Защита прав потребителей медицинских услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей медицинских услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Судебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...С.О. обратилась в суд с иском к ГБУЗ... [больница - ред.] о защите прав потребителя.
(КонсультантПлюс, 2025)"...С.О. обратилась в суд с иском к ГБУЗ... [больница - ред.] о защите прав потребителя.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Исходя из п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителя", а также пп. "в" пунктов 14, 29 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, при заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о компенсации морального вреда пациентам в связи с оказанием медицинской помощи ненадлежащего качества
(Габай П.Г.)
("Закон", 2025, N 5)Ключевые слова: качество медицинской помощи, защита прав потребителей, медицинская услуга, компенсация морального вреда, причинение вреда здоровью.
(Габай П.Г.)
("Закон", 2025, N 5)Ключевые слова: качество медицинской помощи, защита прав потребителей, медицинская услуга, компенсация морального вреда, причинение вреда здоровью.
Статья: К вопросу о медиации как наиболее эффективном способе разрешения конфликтных ситуаций в ходе оказания медицинских услуг по пластической хирургии
(Арестова О.Н.)
("Медицинское право", 2023, N 4)В тех же случаях, когда медицинская организация оказала некачественную медицинскую помощь и правда на стороне пациента, медиационный процесс позволяет избежать "судебного накала страстей" и, более того, всегда предотвратит излишние судебные расходы для медицинского учреждения или частной клиники, в том числе штрафные санкции, применяемые в силу действия гражданско-правовых норм и непосредственно регламентирующие защиту пациента - потребителя медицинской услуги.
(Арестова О.Н.)
("Медицинское право", 2023, N 4)В тех же случаях, когда медицинская организация оказала некачественную медицинскую помощь и правда на стороне пациента, медиационный процесс позволяет избежать "судебного накала страстей" и, более того, всегда предотвратит излишние судебные расходы для медицинского учреждения или частной клиники, в том числе штрафные санкции, применяемые в силу действия гражданско-правовых норм и непосредственно регламентирующие защиту пациента - потребителя медицинской услуги.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Обращаясь с иском в суд г. Мурманска по месту своего жительства, К. ссылалась на то, что правоотношения между сторонами спора возникли из договора оказания медицинских стоматологических услуг и иск заявлен в защиту прав потребителя.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Обращаясь с иском в суд г. Мурманска по месту своего жительства, К. ссылалась на то, что правоотношения между сторонами спора возникли из договора оказания медицинских стоматологических услуг и иск заявлен в защиту прав потребителя.
Статья: Безопасность медицинской деятельности: уголовно-правовой аспект
(Сенокосова Е.К.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)1. При сохранении примечания - путем уточнения видов медицинской деятельности, подпадающих под условия ее неприменения, а также дополнения УК РФ ст. 238.2 "Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий". Поскольку в гл. 25 УК РФ находятся составы преступлений "с неперсонифицированным потерпевшим" <21>, установление ответственности за повторное грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности необходимо для обеспечения защищенности потребителей медицинских услуг от грубых нарушений требований безопасности.
(Сенокосова Е.К.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)1. При сохранении примечания - путем уточнения видов медицинской деятельности, подпадающих под условия ее неприменения, а также дополнения УК РФ ст. 238.2 "Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий". Поскольку в гл. 25 УК РФ находятся составы преступлений "с неперсонифицированным потерпевшим" <21>, установление ответственности за повторное грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности необходимо для обеспечения защищенности потребителей медицинских услуг от грубых нарушений требований безопасности.
Статья: Если услуга a priori опасна: анализ некоторых судебных решений по делу в отношении пластического хирурга, на операционном столе которого от анафилактического шока скончалась пациентка
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 4)- в силу ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" оказываемые медицинские услуги в любом случае должны отвечать требованиям безопасности;
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 4)- в силу ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" оказываемые медицинские услуги в любом случае должны отвечать требованиям безопасности;
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с законодательством о защите прав потребителей медицинские организации (исполнители услуг) обязаны оказывать услуги надлежащего качества. В противном случае застрахованное лицо имеет право на предъявление иска медицинскому учреждению, в том числе иска о материальном возмещении причиненного некачественной услугой вреда, а также морального вреда. И такие споры, связанные с оказанием медицинских услуг ненадлежащего качества и взыскании штрафов, на практике получили распространение, о чем свидетельствует систематизация судебных актов, принятых в разные периоды (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 01.02.2022 по делу N 33-2154/2022; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 02.04.2019 по делу N 33-2286/2019).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с законодательством о защите прав потребителей медицинские организации (исполнители услуг) обязаны оказывать услуги надлежащего качества. В противном случае застрахованное лицо имеет право на предъявление иска медицинскому учреждению, в том числе иска о материальном возмещении причиненного некачественной услугой вреда, а также морального вреда. И такие споры, связанные с оказанием медицинских услуг ненадлежащего качества и взыскании штрафов, на практике получили распространение, о чем свидетельствует систематизация судебных актов, принятых в разные периоды (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 01.02.2022 по делу N 33-2154/2022; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 02.04.2019 по делу N 33-2286/2019).
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Также, если в договоре отсутствуют условия о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых обычно используется услуга такого рода (п. 2 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
(КонсультантПлюс, 2025)Также, если в договоре отсутствуют условия о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых обычно используется услуга такого рода (п. 2 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Ситуация: Что делать потребителю при некачественном оказании стоматологических услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае некачественного оказания стоматологических услуг, в том числе в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, права потребителя подлежат защите в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (абз. 1 преамбулы Закона от 07.02.1992 N 2300-1; ч. 8 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае некачественного оказания стоматологических услуг, в том числе в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, права потребителя подлежат защите в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (абз. 1 преамбулы Закона от 07.02.1992 N 2300-1; ч. 8 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Медицинские услуги и законодательство о защите прав потребителей. Дискуссионность вопроса о соотношении понятий "медицинская помощь" и "медицинская услуга" во многом связана с проблемой распространения на медицинские услуги законодательства о защите прав потребителей, в том числе установленных в нем мер ответственности для исполнителя. Речь идет о взыскании компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя, штрафа в размере 50% от суммы удовлетворенных требований потребителя, неустойки за просрочку удовлетворения требований потребителя <1>. Авторы, обосновывающие различие между гарантированной государством (включая систему ОМС) медицинской помощью и платными медицинскими услугами, считают неверным применение законодательства о защите прав потребителей к первому типу отношений <2>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Медицинские услуги и законодательство о защите прав потребителей. Дискуссионность вопроса о соотношении понятий "медицинская помощь" и "медицинская услуга" во многом связана с проблемой распространения на медицинские услуги законодательства о защите прав потребителей, в том числе установленных в нем мер ответственности для исполнителя. Речь идет о взыскании компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя, штрафа в размере 50% от суммы удовлетворенных требований потребителя, неустойки за просрочку удовлетворения требований потребителя <1>. Авторы, обосновывающие различие между гарантированной государством (включая систему ОМС) медицинской помощью и платными медицинскими услугами, считают неверным применение законодательства о защите прав потребителей к первому типу отношений <2>.
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<109> Вильгоненко И.М., Степанова Л.П. К вопросу о защите прав потребителей медицинских услуг при внедоговорных отношениях // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. N 1(80). С. 148 - 156.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<109> Вильгоненко И.М., Степанова Л.П. К вопросу о защите прав потребителей медицинских услуг при внедоговорных отношениях // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. N 1(80). С. 148 - 156.