Заявление на перепланировку нежилого помещения
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление на перепланировку нежилого помещения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Согласие арендодателя на неотделимые улучшения (перепланировку) арендованного имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Предприниматель... обратился с заявлением к Управлению с просьбой разрешить перепланировку арендуемого нежилого помещения. К заявлению были приложены перечень видов и объемов работ... и проект устройства входной группы...
(КонсультантПлюс, 2025)Предприниматель... обратился с заявлением к Управлению с просьбой разрешить перепланировку арендуемого нежилого помещения. К заявлению были приложены перечень видов и объемов работ... и проект устройства входной группы...
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2024 N 05АП-5538/2024 по делу N А51-5843/2024
Требование: О признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Указание общества на отсутствие утвержденной формы заявления для перепланировки нежилых помещений со ссылками на свое ходатайство N 2 от 28.02.2024, поданное в инспекцию с целью разъяснения данного вопроса, судебной коллегией в качестве доказательства отсутствия вины не принимается, поскольку данное ходатайство было подано после рассмотрения дела об административном правонарушении и, как следствие, не подтверждает принятие обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований жилищного законодательства.
Требование: О признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Указание общества на отсутствие утвержденной формы заявления для перепланировки нежилых помещений со ссылками на свое ходатайство N 2 от 28.02.2024, поданное в инспекцию с целью разъяснения данного вопроса, судебной коллегией в качестве доказательства отсутствия вины не принимается, поскольку данное ходатайство было подано после рассмотрения дела об административном правонарушении и, как следствие, не подтверждает принятие обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований жилищного законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перепланировка нежилого помещения: понятие, порядок согласования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- заявление о переустройстве и (или) перепланировке нежилого помещения, расположенного в нежилом здании, по форме согласно Приложению N 4 к Порядку;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- заявление о переустройстве и (или) перепланировке нежилого помещения, расположенного в нежилом здании, по форме согласно Приложению N 4 к Порядку;
Статья: Жилье и нежилье. Трудности перевода
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Обстоятельства дела. В спорном здании ранее располагалось кафе, которое переоборудовано теперь под три квартиры. Л. обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о согласовании перепланировки, переустройства и перевода нежилого помещения в жилые помещения. Через некоторое время истец получил отказ в связи с тем, что здание является нежилым, перевод части здания в жилые помещения не допускается.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Обстоятельства дела. В спорном здании ранее располагалось кафе, которое переоборудовано теперь под три квартиры. Л. обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о согласовании перепланировки, переустройства и перевода нежилого помещения в жилые помещения. Через некоторое время истец получил отказ в связи с тем, что здание является нежилым, перевод части здания в жилые помещения не допускается.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Собственник нежилых помещений в многоквартирном доме обратился с заявлением к уполномоченному органу о признании незаконным предписания о приведении переустроенных и (или) перепланированных помещений в прежнее состояние, ссылаясь на то, что проведенная перепланировка двух нежилых помещений первого этажа не привела к нарушению чьих-либо прав и законных интересов, отсутствует угроза жизни или здоровью граждан; выполненные работы не привели к изменению состава общего имущества жилого дома.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Собственник нежилых помещений в многоквартирном доме обратился с заявлением к уполномоченному органу о признании незаконным предписания о приведении переустроенных и (или) перепланированных помещений в прежнее состояние, ссылаясь на то, что проведенная перепланировка двух нежилых помещений первого этажа не привела к нарушению чьих-либо прав и законных интересов, отсутствует угроза жизни или здоровью граждан; выполненные работы не привели к изменению состава общего имущества жилого дома.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1.11. В случаях, указанных в части 1.10 настоящей статьи, орган местного самоуправления, осуществляющий перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение или осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, обязан направить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, собственнику помещения в многоквартирном доме, заявление которого о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме поступило в указанный орган, в личный кабинет такого собственника на региональном портале государственных и муниципальных услуг или на едином портале либо по адресу электронной почты такого собственника (при наличии сведений об адресе электронной почты в заявлении такого собственника о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме).
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1.11. В случаях, указанных в части 1.10 настоящей статьи, орган местного самоуправления, осуществляющий перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение или осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, обязан направить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, собственнику помещения в многоквартирном доме, заявление которого о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме поступило в указанный орган, в личный кабинет такого собственника на региональном портале государственных и муниципальных услуг или на едином портале либо по адресу электронной почты такого собственника (при наличии сведений об адресе электронной почты в заявлении такого собственника о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме).
Статья: Жилье на базе промышленных зданий - споры
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2022, N 5)В отношении рассматриваемого объекта акт о завершенном переустройстве и перепланировке жилого (нежилого) помещения не оформлялся. Вопрос о переводе помещения в указанном доме в жилой фонд не разрешен.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2022, N 5)В отношении рассматриваемого объекта акт о завершенном переустройстве и перепланировке жилого (нежилого) помещения не оформлялся. Вопрос о переводе помещения в указанном доме в жилой фонд не разрешен.
Ситуация: Как перевести нежилое помещение в жилое?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)акт приемочной комиссии (в случае осуществления перепланировки, переустройства и (или) иных работ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)акт приемочной комиссии (в случае осуществления перепланировки, переустройства и (или) иных работ);
Статья: Обновлены правила перевода помещений из жилого в нежилое и наоборот
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Органы местного самоуправления, осуществляющие перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение или осуществляющие согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, в срок не позднее 5 рабочих дней с даты утверждения (подписания) акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме, в том числе в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, обязаны направить в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в орган регистрации прав заявление об осуществлении государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации права заявителя на перепланированное помещение (перепланированные помещения) с приложением к такому заявлению акта приемочной комиссии, технического плана перепланированных помещений и решения (документа, подтверждающего принятие решения) о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо решения (документа, подтверждающего принятие решения) о согласовании перепланировки помещений в многоквартирном доме, включая сведения об уплате заявителем государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случае образования в результате перепланировки помещения новых помещений. В случае возврата прилагаемых к такому заявлению документов, приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по предусмотренным основаниям, органы местного самоуправления, осуществляющие перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение или согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, запрашивают документы, необходимые для устранения причин возврата документов без рассмотрения или приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе запрашивают у заявителя (уполномоченного им лица) технический план переводимого и (или) перепланируемого помещения для представления в орган регистрации прав.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Органы местного самоуправления, осуществляющие перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение или осуществляющие согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, в срок не позднее 5 рабочих дней с даты утверждения (подписания) акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме, в том числе в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, обязаны направить в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в орган регистрации прав заявление об осуществлении государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации права заявителя на перепланированное помещение (перепланированные помещения) с приложением к такому заявлению акта приемочной комиссии, технического плана перепланированных помещений и решения (документа, подтверждающего принятие решения) о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо решения (документа, подтверждающего принятие решения) о согласовании перепланировки помещений в многоквартирном доме, включая сведения об уплате заявителем государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случае образования в результате перепланировки помещения новых помещений. В случае возврата прилагаемых к такому заявлению документов, приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по предусмотренным основаниям, органы местного самоуправления, осуществляющие перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение или согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, запрашивают документы, необходимые для устранения причин возврата документов без рассмотрения или приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе запрашивают у заявителя (уполномоченного им лица) технический план переводимого и (или) перепланируемого помещения для представления в орган регистрации прав.
Ситуация: Как перевести жилое помещение в нежилое?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)акт приемочной комиссии (в случае осуществления перепланировки, переустройства и (или) иных работ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)акт приемочной комиссии (в случае осуществления перепланировки, переустройства и (или) иных работ);
Вопрос: Каков порядок раздела нежилого здания на несколько помещений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- заявление о перепланировке нежилого помещения, расположенного в нежилом здании, по форме согласно Приложению N 4 к Порядку;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- заявление о перепланировке нежилого помещения, расположенного в нежилом здании, по форме согласно Приложению N 4 к Порядку;
Статья: Требования УК к собственнику нежилого помещения на первом этаже жилого дома по восстановлению или ремонту фасада. Судебная практика
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2024, N 8)ООО "УК "П" обратилось суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Т" об обязании выполнить работы по приведению фасада в первоначальное состояние в местах повреждения (были пробиты отверстия) с торцевой, дворовой стороны многоквартирного дома в границе первого этажа нежилого помещения.
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2024, N 8)ООО "УК "П" обратилось суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Т" об обязании выполнить работы по приведению фасада в первоначальное состояние в местах повреждения (были пробиты отверстия) с торцевой, дворовой стороны многоквартирного дома в границе первого этажа нежилого помещения.
Готовое решение: Как согласовать переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения в многоквартирном доме
(КонсультантПлюс, 2025)Как согласовать переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения в многоквартирном доме
(КонсультантПлюс, 2025)Как согласовать переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения в многоквартирном доме
Статья: Перевод жилой недвижимости в нежилую - споры и суды (анализ)
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 12)Так, решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2019 г., оставленным без изменения Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2020 г. и Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 января 2021 г., было отказано в удовлетворении требований СРО к департаменту города Красноярска об обязании перевести жилое помещение в нежилое. Рассматривая кассационную жалобу и оставляя указанные судебные Постановления без изменения, судья ВС РФ в своем Определении от 20 мая 2021 г. N 302-ЭС21-5661 указала следующее. СРО, являясь собственником квартиры, обратилось в департамент с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое. Департаментом проведен осмотр помещения и установлено, что в нем выполнена самовольная реконструкция, в связи с чем департамент отказал в переводе. Работы (реконструкция) по обустройству отдельного выхода произведены без получения предварительного решения администрации о согласовании такой реконструкции и при отсутствии разрешения на строительство отдельного входа. Получив согласие на перепланировку, СРО фактически выполнило в том числе и иные виды работ, связанные с реконструкцией помещения. При этом технические паспорта, поэтажные планы, кадастровый паспорт не являются документами, подтверждающими принятие органом местного самоуправления решения о согласовании реконструкции, эти документы составляются по факту и описывают текущие характеристики объектов.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 12)Так, решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2019 г., оставленным без изменения Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2020 г. и Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 января 2021 г., было отказано в удовлетворении требований СРО к департаменту города Красноярска об обязании перевести жилое помещение в нежилое. Рассматривая кассационную жалобу и оставляя указанные судебные Постановления без изменения, судья ВС РФ в своем Определении от 20 мая 2021 г. N 302-ЭС21-5661 указала следующее. СРО, являясь собственником квартиры, обратилось в департамент с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое. Департаментом проведен осмотр помещения и установлено, что в нем выполнена самовольная реконструкция, в связи с чем департамент отказал в переводе. Работы (реконструкция) по обустройству отдельного выхода произведены без получения предварительного решения администрации о согласовании такой реконструкции и при отсутствии разрешения на строительство отдельного входа. Получив согласие на перепланировку, СРО фактически выполнило в том числе и иные виды работ, связанные с реконструкцией помещения. При этом технические паспорта, поэтажные планы, кадастровый паспорт не являются документами, подтверждающими принятие органом местного самоуправления решения о согласовании реконструкции, эти документы составляются по факту и описывают текущие характеристики объектов.
Статья: Заявление и согласие как односторонние сделки в жилищном праве
(Семенова Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 6)Однако не все заявления, которые имеют право подавать субъекты жилищных правоотношений, могут быть признаны односторонними сделками в гражданско-правовом плане. Так, к примеру, заявление о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и о фактах иных нарушений, которые являются основаниями для проведения внеплановой проверки органами, осуществляющими государственный жилищный надзор и муниципальный контроль (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ), заявление о фактах нарушения в деятельности жилищно-строительного кооператива в контролирующий орган (п. 2 ч. 6 ст. 123.2 ЖК РФ) и т.д. Указанные заявления носят административный характер, а не гражданско-правовой, так как запускают механизм работы государственных органов в целях выполнения последними своих властных контрольно-надзорных функций, которые имеют именно административный, властный характер. Кроме этого, такие заявления, как заявление о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое (п. 1 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ), заявление о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ), также нельзя отнести к односторонним сделкам, по причине того, что в данном случае не затрагиваются гражданско-правовые отношения, несмотря на то, что в последующем полученное согласие приведет к смене статуса объекта жилищных правоотношений, не придает таким отношениям между субъектами признака гражданско-правовых, а значит, нет оснований признать действия по подаче таких заявлений односторонней сделкой, так как в данном случае орган, давая согласие или отказывая в совершении действий, о которых запрашивает заинтересованное лицо, совершает публично-правовые функции, ведь речь идет о технической безопасности, определенных строительных нормах и правилах, нарушение которых может произойти. Как обращает внимание С.И. Суслова, соглашаясь с утверждением В.А. Белова, "носитель публичного требования предъявляет его потому, что необходимо должен такое предъявить", а не как в частноправовых отношениях, где обладатель права имеет к этому возможность, которую, естественно, вправе и не реализовывать" <9>.
(Семенова Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 6)Однако не все заявления, которые имеют право подавать субъекты жилищных правоотношений, могут быть признаны односторонними сделками в гражданско-правовом плане. Так, к примеру, заявление о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и о фактах иных нарушений, которые являются основаниями для проведения внеплановой проверки органами, осуществляющими государственный жилищный надзор и муниципальный контроль (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ), заявление о фактах нарушения в деятельности жилищно-строительного кооператива в контролирующий орган (п. 2 ч. 6 ст. 123.2 ЖК РФ) и т.д. Указанные заявления носят административный характер, а не гражданско-правовой, так как запускают механизм работы государственных органов в целях выполнения последними своих властных контрольно-надзорных функций, которые имеют именно административный, властный характер. Кроме этого, такие заявления, как заявление о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое (п. 1 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ), заявление о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ), также нельзя отнести к односторонним сделкам, по причине того, что в данном случае не затрагиваются гражданско-правовые отношения, несмотря на то, что в последующем полученное согласие приведет к смене статуса объекта жилищных правоотношений, не придает таким отношениям между субъектами признака гражданско-правовых, а значит, нет оснований признать действия по подаче таких заявлений односторонней сделкой, так как в данном случае орган, давая согласие или отказывая в совершении действий, о которых запрашивает заинтересованное лицо, совершает публично-правовые функции, ведь речь идет о технической безопасности, определенных строительных нормах и правилах, нарушение которых может произойти. Как обращает внимание С.И. Суслова, соглашаясь с утверждением В.А. Белова, "носитель публичного требования предъявляет его потому, что необходимо должен такое предъявить", а не как в частноправовых отношениях, где обладатель права имеет к этому возможность, которую, естественно, вправе и не реализовывать" <9>.