.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.03.2023 N 88-6968/2023 по делу N 2-682/2022 (УИД 03RS0010-01-2021-005546-08)
Категория спора: Некоммерческие организации.
Требование: 1) О признании недействительными решений заседаний правления, собрания учредителей и налогового органа о внесении изменений в учредительные документы, устава, понуждении налогового органа осуществить регистрацию изменений в сведения о юридическом лице.
Встречные требования: 2) О признании недействительными решений собрания совета учредителей и собрания правления; 3) Об истребовании документов.
Обстоятельства: Решения правления приняты без надлежащего извещения всех учредителей в отсутствие кворума. В регистрирующий орган были представлены все необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ документы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано; 3) Отказано.При разрешении названных требований суд первой инстанции не принял в качестве надлежащего доказательства представленный Х.А.М. протокол собрания учредителей АНО СОК "Журавли" от 25.12.2007 года N 3, согласно которому Р. пожелал добровольно выйти из состава учредителей, новым директором назначен Х.А.М., поскольку Х.А.М. назначен директором Приказом от 07.04.2008 года N 1, что согласуется с Протоколом от 07.04.208 года N 3, с заявлением в Межрайонную ИФНС N 20 по Республике Башкортостан о внесении сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, Х.А.М. обратился также только 21.04.2008 года.
Категория спора: Некоммерческие организации.
Требование: 1) О признании недействительными решений заседаний правления, собрания учредителей и налогового органа о внесении изменений в учредительные документы, устава, понуждении налогового органа осуществить регистрацию изменений в сведения о юридическом лице.
Встречные требования: 2) О признании недействительными решений собрания совета учредителей и собрания правления; 3) Об истребовании документов.
Обстоятельства: Решения правления приняты без надлежащего извещения всех учредителей в отсутствие кворума. В регистрирующий орган были представлены все необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ документы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано; 3) Отказано.При разрешении названных требований суд первой инстанции не принял в качестве надлежащего доказательства представленный Х.А.М. протокол собрания учредителей АНО СОК "Журавли" от 25.12.2007 года N 3, согласно которому Р. пожелал добровольно выйти из состава учредителей, новым директором назначен Х.А.М., поскольку Х.А.М. назначен директором Приказом от 07.04.2008 года N 1, что согласуется с Протоколом от 07.04.208 года N 3, с заявлением в Межрайонную ИФНС N 20 по Республике Башкортостан о внесении сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, Х.А.М. обратился также только 21.04.2008 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)5. Насколько целесообразно отдавать в руки самого учредителя оформление своего выхода без участия некоммерческой организации в тех случаях, когда сам учредитель утратил интерес к деятельности организации, не принимает участие в ее деятельности, готов написать заявление о своем выходе, но не готов проходить требуемый порядок, установленный в Федеральном законе N 129-ФЗ? В этой связи показательно решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2022 г. по делу N А41-5654/21 <17>, в котором суд исключил иной порядок выхода из состава учредителей автономной некоммерческой образовательной организации "Ногинская гимназия" (посредством подачи заявления в саму организацию и рассмотрения его на общем собрании, на котором было принято решение об исключении из состава учредителей Ермаковой Н.В.).
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)5. Насколько целесообразно отдавать в руки самого учредителя оформление своего выхода без участия некоммерческой организации в тех случаях, когда сам учредитель утратил интерес к деятельности организации, не принимает участие в ее деятельности, готов написать заявление о своем выходе, но не готов проходить требуемый порядок, установленный в Федеральном законе N 129-ФЗ? В этой связи показательно решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2022 г. по делу N А41-5654/21 <17>, в котором суд исключил иной порядок выхода из состава учредителей автономной некоммерческой образовательной организации "Ногинская гимназия" (посредством подачи заявления в саму организацию и рассмотрения его на общем собрании, на котором было принято решение об исключении из состава учредителей Ермаковой Н.В.).
Вопрос: В какой территориальный орган Минюста России учредитель общественной организации должен подать заявление о своем выходе, если общественная организация находится в одном регионе, а участник проживает в другом?
(Консультация эксперта, 2024)Из вышеприведенных норм права, регулирующих порядок государственной регистрации юридических лиц, в том числе специальных нормативных положений о регистрации некоммерческих организаций, следует вывод о том, что заявление о выходе учредителя общественной организации подается в территориальный орган Минюста России по месту нахождения организации.
(Консультация эксперта, 2024)Из вышеприведенных норм права, регулирующих порядок государственной регистрации юридических лиц, в том числе специальных нормативных положений о регистрации некоммерческих организаций, следует вывод о том, что заявление о выходе учредителя общественной организации подается в территориальный орган Минюста России по месту нахождения организации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив сведения о своем выходе из состава учредителей в уполномоченный орган или его территориальный орган путем представления заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе из состава учредителей в уполномоченный орган или его территориальный орган передать права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив сведения о своем выходе из состава учредителей в уполномоченный орган или его территориальный орган путем представления заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе из состава учредителей в уполномоченный орган или его территориальный орган передать права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Вопрос: Какой порядок внесения изменений в сведения об учредителях автономной некоммерческой организации?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)Порядок исключения сведений об учредителях некоммерческих организаций из ЕГРЮЛ, предусмотренный пунктом 3 статьи 15 Закона N 7-ФЗ и пунктом 2.2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, также основывается на добровольном волеизъявлении лица, выходящего из состава учредителей, - для исключения из ЕГРЮЛ сведений об учредителе автономной некоммерческой организации лицо, выходящее из организации, представляет в регистрирующий (налоговый) орган заявление о своем выходе.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)Порядок исключения сведений об учредителях некоммерческих организаций из ЕГРЮЛ, предусмотренный пунктом 3 статьи 15 Закона N 7-ФЗ и пунктом 2.2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, также основывается на добровольном волеизъявлении лица, выходящего из состава учредителей, - для исключения из ЕГРЮЛ сведений об учредителе автономной некоммерческой организации лицо, выходящее из организации, представляет в регистрирующий (налоговый) орган заявление о своем выходе.
Статья: Общественные палаты как особый общественно-государственный институт гражданского общества
(Чеботарев Г.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Помимо перечисленных выше государственных элементов правового статуса общественных палат можно выделить общественные начала их формирования и деятельности. Во-первых, одна треть состава палаты утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ; одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти по представлению некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений; а еще одна треть избирается на собрании членов общественной палаты из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями. Во-вторых, в деятельности общественной палаты добровольно участвуют граждане и некоммерческие организации. В-третьих, совет общественной палаты самостоятельно разрабатывает и представляет на утверждение общественной палаты ее регламент и кодекс этики членов палаты, утверждает план работы общественной палаты на год. В-четвертых, члены общественной палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах.
(Чеботарев Г.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Помимо перечисленных выше государственных элементов правового статуса общественных палат можно выделить общественные начала их формирования и деятельности. Во-первых, одна треть состава палаты утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ; одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти по представлению некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений; а еще одна треть избирается на собрании членов общественной палаты из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями. Во-вторых, в деятельности общественной палаты добровольно участвуют граждане и некоммерческие организации. В-третьих, совет общественной палаты самостоятельно разрабатывает и представляет на утверждение общественной палаты ее регламент и кодекс этики членов палаты, утверждает план работы общественной палаты на год. В-четвертых, члены общественной палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах.
Статья: Отдельные правовые аспекты для НКО
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- автономных некоммерческих организаций.
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- автономных некоммерческих организаций.
Вопрос: Каковы статус и компетенция общественных палат субъектов РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Член общественной палаты приостанавливает членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий. Объединение членов общественной палаты по принципу национальной, религиозной, региональной или партийной принадлежности не допускается. Члены общественной палаты при осуществлении своих полномочий не связаны решениями некоммерческих организаций. Отзыв члена общественной палаты не допускается (ч. 4 - 7 ст. 7 Закона об общественных палатах субъектов РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Член общественной палаты приостанавливает членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий. Объединение членов общественной палаты по принципу национальной, религиозной, региональной или партийной принадлежности не допускается. Члены общественной палаты при осуществлении своих полномочий не связаны решениями некоммерческих организаций. Отзыв члена общественной палаты не допускается (ч. 4 - 7 ст. 7 Закона об общественных палатах субъектов РФ).
Вопрос: Каковы статус и компетенция Общественной палаты РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Члены Общественной палаты принимают личное участие в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты; вправе свободно высказывать свое мнение по любому вопросу деятельности Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты; при осуществлении своих полномочий они не связаны решениями общественных объединений и иных некоммерческих организаций (ст. 12 Закона об Общественной палате РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Члены Общественной палаты принимают личное участие в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты; вправе свободно высказывать свое мнение по любому вопросу деятельности Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты; при осуществлении своих полномочий они не связаны решениями общественных объединений и иных некоммерческих организаций (ст. 12 Закона об Общественной палате РФ).
Статья: Учредители некоммерческой организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2.2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2.2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Вопрос: В союз приняты несколько новых членов. Необходимо ли вносить сведения о них в ЕГРЮЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ (п. 2.2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ (п. 2.2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).