Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39 "Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, Градостроительный кодекс РФ не предусматривает возложение на заявителя обязанности представлять совместно с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства какие-либо иные документы, в том числе схему планировочной организации земельного участка, которая предоставляется при получении разрешения на строительство, в связи с чем, положения части 2 статьи 15 Правил противоречит части 1 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ, возлагая дополнительную, не предусмотренную вышестоящим нормативным правовым актом обязанность предоставлять дополнительные документы, тем самым нарушая права участников соответствующих отношений, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что часть 2 статьи 15 Правил противоречит вышестоящему нормативному правовому акту, что является основанием для признания данной нормы недействующей и удовлетворения административного иска в указанной части."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39 "Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, положениями статьи 39 ГрК РФ определен общий порядок рассмотрения компетентным органом заявления физического или юридического лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. При этом нормы данной статьи ГрК РФ не регламентируют самостоятельные основания для отказа в предоставлении испрашиваемого разрешения, принятие таких решений отнесено к исключительным дискреционным полномочиям соответствующего органа, рассматривающего заявления, поступившие от заинтересованных лиц, о предоставлении запрашиваемого разрешения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Предприниматель 28.04.2016 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка "гаражи, хозяйственные блоки".
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Предприниматель 28.04.2016 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка "гаражи, хозяйственные блоки".
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В данном случае правообладатель земельного участка должен получить разрешение на изменение вида разрешенного использования. Для этого ему необходимо направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в уполномоченный орган (например, Комиссию по подготовке проекта единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа и по подготовке проекта ПЗЗ в Московской области). Необходимость представления дополнительных документов целесообразно уточнить в уполномоченном органе. Порядок направления такого заявления, как правило, устанавливается ПЗЗ (ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 39 ГрК РФ; ч. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 14 ПЗЗ N 2709).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В данном случае правообладатель земельного участка должен получить разрешение на изменение вида разрешенного использования. Для этого ему необходимо направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в уполномоченный орган (например, Комиссию по подготовке проекта единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа и по подготовке проекта ПЗЗ в Московской области). Необходимость представления дополнительных документов целесообразно уточнить в уполномоченном органе. Порядок направления такого заявления, как правило, устанавливается ПЗЗ (ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 39 ГрК РФ; ч. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 14 ПЗЗ N 2709).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - электронный документ, подписанный электронной подписью).
(ред. от 31.07.2025)1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - электронный документ, подписанный электронной подписью).
Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ
(ред. от 21.04.2025)
"О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), расположенных в Арктической зоне, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен такой земельный участок или такой объект капитального строительства.
(ред. от 21.04.2025)
"О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), расположенных в Арктической зоне, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен такой земельный участок или такой объект капитального строительства.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под условно разрешенными видами использования понимается следующее. Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства - это виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии получения разрешения в порядке, определенном ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под условно разрешенными видами использования понимается следующее. Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства - это виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии получения разрешения в порядке, определенном ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Другими словами, одного лишь факта внесения изменений в градостроительный регламент, регулирующий правовой режим арендуемого земельного участка, недостаточно для удовлетворения требования об изменении договора аренды. Что же касается вопроса о том, могут ли негативные последствия, вызванные такими изменениями, быть расценены как существенное изменение обстоятельств и стать основанием для изменения договора аренды, то в деле, рассмотренном Верховным Судом, арендатор на момент обращения с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования уже получил разрешение на строительство и приступил к строительству объекта, соответствующего цели использования земельного участка, указанной в договоре аренды (административное здание). Следовательно, даже в случае изменения градостроительного регламента арендатор в силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ вправе продолжить начатое строительство, ввести возведенный объект в эксплуатацию и использовать его по назначению. Но дело обстояло бы совсем иначе, если бы арендатор не получил разрешение на строительство административного здания до внесения изменений в правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми из числа видов разрешенного использования участка был исключен вид, предусматривающий размещение административных зданий. В таком случае арендатор фактически утратил бы возможность использовать земельный участок в соответствии с целью использования, указанной в договоре аренды.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Другими словами, одного лишь факта внесения изменений в градостроительный регламент, регулирующий правовой режим арендуемого земельного участка, недостаточно для удовлетворения требования об изменении договора аренды. Что же касается вопроса о том, могут ли негативные последствия, вызванные такими изменениями, быть расценены как существенное изменение обстоятельств и стать основанием для изменения договора аренды, то в деле, рассмотренном Верховным Судом, арендатор на момент обращения с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования уже получил разрешение на строительство и приступил к строительству объекта, соответствующего цели использования земельного участка, указанной в договоре аренды (административное здание). Следовательно, даже в случае изменения градостроительного регламента арендатор в силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ вправе продолжить начатое строительство, ввести возведенный объект в эксплуатацию и использовать его по назначению. Но дело обстояло бы совсем иначе, если бы арендатор не получил разрешение на строительство административного здания до внесения изменений в правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми из числа видов разрешенного использования участка был исключен вид, предусматривающий размещение административных зданий. В таком случае арендатор фактически утратил бы возможность использовать земельный участок в соответствии с целью использования, указанной в договоре аренды.