Запрос налоговой тайны
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос налоговой тайны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с обменом документами и информацией с налоговыми органами: Заявитель (налогоплательщик, арбитражный управляющий и т.д.) оспаривает непредставление Налоговым органом в срок запрашиваемой информации (документов)
(КонсультантПлюс, 2025)экземпляром запроса в Налоговый орган о предоставлении информации (документов). В частности, это может быть запрос:
(КонсультантПлюс, 2025)экземпляром запроса в Налоговый орган о предоставлении информации (документов). В частности, это может быть запрос:
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 213.9 "Финансовый управляющий" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Финансовый управляющий в рамках дела о банкротстве запросил у отделения Социального фонда России сведения о пенсии и социальных выплатах должника. Фонд отказался предоставить информацию, ссылаясь на ее конфиденциальный характер (налоговую тайну) и необходимость получения судебного запроса для ее раскрытия. Суд поддержал позицию финансового управляющего, указав, что обязанность по предоставлению финансовому управляющему истребованной информации о должнике возникает из специальных норм п. 1 ст. 20.3 и п. 7 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Суд также отметил, что финансовый управляющий имеет право на получение такой информации, а отказ возможен лишь в исключительном случае, когда запрос не связан с целями и задачами его деятельности, а наличие такой связи предполагается. Отказ Фонда был признан незаконным воспрепятствованием деятельности финансового управляющего.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Финансовый управляющий в рамках дела о банкротстве запросил у отделения Социального фонда России сведения о пенсии и социальных выплатах должника. Фонд отказался предоставить информацию, ссылаясь на ее конфиденциальный характер (налоговую тайну) и необходимость получения судебного запроса для ее раскрытия. Суд поддержал позицию финансового управляющего, указав, что обязанность по предоставлению финансовому управляющему истребованной информации о должнике возникает из специальных норм п. 1 ст. 20.3 и п. 7 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Суд также отметил, что финансовый управляющий имеет право на получение такой информации, а отказ возможен лишь в исключительном случае, когда запрос не связан с целями и задачами его деятельности, а наличие такой связи предполагается. Отказ Фонда был признан незаконным воспрепятствованием деятельности финансового управляющего.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Адвокатский запрос и налоговая тайна
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Адвокатский запрос и налоговая тайна
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Положения пункта 1 части 2 статьи 67 настоящего Федерального закона в части права межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации запрашивать сведения, составляющие налоговую тайну, применяются с 1 марта 2024 года.
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Положения пункта 1 части 2 статьи 67 настоящего Федерального закона в части права межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации запрашивать сведения, составляющие налоговую тайну, применяются с 1 марта 2024 года.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Письмом ФНС России от 29.08.2022 N АБ-4-19/11332 направлены рекомендуемые формат согласия, порядок направления согласия, порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу, а также формат представления запроса на представление сведений, составляющих налоговую тайну, в электронной форме.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Письмом ФНС России от 29.08.2022 N АБ-4-19/11332 направлены рекомендуемые формат согласия, порядок направления согласия, порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу, а также формат представления запроса на представление сведений, составляющих налоговую тайну, в электронной форме.
Вопрос: Правомерно ли представление документов, составляющих коммерческую тайну, на запрос налогового органа? Какими нормами права это предусмотрено?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Налоговая инспекция прислала требование о представлении документов, которые попадают в разряд коммерческой тайны в соответствии с заключенным с клиентом соглашением о неразглашении конфиденциальной информации, в котором предусмотрен штраф за нарушение данного соглашения. Оговорок на разрешение представления таких документов госорганам в соглашении нет.
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Налоговая инспекция прислала требование о представлении документов, которые попадают в разряд коммерческой тайны в соответствии с заключенным с клиентом соглашением о неразглашении конфиденциальной информации, в котором предусмотрен штраф за нарушение данного соглашения. Оговорок на разрешение представления таких документов госорганам в соглашении нет.
Статья: Актуальные проблемы борьбы с "серыми" зарплатами и нелегальной занятостью в Российской Федерации
(Зимакова М.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)<5> Больше никаких "скрытых" зарплат: Минтруд запрашивает доступ к налоговой тайне россиян. URL: https://www.klerk.ru/blogs/pebguru/596412/ (дата обращения: 09.02.2024).
(Зимакова М.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)<5> Больше никаких "скрытых" зарплат: Минтруд запрашивает доступ к налоговой тайне россиян. URL: https://www.klerk.ru/blogs/pebguru/596412/ (дата обращения: 09.02.2024).
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 11.09.2025 N А55-31036/2024 <ФНС не имеет права необоснованно отклонять декларации>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)Предприниматель пожаловался в областное УФНС и получил ответ, что проведенные МИФНС мероприятия налогового контроля затрагивают интересы третьих лиц, и запрошенная информация содержит налоговую тайну в понимании ст. 102 Налогового кодекса РФ. Хотя УФНС признало, что:
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)Предприниматель пожаловался в областное УФНС и получил ответ, что проведенные МИФНС мероприятия налогового контроля затрагивают интересы третьих лиц, и запрошенная информация содержит налоговую тайну в понимании ст. 102 Налогового кодекса РФ. Хотя УФНС признало, что:
Статья: Банковская тайна в уголовном судопроизводстве: коллизии толкования и правоприменения
(Грачев С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)Пункт 7 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного Приказом МНС России от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 <4>, определяет, что обоснованием запроса о получении сведений, составляющих налоговую тайну, является конкретная цель, связанная с производством по уголовному делу либо проведением оперативно-разыскных мероприятий или доследственной проверки по поступившей информации с указанием реквизитов документа, для целей которого необходима указанная информация. С учетом положений данного документа следователь может существенно сэкономить свое время, не направлять запросы во все известные ему банки и их филиалы, а запросить интересующую информацию из одного источника, куда информация поступает от всех банков, т.е. у налогового органа.
(Грачев С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)Пункт 7 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного Приказом МНС России от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 <4>, определяет, что обоснованием запроса о получении сведений, составляющих налоговую тайну, является конкретная цель, связанная с производством по уголовному делу либо проведением оперативно-разыскных мероприятий или доследственной проверки по поступившей информации с указанием реквизитов документа, для целей которого необходима указанная информация. С учетом положений данного документа следователь может существенно сэкономить свое время, не направлять запросы во все известные ему банки и их филиалы, а запросить интересующую информацию из одного источника, куда информация поступает от всех банков, т.е. у налогового органа.
Готовое решение: Какие сведения являются налоговой тайной
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган не может предоставлять доступ к налоговой тайне по запросу адвоката (п. 2 ст. 102 НК РФ, пп. 3 п. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре, Письмо ФНС России от 26.05.2020 N БС-4-11/8618@).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган не может предоставлять доступ к налоговой тайне по запросу адвоката (п. 2 ст. 102 НК РФ, пп. 3 п. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре, Письмо ФНС России от 26.05.2020 N БС-4-11/8618@).
Статья: Организация надзора в сфере неформальной занятости
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)<4> Положением о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2024 г. N 571) установлено, что межведомственная комиссия, в частности, имеет право запрашивать у налоговых органов сведения и информацию, в том числе составляющие налоговую тайну, запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения в том числе об использовании хозяйствующими субъектами объектов недвижимого имущества, о возможном использовании труда граждан без оформления трудовых отношений, об осуществлении хозяйствующими субъектами видов деятельности, подлежащих лицензированию, и прочее.
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)<4> Положением о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2024 г. N 571) установлено, что межведомственная комиссия, в частности, имеет право запрашивать у налоговых органов сведения и информацию, в том числе составляющие налоговую тайну, запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения в том числе об использовании хозяйствующими субъектами объектов недвижимого имущества, о возможном использовании труда граждан без оформления трудовых отношений, об осуществлении хозяйствующими субъектами видов деятельности, подлежащих лицензированию, и прочее.