Защита прав потребителей банковских услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей банковских услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей" Закона РФ "О защите прав потребителей""При этом каких-либо исключений в отношении потребителей банковских, страховых услуг названный Закон о защите прав потребителей не содержит, соответственно его требования распространяются, в том числе, и на спорные правоотношения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оказывать платные услуги населению
(КонсультантПлюс, 2025)Распространяется ли законодательство о защите прав потребителей на правоотношения в сфере оказания банковских услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Распространяется ли законодательство о защите прав потребителей на правоотношения в сфере оказания банковских услуг
Статья: Современные тенденции правового регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг Банком России
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"2. Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"2. Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Статья: С заботой о клиентах: изменения в регулировании управления нефинансовыми рисками
(Розанова Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 4)Банк России продолжает развивать систему требований к управлению операционным риском (СУОР), постоянно дорабатывая и уточняя управление его отдельными видами. Рассмотрим последние новации в контексте защиты интересов потребителей банковских услуг. За несколько лет с момента ввода в действие основных документов (Положения N 716-П <5> и N 744-П <6>) и объем, и содержание регуляторной базы изменились.
(Розанова Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 4)Банк России продолжает развивать систему требований к управлению операционным риском (СУОР), постоянно дорабатывая и уточняя управление его отдельными видами. Рассмотрим последние новации в контексте защиты интересов потребителей банковских услуг. За несколько лет с момента ввода в действие основных документов (Положения N 716-П <5> и N 744-П <6>) и объем, и содержание регуляторной базы изменились.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)<1> См.: Турбанов А.В. Саморегулирование и защита прав потребителей банковских услуг // Банковское право. 2020. N 4. С. 15 - 26.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)<1> См.: Турбанов А.В. Саморегулирование и защита прав потребителей банковских услуг // Банковское право. 2020. N 4. С. 15 - 26.
Статья: Посредническая деятельность банка: правовые проблемы
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 1)<12> Так, А.В. Турбанов указывает, что было бы оправданным принятие специального закона о защите прав потребителей финансовых услуг либо инкорпорирование соответствующих норм в виде дополнительной главы в Закон N 86-ФЗ. См.: Турбанов А.В. Саморегулирование и защита прав потребителей банковских услуг // Банковское право. 2020. N 4. С. 15 - 26.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 1)<12> Так, А.В. Турбанов указывает, что было бы оправданным принятие специального закона о защите прав потребителей финансовых услуг либо инкорпорирование соответствующих норм в виде дополнительной главы в Закон N 86-ФЗ. См.: Турбанов А.В. Саморегулирование и защита прав потребителей банковских услуг // Банковское право. 2020. N 4. С. 15 - 26.
Статья: Недобросовестные практики участников банковского рынка и противодействие им
(Петров Д.А., Рубанова М.П.)
("Банковское право", 2025, N 1)Обострение конкуренции на рынке банковских услуг приводит к борьбе за увеличение количества заключаемых договоров, в том числе за счет мисселинга, что влечет риски недобросовестного поведения со стороны кредитных организаций и их сотрудников, становится одной из характеристик рыночной ситуации и требует ответных мер. В настоящей статье проводится идентификация недобросовестных практик и их противопоставление добросовестным, рассматриваются некоторые виды недобросовестного поведения, определяются меры противодействия им в целях предупреждения и пресечения правонарушений и защиты прав потребителей банковских услуг.
(Петров Д.А., Рубанова М.П.)
("Банковское право", 2025, N 1)Обострение конкуренции на рынке банковских услуг приводит к борьбе за увеличение количества заключаемых договоров, в том числе за счет мисселинга, что влечет риски недобросовестного поведения со стороны кредитных организаций и их сотрудников, становится одной из характеристик рыночной ситуации и требует ответных мер. В настоящей статье проводится идентификация недобросовестных практик и их противопоставление добросовестным, рассматриваются некоторые виды недобросовестного поведения, определяются меры противодействия им в целях предупреждения и пресечения правонарушений и защиты прав потребителей банковских услуг.
Статья: "Мягкая сила" стандартов
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2025, N 4)Андрей Медведев, директор юридического департамента Банка России, и Алексей Чирков, начальник управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, в ходе X Банковской юридической конференции АБР "Банковское право России: выверяем фарватер", прошедшей в конце 2024 года, попробовали внести ясность в этот вопрос. По их словам, сейчас в юрисдикции Банка России действует четыре вида стандартов:
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2025, N 4)Андрей Медведев, директор юридического департамента Банка России, и Алексей Чирков, начальник управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, в ходе X Банковской юридической конференции АБР "Банковское право России: выверяем фарватер", прошедшей в конце 2024 года, попробовали внести ясность в этот вопрос. По их словам, сейчас в юрисдикции Банка России действует четыре вида стандартов:
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Руководитель Службы по защите прав потребителей
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Руководитель Службы по защите прав потребителей
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, в совокупности технологии RegTech и SupTech направлены на обеспечение предварительного и текущего контроля за деятельностью объектов, предупреждения нарушения нормативных требований, пресечение на максимально ранней стадии неправомерного поведения, защиту прав потребителей финансовых и банковских услуг. Использование данных технологий возможно и для осуществления финансового контроля в более широком смысле, в том числе и в рамках исполнения бюджета, налогового контроля, а также контроля со стороны общества.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, в совокупности технологии RegTech и SupTech направлены на обеспечение предварительного и текущего контроля за деятельностью объектов, предупреждения нарушения нормативных требований, пресечение на максимально ранней стадии неправомерного поведения, защиту прав потребителей финансовых и банковских услуг. Использование данных технологий возможно и для осуществления финансового контроля в более широком смысле, в том числе и в рамках исполнения бюджета, налогового контроля, а также контроля со стороны общества.
Статья: О совершенствовании правового регулирования противодействия мисселингу при оказании финансовых услуг
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)<13> См., напр.: Турбанов А.В. Саморегулирование и защита прав потребителей банковских услуг // Банковское право. 2020. N 4. С. 15 - 26.
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)<13> См., напр.: Турбанов А.В. Саморегулирование и защита прав потребителей банковских услуг // Банковское право. 2020. N 4. С. 15 - 26.
Статья: Рубежи признания розничного инвестора потребителем
(Молодыко К.Ю., Травин Г.Д.)
("Закон", 2022, N 12)<23> См. также: Federeation of American Scientists "Who Regulates Whom? An Overview of the U.S. Financial Regulatory Framework" // Congressional Research Service Reports (March 10, 2020). URL: https://sgp.fas.org/crs/misc/R44918.pdf (дата обращения: 20.11.2022). В данной статье не будет рассматриваться деятельность OCC как относящаяся к защите прав потребителей традиционных банковских услуг (кредиты, вклады, платежи), а не к фондовому рынку. Также рамки статьи не позволяют рассмотреть регуляторную специфику работы CFTC, требующую специального анализа. Возможно, такой анализ станет предметом нашего отдельного исследования в будущем.
(Молодыко К.Ю., Травин Г.Д.)
("Закон", 2022, N 12)<23> См. также: Federeation of American Scientists "Who Regulates Whom? An Overview of the U.S. Financial Regulatory Framework" // Congressional Research Service Reports (March 10, 2020). URL: https://sgp.fas.org/crs/misc/R44918.pdf (дата обращения: 20.11.2022). В данной статье не будет рассматриваться деятельность OCC как относящаяся к защите прав потребителей традиционных банковских услуг (кредиты, вклады, платежи), а не к фондовому рынку. Также рамки статьи не позволяют рассмотреть регуляторную специфику работы CFTC, требующую специального анализа. Возможно, такой анализ станет предметом нашего отдельного исследования в будущем.
Статья: Банковские вклады (депозиты): новеллы и перспективы правового регулирования
(Сарнакова А.В.)
("Банковское право", 2023, N 2)Обращаясь же к положениям о процентах, которые выплачиваются на условиях и в порядке, предусмотренных договором банковского вклада, необходимо отметить, что с 1 октября 2022 г. вступили в силу Указания Банка России, обязывающие банки включать в заключаемый с физическим лицом договор таблицу условий договора банковского вклада, а также размер минимальной гарантированной ставки. Формы таблиц и порядок расчета минимальной гарантированной ставки также установлены Банком России <9>. Данные нововведения направлены на обеспечение дополнительной защиты прав потребителей банковских услуг физических лиц.
(Сарнакова А.В.)
("Банковское право", 2023, N 2)Обращаясь же к положениям о процентах, которые выплачиваются на условиях и в порядке, предусмотренных договором банковского вклада, необходимо отметить, что с 1 октября 2022 г. вступили в силу Указания Банка России, обязывающие банки включать в заключаемый с физическим лицом договор таблицу условий договора банковского вклада, а также размер минимальной гарантированной ставки. Формы таблиц и порядок расчета минимальной гарантированной ставки также установлены Банком России <9>. Данные нововведения направлены на обеспечение дополнительной защиты прав потребителей банковских услуг физических лиц.