Защита прав потребителей Туристический продукт
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей Туристический продукт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Особенности реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации""Суд первой инстанции при разрешении спора исходил из положений ст. 9, 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 от 28.06.2012, положениями Закона "О защите прав потребителей", пришел к выводу о том, что поскольку туристский продукт был предоставлен истцу не в полном объеме, с нарушением условий заключенного сторонами договора в части времени пребывания истца на отдых, нарушены права истца как потребителя, и с ответчика подлежит взысканию неустойка за нарушение срока оказания услуги, стоимость проживания 1 дня в отеле, компенсация морального вреда и штраф."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Особенности реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"Независимо от того, по какой модели посреднического договора стороны оформили свои отношения в соответствии с нормами гражданского законодательства об отдельных видах обязательств, цель их деятельности - реализация туристского продукта туристу-потребителю обуславливает необходимость регулирования их отношений также нормами законодательства о туристской деятельности и защите прав потребителей, о возмездном оказании услуг."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое положение субъектов туристской деятельности: состояние и отдельные проблемы регулирования
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)- рассматривать субъектов как единую систему, несмотря на различие их функционала, а система предполагает создание единого механизма защиты потребителей туристского продукта.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)- рассматривать субъектов как единую систему, несмотря на различие их функционала, а система предполагает создание единого механизма защиты потребителей туристского продукта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, передаются туроператором (за исключением организаций, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона) в единую информационную систему электронных путевок в соответствии со статьей 10.4 настоящего Федерального закона.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, передаются туроператором (за исключением организаций, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона) в единую информационную систему электронных путевок в соответствии со статьей 10.4 настоящего Федерального закона.
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Принимая во внимание, что к отношениям, вытекающим из договора о реализации туристского продукта, применяются нормы законодательства о защите прав потребителей, при подаче иска госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; ст. 10 Закона N 132-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Принимая во внимание, что к отношениям, вытекающим из договора о реализации туристского продукта, применяются нормы законодательства о защите прав потребителей, при подаче иска госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; ст. 10 Закона N 132-ФЗ).
Интервью: Евгений Писаревский: "Защита социальных прав - мой профессиональный долг"
("Юрист", 2023, N 2)Под руководством руководителя Ростуризма В.И. Стржалковского и других руководителей было создано современное законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей туристского продукта; сформирован единый федеральный реестр туроператоров; реализован механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров, страхования граждан, выезжающих за рубеж; разработаны системы классификации гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей; национальные стандарты в области обеспечения личной безопасности туристов; четко разграничены полномочия в сфере туризма и туристской деятельности между органами публичной власти всех уровней, впервые появилась правительственная премия за вклад в развитие туризма.
("Юрист", 2023, N 2)Под руководством руководителя Ростуризма В.И. Стржалковского и других руководителей было создано современное законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей туристского продукта; сформирован единый федеральный реестр туроператоров; реализован механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров, страхования граждан, выезжающих за рубеж; разработаны системы классификации гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей; национальные стандарты в области обеспечения личной безопасности туристов; четко разграничены полномочия в сфере туризма и туристской деятельности между органами публичной власти всех уровней, впервые появилась правительственная премия за вклад в развитие туризма.
Статья: Совершенствование законодательства об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
(Савичев А.Ю.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)По нашему мнению, такая ситуация связана не с отсутствием соответствующих административных правонарушений, а скорее с их латентным характером, вызванным сложностью выявления. В частности, оперативное обнаружение и пресечение данных правонарушений затрудняет отсутствие у Федерального агентства по туризму территориальных органов. Полагаем, что полномочия по составлению протоколов по ч. 1, 3 и 4 ст. 14.51 КоАП РФ должны быть переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Во-первых, у данной федеральной службы есть положительный опыт возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей. Во-вторых, у Роспотребнадзора есть сеть территориальных органов, что исключает необходимость дополнительных бюджетных трат на создание соответствующих территориальных структур Ростуризма. В-третьих, несмотря на то что полномочиями по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров обладает Федеральное агентство по туризму, ведомству крайне затруднительно установить случаи осуществления туроператорской деятельности лицом, не включенным в данный реестр; случаи осуществления деятельности в сфере выездного туризма туроператором, не являющимся членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма; а также случаи нарушения законодательства при проведении классификации объектов туристской индустрии. Полагаем, что выявление составов данных административные правонарушений будет более эффективным при осуществлении Роспотребнадзором контрольных (надзорных) мероприятий в области защиты прав потребителей туристского продукта.
(Савичев А.Ю.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)По нашему мнению, такая ситуация связана не с отсутствием соответствующих административных правонарушений, а скорее с их латентным характером, вызванным сложностью выявления. В частности, оперативное обнаружение и пресечение данных правонарушений затрудняет отсутствие у Федерального агентства по туризму территориальных органов. Полагаем, что полномочия по составлению протоколов по ч. 1, 3 и 4 ст. 14.51 КоАП РФ должны быть переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Во-первых, у данной федеральной службы есть положительный опыт возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей. Во-вторых, у Роспотребнадзора есть сеть территориальных органов, что исключает необходимость дополнительных бюджетных трат на создание соответствующих территориальных структур Ростуризма. В-третьих, несмотря на то что полномочиями по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров обладает Федеральное агентство по туризму, ведомству крайне затруднительно установить случаи осуществления туроператорской деятельности лицом, не включенным в данный реестр; случаи осуществления деятельности в сфере выездного туризма туроператором, не являющимся членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма; а также случаи нарушения законодательства при проведении классификации объектов туристской индустрии. Полагаем, что выявление составов данных административные правонарушений будет более эффективным при осуществлении Роспотребнадзором контрольных (надзорных) мероприятий в области защиты прав потребителей туристского продукта.