Защита прав потребителей пандемия
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей пандемия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.08.2024 N 88-15838/2024 (УИД 60RS0012-01-2023-000684-97)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных законом. Истцу предоставлена путевка в санаторий, однако работа лечебно-диагностического центра прекращена, истец лечебные процедуры не получал. Истец обращался к руководству санатория по вопросу предоставления санаторного лечения в объеме недополученных услуг. Ответчиком предложены периоды возможного пребывания истца в санатории. В предложенные ответчиком даты истец в санаторий не приехал.
Решение: Отказано.Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 401, 408, 416 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьями 15, 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", отказал в удовлетворении иска, исходил из того, что досрочное прекращение оказания услуг лечебно-диагностического центра учреждения было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы - введением ограничительных мер из-за пандемии коронавирусной инфекции, а также отсутствием документов, подтверждающих наличие показаний и отсутствием противопоказаний для санаторно-курортного лечения истца в настоящее время.
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных законом. Истцу предоставлена путевка в санаторий, однако работа лечебно-диагностического центра прекращена, истец лечебные процедуры не получал. Истец обращался к руководству санатория по вопросу предоставления санаторного лечения в объеме недополученных услуг. Ответчиком предложены периоды возможного пребывания истца в санатории. В предложенные ответчиком даты истец в санаторий не приехал.
Решение: Отказано.Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 401, 408, 416 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьями 15, 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", отказал в удовлетворении иска, исходил из того, что досрочное прекращение оказания услуг лечебно-диагностического центра учреждения было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы - введением ограничительных мер из-за пандемии коронавирусной инфекции, а также отсутствием документов, подтверждающих наличие показаний и отсутствием противопоказаний для санаторно-курортного лечения истца в настоящее время.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)В статье анализируются особенности защиты прав потребителей в условиях пандемии COVID-19. Автором выявлены основные направления и тенденции реформирования действующего законодательства о защите прав потребителей применительно к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции. В частности, особое внимание уделено проблемам защиты прав потребителей туристских, гостиничных и транспортных услуг. Делаются выводы о дальнейшем совершенствовании отраслевого и специального законодательства с целью достижения оптимального баланса интересов сторон потребительских отношений.
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)В статье анализируются особенности защиты прав потребителей в условиях пандемии COVID-19. Автором выявлены основные направления и тенденции реформирования действующего законодательства о защите прав потребителей применительно к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции. В частности, особое внимание уделено проблемам защиты прав потребителей туристских, гостиничных и транспортных услуг. Делаются выводы о дальнейшем совершенствовании отраслевого и специального законодательства с целью достижения оптимального баланса интересов сторон потребительских отношений.
Нормативные акты
"Временные методические рекомендации "Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, подлежащим диспансерному наблюдению, в условиях пандемии COVID-19. Версия 2"
(утв. ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России (протокол от 19.10.2021 N 10))36. Методические рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МР 3.1.0173-20 "Профилактика инфекционных заболеваний. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19"
(утв. ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России (протокол от 19.10.2021 N 10))36. Методические рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МР 3.1.0173-20 "Профилактика инфекционных заболеваний. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19"
<Письмо> Минтруда России от 21.04.2020 N 26-4/10/В-3076
<О направлении методических рекомендаций>Методические рекомендации подготовлены на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, имеющихся нормативных актов Минтруда России, Минздрава России и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
<О направлении методических рекомендаций>Методические рекомендации подготовлены на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, имеющихся нормативных актов Минтруда России, Минздрава России и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Статья: Право на ремонт товара в эпоху цифровизации и глобализации
(Лихтер П.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Ключевые слова: право на ремонт, защита прав потребителей, недобросовестная конкуренция, экономика замкнутого цикла, принцип добросовестности, гражданское право, гражданско-правовые отношения, транснациональные корпорации, борьба с транснациональными корпорациями, право, юриспруденция.
(Лихтер П.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Ключевые слова: право на ремонт, защита прав потребителей, недобросовестная конкуренция, экономика замкнутого цикла, принцип добросовестности, гражданское право, гражданско-правовые отношения, транснациональные корпорации, борьба с транснациональными корпорациями, право, юриспруденция.
Статья: Условия сертификации группового иска
(Домшенко В.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)В первом деле истцы обратились с групповым иском к оператору почтовой связи. Они утверждали, что в период пандемии - с марта по август 2020 года - ответчик доставил сданные ими международные почтовые отправления адресатам в различные страны мира (более 60) с существенной просрочкой. Вследствие этого истцы просили взыскать с ответчика неустойку за нарушение срока оказания услуг, компенсацию морального вреда и штраф в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Позиция ответчика заключалась в отсутствии условий однородности и схожести фактов, что не позволяло объединять требования истцов в единое групповое разбирательство, поскольку индивидуальные фактические и правовые вопросы для каждого конкретного истца значительно превалировали над общими для группы вопросами. Другими словами, общий предмет доказывания по отдельным вопросам незначителен, а индивидуальные предметы доказывания по каждому конкретному требованию обширны и существенно отличаются друг от друга.
(Домшенко В.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)В первом деле истцы обратились с групповым иском к оператору почтовой связи. Они утверждали, что в период пандемии - с марта по август 2020 года - ответчик доставил сданные ими международные почтовые отправления адресатам в различные страны мира (более 60) с существенной просрочкой. Вследствие этого истцы просили взыскать с ответчика неустойку за нарушение срока оказания услуг, компенсацию морального вреда и штраф в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Позиция ответчика заключалась в отсутствии условий однородности и схожести фактов, что не позволяло объединять требования истцов в единое групповое разбирательство, поскольку индивидуальные фактические и правовые вопросы для каждого конкретного истца значительно превалировали над общими для группы вопросами. Другими словами, общий предмет доказывания по отдельным вопросам незначителен, а индивидуальные предметы доказывания по каждому конкретному требованию обширны и существенно отличаются друг от друга.
Статья: Новый вектор правового регулирования туристской деятельности в цифровой экономике
(Чхутиашвили Л.В., Королев П.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)7. Никиташина Н.А., Урмацких В.А. Специфика правового регулирования туризма в период пандемии // Туризм: право и экономика. 2021. N 1. С. 3 - 7.
(Чхутиашвили Л.В., Королев П.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)7. Никиташина Н.А., Урмацких В.А. Специфика правового регулирования туризма в период пандемии // Туризм: право и экономика. 2021. N 1. С. 3 - 7.
Статья: Письма и рекомендации федеральных органов исполнительной власти как нетипичный источник трудового права России
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)<17> Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27 "О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 31.12.2020).
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)<17> Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27 "О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 31.12.2020).
Статья: Экономика по требованию: трансформация самозанятости в цифровой среде
(Шапсугова М.Д.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Бурный рост доходов самозанятых в пандемию, о котором упоминалось выше, означает, что в ближайшее время проблема правового режима сделок самозанятых встанет ребром, как и вопрос качества услуг, ими оказываемых, влекущий необходимость распространения на их деятельность Закона "О защите прав потребителей", а также необходимость определения их процессуального статуса.
(Шапсугова М.Д.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Бурный рост доходов самозанятых в пандемию, о котором упоминалось выше, означает, что в ближайшее время проблема правового режима сделок самозанятых встанет ребром, как и вопрос качества услуг, ими оказываемых, влекущий необходимость распространения на их деятельность Закона "О защите прав потребителей", а также необходимость определения их процессуального статуса.
Статья: Упрощенные производства по гражданским делам в зарубежном законодательстве и судебной практике
(Крымский Д.И.)
("Российский судья", 2020, N 12)Отчасти такие изменения связаны и со все большим распространением споров потребителей. Не секрет, что в европейском наднациональном процессуальном праве во главу угла поставлены именно потребитель и защита его прав на пространстве Европейского союза (ЕС). Развиваются и механизмы ADR, а также онлайн-разрешения споров <4> (последнее получило особую значимость в связи с пандемией, когда отправление традиционного правосудия во многом затруднено).
(Крымский Д.И.)
("Российский судья", 2020, N 12)Отчасти такие изменения связаны и со все большим распространением споров потребителей. Не секрет, что в европейском наднациональном процессуальном праве во главу угла поставлены именно потребитель и защита его прав на пространстве Европейского союза (ЕС). Развиваются и механизмы ADR, а также онлайн-разрешения споров <4> (последнее получило особую значимость в связи с пандемией, когда отправление традиционного правосудия во многом затруднено).
Статья: Место и роль административной ответственности в системе административно-правового обеспечения охраны здоровья
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<16> Государственный доклад Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2020 году". URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/5fa/gd-seb_02.06_s-podpisyu_.pdf?ysclid=lakpq9pxwv895918558 (дата обращения: 17.11.2022).
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<16> Государственный доклад Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2020 году". URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/5fa/gd-seb_02.06_s-podpisyu_.pdf?ysclid=lakpq9pxwv895918558 (дата обращения: 17.11.2022).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В.М. Лебедев поясняет, что в Руководящих принципах для защиты интересов потребителей справедливо указано, что "потребители зачастую находятся в неравном положении с точки зрения материального достатка, уровня образования и переговорных возможностей". В связи с этим законодательство Российской Федерации предусматривает дополнительные императивные требования к договорам с участием потребителей, которые исключают навязывание потребителям явно обременительных условий, предоставляют им дополнительные возможности для защиты нарушенных прав и законных интересов.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В.М. Лебедев поясняет, что в Руководящих принципах для защиты интересов потребителей справедливо указано, что "потребители зачастую находятся в неравном положении с точки зрения материального достатка, уровня образования и переговорных возможностей". В связи с этим законодательство Российской Федерации предусматривает дополнительные императивные требования к договорам с участием потребителей, которые исключают навязывание потребителям явно обременительных условий, предоставляют им дополнительные возможности для защиты нарушенных прав и законных интересов.
Статья: Некоторые особенности функционирования банковской системы России в кризисных условиях
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 3)<16> Информационное сообщение Банка России от 20 марта 2020 г. "Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса" // Вестник Банка России. 2020. N 25.
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 3)<16> Информационное сообщение Банка России от 20 марта 2020 г. "Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса" // Вестник Банка России. 2020. N 25.
"Защита ответчика против группового иска: монография"
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)В первом деле <1> истцы обратились с групповым иском к оператору почтовой связи. Истцами утверждалось, что в период пандемии новой коронавирусной инфекции - с марта по август 2020 г. - ответчик доставил сданные ими международные почтовые отправления адресатам в различные страны мира (более 60) с существенной просрочкой. Вследствие этого истцы просили взыскать с ответчика неустойку за нарушение срока оказания услуг, компенсацию морального вреда и штраф по Закону о защите прав потребителей.
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)В первом деле <1> истцы обратились с групповым иском к оператору почтовой связи. Истцами утверждалось, что в период пандемии новой коронавирусной инфекции - с марта по август 2020 г. - ответчик доставил сданные ими международные почтовые отправления адресатам в различные страны мира (более 60) с существенной просрочкой. Вследствие этого истцы просили взыскать с ответчика неустойку за нарушение срока оказания услуг, компенсацию морального вреда и штраф по Закону о защите прав потребителей.