Защита прав детей сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав детей сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 333.36 НК РФ- защите прав детей-сирот и инвалидов;
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФ"Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 5 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 г. N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", суд исходил из того, что истец на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения не состоит, в компетентный орган по вопросу включения ее в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области как гражданина, ранее относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась в 2022 году в возрасте 41 года (спустя 18 лет после достижения ею 23 летнего возраста). Доказательств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по достижении 23-летнего возраста истцом не представлено, в материалах дела не содержится, не добыто таких доказательств и в ходе рассмотрения настоящего дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право ребенка-сироты на жилье: проблемы реализации и защиты
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)"Семейное и жилищное право", 2025, N 2
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)"Семейное и жилищное право", 2025, N 2
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Ситуация: Что делать в случае отчисления ребенка из школы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение об отчислении обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не освоившего уровень основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства (ч. 9 ст. 43 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение об отчислении обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не освоившего уровень основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства (ч. 9 ст. 43 Закона N 273-ФЗ).
Ситуация: Как стать опекуном или попечителем ребенка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для содержания, воспитания и образования, а также для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, над ними может быть установлена опека или попечительство (ст. 31 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для содержания, воспитания и образования, а также для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, над ними может быть установлена опека или попечительство (ст. 31 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, в зависимости от основного вида деятельности, осуществляемого организацией. Например, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации в случае, если она будет осуществлять образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности; будет относиться к медицинской организации, если она будет осуществлять медицинскую деятельность в качестве основного вида; к организации, оказывающей социальные услуги, если она будет осуществлять социальные услуги в качестве основного вида деятельности (содержание, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, в зависимости от основного вида деятельности, осуществляемого организацией. Например, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации в случае, если она будет осуществлять образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности; будет относиться к медицинской организации, если она будет осуществлять медицинскую деятельность в качестве основного вида; к организации, оказывающей социальные услуги, если она будет осуществлять социальные услуги в качестве основного вида деятельности (содержание, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены при уплате госпошлины?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по искам имущественного и неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по искам имущественного и неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
Статья: Привлечение должников к уголовной ответственности за неисполнение судебных актов: правовые основы, проблемные вопросы и пути их решения. Уголовная ответственность за аналогичные преступления в законодательстве иностранных государств
(Вилкова П.Н.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Прежде чем начать рассмотрение вопроса принудительного исполнения судебных решений о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остановимся на изучении законодательной базы данной проблемы.
(Вилкова П.Н.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Прежде чем начать рассмотрение вопроса принудительного исполнения судебных решений о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остановимся на изучении законодательной базы данной проблемы.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы <42> в соответствии с рекомендациями, указанными в письме Министерства образования и науки РФ от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" <43>, проведены реструктуризация и реформирование системы детских учреждений в субъектах России. Часть учреждений ликвидирована, другие в большинстве своем реорганизованы в организации, оказывающие социальные услуги (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) либо вошли в состав действующих организаций социального обслуживания. Подведомственность учреждений министерствам образований субъектов РФ изменилась на подведомственность министерствам социальной политики. Управления социальной защиты населения, исполняющие полномочия органа опеки и попечительства, переименованы в управления социальной политики. Произошла унификация типов детских учреждений, которая свелась к понятию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, деятельность которых регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" <44>. Таким образом, произошла централизация управления системой защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы <42> в соответствии с рекомендациями, указанными в письме Министерства образования и науки РФ от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" <43>, проведены реструктуризация и реформирование системы детских учреждений в субъектах России. Часть учреждений ликвидирована, другие в большинстве своем реорганизованы в организации, оказывающие социальные услуги (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) либо вошли в состав действующих организаций социального обслуживания. Подведомственность учреждений министерствам образований субъектов РФ изменилась на подведомственность министерствам социальной политики. Управления социальной защиты населения, исполняющие полномочия органа опеки и попечительства, переименованы в управления социальной политики. Произошла унификация типов детских учреждений, которая свелась к понятию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, деятельность которых регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" <44>. Таким образом, произошла централизация управления системой защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)К числу явных особенностей этой категории дел следует отнести: большой общественный резонанс - защита прав детей-сирот постоянно находится на особом контроле у органов прокуратуры, которые выступают в защиту интересов детей-сирот (при этом органы прокуратуры практически никогда не выступают в защиту интересов местного самоуправления); приобретение жилья требует значительных финансовых средств и соблюдения бюджетного, антимонопольного законодательства (нельзя купить квартиру немедленно, в течение пяти дней); на территории муниципального образования может физически не быть годного для предоставления жилья. Рассмотрим особенности, которые со всей очевидностью проявляются в судебных решениях.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)К числу явных особенностей этой категории дел следует отнести: большой общественный резонанс - защита прав детей-сирот постоянно находится на особом контроле у органов прокуратуры, которые выступают в защиту интересов детей-сирот (при этом органы прокуратуры практически никогда не выступают в защиту интересов местного самоуправления); приобретение жилья требует значительных финансовых средств и соблюдения бюджетного, антимонопольного законодательства (нельзя купить квартиру немедленно, в течение пяти дней); на территории муниципального образования может физически не быть годного для предоставления жилья. Рассмотрим особенности, которые со всей очевидностью проявляются в судебных решениях.