Защита прав потребителей интернет покупка
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей интернет покупка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 497 ГК РФОбзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом ВС РФ 18.10.2023)
Апелляционное определение Белгородского областного суда от 19.12.2023 N 33-6367/2023 (УИД 31RS0016-01-2023-006404-37)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Покупатель в предусмотренный законом срок реализовал свое право на отказ от товара надлежащего качества, возвратив товар продавцу, однако денежные средства, уплаченные за товар, продавец не вернул.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя; 2) О возмещении расходов на проведение экспертизы - отказано.Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 476 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), ст. ст. 18, 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", исходил из того, что истец, приобретая товар в интернет-магазине посредством оформления заказа на сайте http://www.lamoda.ru, согласилась с условиями оферты, пользовательским соглашением, размещенным на сайте, содержащим порядок действий сторон при отказе от договора купли-продажи, а также оговорки по качеству приобретаемого товара, и пришел к выводу о недоказанности факта продажи истцу товара ненадлежащего качества. При этом суд пришел к выводу об удовлетворении требований Д. о возврате уплаченных за товар денежных средств, поскольку потребителем в предусмотренный законом срок было реализовано право отказаться от товара надлежащего качества, который был возвращен продавцу.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Покупатель в предусмотренный законом срок реализовал свое право на отказ от товара надлежащего качества, возвратив товар продавцу, однако денежные средства, уплаченные за товар, продавец не вернул.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя; 2) О возмещении расходов на проведение экспертизы - отказано.Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 476 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), ст. ст. 18, 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", исходил из того, что истец, приобретая товар в интернет-магазине посредством оформления заказа на сайте http://www.lamoda.ru, согласилась с условиями оферты, пользовательским соглашением, размещенным на сайте, содержащим порядок действий сторон при отказе от договора купли-продажи, а также оговорки по качеству приобретаемого товара, и пришел к выводу о недоказанности факта продажи истцу товара ненадлежащего качества. При этом суд пришел к выводу об удовлетворении требований Д. о возврате уплаченных за товар денежных средств, поскольку потребителем в предусмотренный законом срок было реализовано право отказаться от товара надлежащего качества, который был возвращен продавцу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровой торговый оборот и дистанционный способ продажи товаров в парадигме теории и правоприменительной практике
(Левушкин А.Н., Морозов С.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)4. Видится необходимым урегулирование проблем, которые напрямую связаны с защитой прав потребителей при интернет-покупках, а именно: полное и соответствующее реальности раскрытие информации о товаре; недопущение случаев отказа в возврате товаров; установление условий договоров, которые ущемляют права и интересы потребителей; слабый уровень защиты расчетов в интернет-пространстве; полная защита личных данных и любой иной информации, которую потребитель представляет продавцу; урегулирование споров правовой защиты и трансграничных онлайн операций; усовершенствование механизмов по борьбе с контрафактами и другое.
(Левушкин А.Н., Морозов С.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)4. Видится необходимым урегулирование проблем, которые напрямую связаны с защитой прав потребителей при интернет-покупках, а именно: полное и соответствующее реальности раскрытие информации о товаре; недопущение случаев отказа в возврате товаров; установление условий договоров, которые ущемляют права и интересы потребителей; слабый уровень защиты расчетов в интернет-пространстве; полная защита личных данных и любой иной информации, которую потребитель представляет продавцу; урегулирование споров правовой защиты и трансграничных онлайн операций; усовершенствование механизмов по борьбе с контрафактами и другое.
Статья: Правовое регулирование электронной торговли в государствах - участниках СНГ
(Абрамова Е.Н., Лабабуева О.С.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)<19> Абзац 5 Информации Роспотребнадзора "О возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных интернет-магазинах". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330203/?ysclid=lc5c0xd6ub816953669 (дата обращения: 20.01.2023).
(Абрамова Е.Н., Лабабуева О.С.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)<19> Абзац 5 Информации Роспотребнадзора "О возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных интернет-магазинах". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330203/?ysclid=lc5c0xd6ub816953669 (дата обращения: 20.01.2023).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что потребитель отказался от товара надлежащего качества в срок, предусмотренный п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, направив претензию в адрес ответчика, уклонившегося от ее получения. При этом суд указал, что возвращаемая истцом виниловая плитка не имеет индивидуально-определенных свойств и может быть использована широким кругом потребителей, а также не относится к числу строительных и отделочных материалов, не подлежащих возврату.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что потребитель отказался от товара надлежащего качества в срок, предусмотренный п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, направив претензию в адрес ответчика, уклонившегося от ее получения. При этом суд указал, что возвращаемая истцом виниловая плитка не имеет индивидуально-определенных свойств и может быть использована широким кругом потребителей, а также не относится к числу строительных и отделочных материалов, не подлежащих возврату.
Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 N 1338
(ред. от 26.07.2024)
"Об утверждении Правил оказания услуг по показу фильмов в кинозалах и связанных с таким показом услуг и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"16. Демонстратор фильма обязан обеспечить размещение информации о порядке рассмотрения претензий, в том числе указать адрес электронной почты и (или) почтовый адрес для направления претензий, на своем сайте в сети "Интернет" (при его наличии), а также обеспечить размещение указанной информации в зоне кассового обслуживания кинотеатра.
(ред. от 26.07.2024)
"Об утверждении Правил оказания услуг по показу фильмов в кинозалах и связанных с таким показом услуг и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"16. Демонстратор фильма обязан обеспечить размещение информации о порядке рассмотрения претензий, в том числе указать адрес электронной почты и (или) почтовый адрес для направления претензий, на своем сайте в сети "Интернет" (при его наличии), а также обеспечить размещение указанной информации в зоне кассового обслуживания кинотеатра.
Готовое решение: Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, если этот товар имеет индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, если этот товар имеет индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Статья: Правовые подходы к ответственности владельцев агрегаторов такси перед потребителями
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Цивилист", 2022, N 2)С другой стороны, покупатели таких товаров, работ, услуг нуждаются в защите своих прав как потребителей. Заказывая какой-то товар через Интернет, человек хочет быть уверен, что ему продадут товар надлежащего качества, в полной комплектации, безопасный для жизни, здоровья и имущества потребителя, без существенных недостатков, с указанием всей необходимой информации о товаре, включая срок службы, срок годности и другие важные характеристики. Если раньше, купив в ближайшем магазине какой-то товар ненадлежащего качества, можно было быстро обменять его или сдать обратно, при покупке через Интернет это может быть усложнено процедурой возврата, а также временными затратами на это. При этом при продаже товара через маркетплейс не всегда понятно, к кому именно обращаться, если ваши права потребителя нарушены: к самому маркетплейсу или продавцу, который продал вам товар через соответствующую платформу. И где искать контакты продавца? То же самое касается и агрегаторов услуг, поскольку не всегда понятно, к кому именно следует обращаться в случае нарушения прав потребителей при оказании услуги гражданину. Особо важно определить, кто будет нести ответственность в случае причинения вреда жизни и здоровью человека (например, в результате дорожно-транспортного происшествия).
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Цивилист", 2022, N 2)С другой стороны, покупатели таких товаров, работ, услуг нуждаются в защите своих прав как потребителей. Заказывая какой-то товар через Интернет, человек хочет быть уверен, что ему продадут товар надлежащего качества, в полной комплектации, безопасный для жизни, здоровья и имущества потребителя, без существенных недостатков, с указанием всей необходимой информации о товаре, включая срок службы, срок годности и другие важные характеристики. Если раньше, купив в ближайшем магазине какой-то товар ненадлежащего качества, можно было быстро обменять его или сдать обратно, при покупке через Интернет это может быть усложнено процедурой возврата, а также временными затратами на это. При этом при продаже товара через маркетплейс не всегда понятно, к кому именно обращаться, если ваши права потребителя нарушены: к самому маркетплейсу или продавцу, который продал вам товар через соответствующую платформу. И где искать контакты продавца? То же самое касается и агрегаторов услуг, поскольку не всегда понятно, к кому именно следует обращаться в случае нарушения прав потребителей при оказании услуги гражданину. Особо важно определить, кто будет нести ответственность в случае причинения вреда жизни и здоровью человека (например, в результате дорожно-транспортного происшествия).
Статья: Государственная политика развития общества через призму цифрового права
(Хогеманн Э.Р.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)Директива о правах потребителей оказала значительное влияние на защиту прав потребителей в Интернете в Европейском союзе, предоставляя потребителям четкие права и защищая их интересы при совершении покупок в Интернете. Гармонизируя законы о защите прав потребителей в государствах - членах ЕС и устанавливая общие правила для онлайн-транзакций, CRD повысила доверие потребителей к трансграничной электронной коммерции и способствовала созданию более прозрачного и справедливого онлайн-рынка.
(Хогеманн Э.Р.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)Директива о правах потребителей оказала значительное влияние на защиту прав потребителей в Интернете в Европейском союзе, предоставляя потребителям четкие права и защищая их интересы при совершении покупок в Интернете. Гармонизируя законы о защите прав потребителей в государствах - членах ЕС и устанавливая общие правила для онлайн-транзакций, CRD повысила доверие потребителей к трансграничной электронной коммерции и способствовала созданию более прозрачного и справедливого онлайн-рынка.
Статья: Дистанционный способ продажи товаров в аспекте защиты прав потребителей
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2023, N 1)В аспекте защиты прав потребителей значение приобретает расширенный или, точнее, осложненный, по сравнению с типичной розничной куплей-продажей, субъектный состав возникающих отношений с четкой дифференциацией функционала каждого из участников. В частности, законодатель специально закрепил правовой статус владельцев агрегаторов (владельцев программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцев сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора, заключить с продавцом (исполнителем) договор, а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги)). Важно, что роль владельца агрегатора не сводится к пассивному посредничеству между продавцами и покупателями, а состоит, в числе прочего, в надлежащем информировании последних и создании условий для полноценной реализации ими своих правовых возможностей, включая различные формы и способы защиты. Вместе с тем, как свидетельствует практика, зачастую интернет-площадки не содержат должной и достоверной информации о продавце, что не способствует своевременному выявлению его недобросовестности. Это вызвано возложением обязанности предоставить владельцу агрегатора и разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при его наличии) достоверную информацию о себе на самого продавца (ст. 9 Закона о защите прав потребителей). В этой связи, полагаем, нелишней будет разработка дополнительных алгоритмов проверки представленных продавцами данных с целью предотвращения случаев обмана потребителей.
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2023, N 1)В аспекте защиты прав потребителей значение приобретает расширенный или, точнее, осложненный, по сравнению с типичной розничной куплей-продажей, субъектный состав возникающих отношений с четкой дифференциацией функционала каждого из участников. В частности, законодатель специально закрепил правовой статус владельцев агрегаторов (владельцев программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцев сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора, заключить с продавцом (исполнителем) договор, а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги)). Важно, что роль владельца агрегатора не сводится к пассивному посредничеству между продавцами и покупателями, а состоит, в числе прочего, в надлежащем информировании последних и создании условий для полноценной реализации ими своих правовых возможностей, включая различные формы и способы защиты. Вместе с тем, как свидетельствует практика, зачастую интернет-площадки не содержат должной и достоверной информации о продавце, что не способствует своевременному выявлению его недобросовестности. Это вызвано возложением обязанности предоставить владельцу агрегатора и разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при его наличии) достоверную информацию о себе на самого продавца (ст. 9 Закона о защите прав потребителей). В этой связи, полагаем, нелишней будет разработка дополнительных алгоритмов проверки представленных продавцами данных с целью предотвращения случаев обмана потребителей.
Статья: К вопросу о законодательном соотношении понятий "маркетплейс" и "классифайд"
(Зубарев Н.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)На эту, на наш взгляд, ключевую особенность, отличающую маркетплейс от классифайда (сервиса размещения объявлений) в единственном законодательном определении маркетплейса (в действующем законодательстве такого рода цифровая платформа именуется "агрегатором информации о товарах и услугах"), существующем на сегодняшний день, обращает внимание и законодатель. Так, в соответствии с преамбулой Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <14> под агрегатором информации о товарах и услугах понимается программа для ЭВМ и (или) сайт в сети Интернет, предоставляющий потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
(Зубарев Н.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)На эту, на наш взгляд, ключевую особенность, отличающую маркетплейс от классифайда (сервиса размещения объявлений) в единственном законодательном определении маркетплейса (в действующем законодательстве такого рода цифровая платформа именуется "агрегатором информации о товарах и услугах"), существующем на сегодняшний день, обращает внимание и законодатель. Так, в соответствии с преамбулой Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <14> под агрегатором информации о товарах и услугах понимается программа для ЭВМ и (или) сайт в сети Интернет, предоставляющий потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Статья: Особенности адвокатской деятельности по защите прав потребителей в сети Интернет: правовые основы и практика реализации
(Черноусова К.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Особенностью при рассмотрении дел о защите прав потребителей, приобретших товары или услуги через сеть Интернет, является правильное определение ответчика. Судебная практика подтверждает ошибочность заявленных требований к владельцу агрегатора, так как в большинстве случаев он не является лицом, предоставляющим услуги или товар, а служит лишь платформой для заключения сделок. Так, в решении мирового судьи судебного участка N 1 Балашихинского района Московской области от 17 октября 2019 г. было указано, что требования истца о взыскании денежных средств за некачественный товар заявлены к ненадлежащему ответчику. Истец не доказал, что именно ответчиком должно исполняться обязательство о предоставлении товара. Суды апелляционной и кассационной инстанций выразили аналогичное мнение и поддержал решение мирового судьи <2>.
(Черноусова К.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Особенностью при рассмотрении дел о защите прав потребителей, приобретших товары или услуги через сеть Интернет, является правильное определение ответчика. Судебная практика подтверждает ошибочность заявленных требований к владельцу агрегатора, так как в большинстве случаев он не является лицом, предоставляющим услуги или товар, а служит лишь платформой для заключения сделок. Так, в решении мирового судьи судебного участка N 1 Балашихинского района Московской области от 17 октября 2019 г. было указано, что требования истца о взыскании денежных средств за некачественный товар заявлены к ненадлежащему ответчику. Истец не доказал, что именно ответчиком должно исполняться обязательство о предоставлении товара. Суды апелляционной и кассационной инстанций выразили аналогичное мнение и поддержал решение мирового судьи <2>.
Статья: Современные подходы к пониманию услуг, оказываемых в финансовой сфере в электронной форме (электронных услуг)
(Иванова Е.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Организация экономического сотрудничества и развития в одном из своих отчетов применяет термин "цифровая торговля", под которым понимается торговля, построенная на цифровых транзакциях с товарами и услугами, которые могут быть доставлены и в физическом, и в цифровом виде <5>. В США еще в 1998 году был разработан US Internet Tax Freedom Act - документ, в котором представлено определение электронной торговли. Так, при буквальном прочтении данного акта видно, что электронная коммерция включает не только куплю-продажу каких-либо товаров, но и оказание разнообразных услуг с применением сети Интернет. Практически аналогичное определение нашло закрепление и в Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, где также акцентировано внимание на реализацию товаров, оказание услуг, выполнение работ в цифровой среде <6>.
(Иванова Е.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Организация экономического сотрудничества и развития в одном из своих отчетов применяет термин "цифровая торговля", под которым понимается торговля, построенная на цифровых транзакциях с товарами и услугами, которые могут быть доставлены и в физическом, и в цифровом виде <5>. В США еще в 1998 году был разработан US Internet Tax Freedom Act - документ, в котором представлено определение электронной торговли. Так, при буквальном прочтении данного акта видно, что электронная коммерция включает не только куплю-продажу каких-либо товаров, но и оказание разнообразных услуг с применением сети Интернет. Практически аналогичное определение нашло закрепление и в Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, где также акцентировано внимание на реализацию товаров, оказание услуг, выполнение работ в цифровой среде <6>.
Статья: Защита прав потребителей финансовых услуг: выбор компетентной судебной юрисдикции
(Щукин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)В современных условиях свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств особое значение имеет защита потребителей финансовых услуг. Увеличение числа финансовых сделок с иностранным элементом при участии граждан-потребителей является прямым следствием активного развития инновационного цифрового мира, технологий (FinTech), существенно упрощающих трансграничный доступ к финансовым услугам за рубежом. В современных условиях важно гарантировать безопасность рынка финансовых услуг, в том числе путем предоставления высокого уровня защиты прав потребителей. Вместе с тем изучение судебной практики позволило автору выявить некоторую проблему в доступе к защите прав потребителей, которая связана с выбором конкретного форума среди множества юрисдикций суверенных государств. В ряде случаев гражданам было отказано в рассмотрении по существу их требований к иностранным поставщикам финансовых услуг исходя из несоблюдения правил международной подсудности при обращении в российские суды. Вопрос оказался непростым, в том числе по причине возникших сложностей в уяснении правил, предусмотренных ст. 402 (п. 2 ч. 3) ГПК РФ. По мнению автора, в данной статье Кодекса говорится, по большому счету, о российских потребителях рекламы товаров и услуг. Данное правило международной подсудности относится не только к спорам с участием потребителей в значении, придаваемом этой категории лиц Законом о защите прав потребителей. Форсированное развитие новых форм удовлетворения потребностей граждан вследствие цифровых финансовых инноваций, их финансовая активность требуют переосмысления традиционного представления о том, кто такой потребитель. Например, таким потребителем может оказаться состоятельная домохозяйка, использующая онлайн-платформу в сети Интернет для торговли фьючерсами на биткоин, или студент, размещающий на такой платформе заказ на покупку и продажу базисной валюты. При этом установление суверенной юрисдикции для защиты граждан должно способствовать продвижению фундаментальной государственной политики, согласно которой верховенство закона должно быть выше технологического детерминизма.
(Щукин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)В современных условиях свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств особое значение имеет защита потребителей финансовых услуг. Увеличение числа финансовых сделок с иностранным элементом при участии граждан-потребителей является прямым следствием активного развития инновационного цифрового мира, технологий (FinTech), существенно упрощающих трансграничный доступ к финансовым услугам за рубежом. В современных условиях важно гарантировать безопасность рынка финансовых услуг, в том числе путем предоставления высокого уровня защиты прав потребителей. Вместе с тем изучение судебной практики позволило автору выявить некоторую проблему в доступе к защите прав потребителей, которая связана с выбором конкретного форума среди множества юрисдикций суверенных государств. В ряде случаев гражданам было отказано в рассмотрении по существу их требований к иностранным поставщикам финансовых услуг исходя из несоблюдения правил международной подсудности при обращении в российские суды. Вопрос оказался непростым, в том числе по причине возникших сложностей в уяснении правил, предусмотренных ст. 402 (п. 2 ч. 3) ГПК РФ. По мнению автора, в данной статье Кодекса говорится, по большому счету, о российских потребителях рекламы товаров и услуг. Данное правило международной подсудности относится не только к спорам с участием потребителей в значении, придаваемом этой категории лиц Законом о защите прав потребителей. Форсированное развитие новых форм удовлетворения потребностей граждан вследствие цифровых финансовых инноваций, их финансовая активность требуют переосмысления традиционного представления о том, кто такой потребитель. Например, таким потребителем может оказаться состоятельная домохозяйка, использующая онлайн-платформу в сети Интернет для торговли фьючерсами на биткоин, или студент, размещающий на такой платформе заказ на покупку и продажу базисной валюты. При этом установление суверенной юрисдикции для защиты граждан должно способствовать продвижению фундаментальной государственной политики, согласно которой верховенство закона должно быть выше технологического детерминизма.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Пятьдесят процентов определенной судом суммы штрафа за нарушение прав потребителя взыскиваются с ответчика в пользу потребителя и обратившегося в суд в его защиту общественного объединения потребителей.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Пятьдесят процентов определенной судом суммы штрафа за нарушение прав потребителя взыскиваются с ответчика в пользу потребителя и обратившегося в суд в его защиту общественного объединения потребителей.
Вопрос: Как организации общественного питания оформить возврат денег покупателю за некачественный товар, приобретенный им неделю назад и оплаченный через интернет-сайт организации? Какой чек пробить и требуется ли заявление покупателя о возврате средств?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Обоснование: В случае реализации потребителю при оказании услуг общественного питания покупных товаров ненадлежащего качества потребитель пользуется правами, предусмотренными гл. II Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Обоснование: В случае реализации потребителю при оказании услуг общественного питания покупных товаров ненадлежащего качества потребитель пользуется правами, предусмотренными гл. II Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).