Запрос информации у государственных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос информации у государственных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 19.7 КоАП РФК ответственности привлекут, только если для предоставления информации по запросу госоргана не требуется решение суда
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 110 "Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле" АПК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Арбитражный управляющий оспорил бездействие налогового органа, выразившееся в непредставлении запрашиваемых документов (сведений), однако впоследствии отказался от требований по причине предоставления налоговой инспекцией всей необходимой информации. Разрешая вопрос о судебных расходах, суд указал, что в случае, если добровольное удовлетворение требований было осуществлено после обращения истца в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, судебные издержки в полном объеме подлежат возмещению ответчиком. Поскольку заявление в суд было подано 06.09.2024 (обработано 09.09.2024), а добровольное исполнение требований произведено налоговым органом лишь 17.09.2024, суд пришел к выводу об отнесении судебных расходов на налоговую инспекцию. Суд также отдельно отметил, что к данной категории дел неприменимо требование НК РФ о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Так как право арбитражного управляющего запрашивать у государственных органов информацию (сведения) о должнике предусмотрено Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", у суда нет правовых оснований распространять предусмотренные НК РФ особые правила на случаи, не связанные с применением законодательства о налогах и сборах.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Арбитражный управляющий оспорил бездействие налогового органа, выразившееся в непредставлении запрашиваемых документов (сведений), однако впоследствии отказался от требований по причине предоставления налоговой инспекцией всей необходимой информации. Разрешая вопрос о судебных расходах, суд указал, что в случае, если добровольное удовлетворение требований было осуществлено после обращения истца в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, судебные издержки в полном объеме подлежат возмещению ответчиком. Поскольку заявление в суд было подано 06.09.2024 (обработано 09.09.2024), а добровольное исполнение требований произведено налоговым органом лишь 17.09.2024, суд пришел к выводу об отнесении судебных расходов на налоговую инспекцию. Суд также отдельно отметил, что к данной категории дел неприменимо требование НК РФ о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Так как право арбитражного управляющего запрашивать у государственных органов информацию (сведения) о должнике предусмотрено Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", у суда нет правовых оснований распространять предусмотренные НК РФ особые правила на случаи, не связанные с применением законодательства о налогах и сборах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- информацию о результатах запросов в государственные органы и организации;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- информацию о результатах запросов в государственные органы и организации;
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"Статья 7.2. Межведомственный запрос о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в рамках межведомственного информационного взаимодействия
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"Статья 7.2. Межведомственный запрос о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в рамках межведомственного информационного взаимодействия
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Еще одним неоспоримым фактором, влияющим на результативность контроля, является качество проведения контрольных мероприятий, которое определяется совокупностью таких характеристик, как соответствие установленным требованиям, правилам и процедурам, обеспечивающим основные принципы, удовлетворяющим запросам пользователей результирующей информации в лице органов государственной власти и общества в целом.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Еще одним неоспоримым фактором, влияющим на результативность контроля, является качество проведения контрольных мероприятий, которое определяется совокупностью таких характеристик, как соответствие установленным требованиям, правилам и процедурам, обеспечивающим основные принципы, удовлетворяющим запросам пользователей результирующей информации в лице органов государственной власти и общества в целом.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних должностные лица органов опеки и попечительства вправе в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, а также могут использовать иные предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства (п. 3 ст. 12, ст. 26 Федерального закона N 120-ФЗ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних должностные лица органов опеки и попечительства вправе в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, а также могут использовать иные предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства (п. 3 ст. 12, ст. 26 Федерального закона N 120-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) запрашивать информацию у органов государственной власти, органов местного самоуправления, Банка России, внебюджетных фондов и иных организаций, в том числе с использованием СМЭВ в целях проверки информации, входящей в состав КИ в соответствии со ст. 4 комментируемого Закона, либо в целях информационного обеспечения пользователей КИ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) запрашивать информацию у органов государственной власти, органов местного самоуправления, Банка России, внебюджетных фондов и иных организаций, в том числе с использованием СМЭВ в целях проверки информации, входящей в состав КИ в соответствии со ст. 4 комментируемого Закона, либо в целях информационного обеспечения пользователей КИ.
Статья: Проверки достоверности и полноты сведений о доходах
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)Руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать его исполнение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и представить запрашиваемую информацию. Более того, государственные органы (включая федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и их территориальные органы) и организации, их должностные лица обязаны исполнить запрос в срок, указанный в нем. При этом срок исполнения запроса не должен превышать 30 дней со дня его поступления в соответствующий государственный орган или организацию. В исключительных случаях срок исполнения запроса может быть продлен до 60 дней с согласия должностного лица, направившего запрос.
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)Руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать его исполнение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и представить запрашиваемую информацию. Более того, государственные органы (включая федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и их территориальные органы) и организации, их должностные лица обязаны исполнить запрос в срок, указанный в нем. При этом срок исполнения запроса не должен превышать 30 дней со дня его поступления в соответствующий государственный орган или организацию. В исключительных случаях срок исполнения запроса может быть продлен до 60 дней с согласия должностного лица, направившего запрос.
Статья: Реестровая модель как новый этап развития документационного обеспечения государственных услуг в условиях цифровизации
(Кочнев Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Для заявителя ключевым преимуществом становится потенциальное ускорение процесса оказания услуги, благодаря чему получение результата услуги занимает меньше времени. Также повышается удобство при последующем взаимодействии с государственными и муниципальными органами, поскольку для гражданина отпадает необходимость получения и представления документов, подтверждающих какие-либо права. Всю необходимую информацию государственные органы будут самостоятельно запрашивать в соответствующих реестрах.
(Кочнев Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Для заявителя ключевым преимуществом становится потенциальное ускорение процесса оказания услуги, благодаря чему получение результата услуги занимает меньше времени. Также повышается удобство при последующем взаимодействии с государственными и муниципальными органами, поскольку для гражданина отпадает необходимость получения и представления документов, подтверждающих какие-либо права. Всю необходимую информацию государственные органы будут самостоятельно запрашивать в соответствующих реестрах.
Статья: Правовой институт запроса информации антимонопольным органом (ст. 25 Закона о защите конкуренции): проблемы и возможности совершенствования
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 4)Правовой институт обязательного для исполнения в силу ст. 25 Закона о защите конкуренции запроса антимонопольным органом информации у подконтрольных лиц, включая органы государственной власти (далее - институт запроса информации, институт запроса сведений), приобрел современный вид в 2011 - 2013 гг. как важный инструмент реализации полномочий антимонопольных органов, в том числе полномочий в сфере антимонопольного контроля и антимонопольного регулирования в Российской Федерации.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 4)Правовой институт обязательного для исполнения в силу ст. 25 Закона о защите конкуренции запроса антимонопольным органом информации у подконтрольных лиц, включая органы государственной власти (далее - институт запроса информации, институт запроса сведений), приобрел современный вид в 2011 - 2013 гг. как важный инструмент реализации полномочий антимонопольных органов, в том числе полномочий в сфере антимонопольного контроля и антимонопольного регулирования в Российской Федерации.
Статья: Недостатки и преимущества российской Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют
(Алексеенко А.П.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Концепция основывается на идее деанонимизации владельцев цифровых валют. Для достижения абсолютной прозрачности операций с криптовалютами указывается на необходимость применения сервиса "Прозрачный блокчейн" <5>, предназначенного для отслеживания операций пользователей. Предлагается осуществлять проверку всех транзакций с цифровой валютой (криптовалютой); проводить идентификацию участников операции обмена цифровой валюты на фиатные деньги; хранить и по запросу государственных органов предоставлять информацию о сделке, включая персональные данные сторон; контролировать происхождение и направление цифровой валюты.
(Алексеенко А.П.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Концепция основывается на идее деанонимизации владельцев цифровых валют. Для достижения абсолютной прозрачности операций с криптовалютами указывается на необходимость применения сервиса "Прозрачный блокчейн" <5>, предназначенного для отслеживания операций пользователей. Предлагается осуществлять проверку всех транзакций с цифровой валютой (криптовалютой); проводить идентификацию участников операции обмена цифровой валюты на фиатные деньги; хранить и по запросу государственных органов предоставлять информацию о сделке, включая персональные данные сторон; контролировать происхождение и направление цифровой валюты.
Статья: Проблемы либерализации законодательства об обращениях граждан
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Попытка сократить сроки предоставления информации по запросу иного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица с 15 до 10 дней (ст. 10 Закона N 59-ФЗ) и срок рассмотрения обращения с 30 до 20 дней (ст. 12 Закона N 59-ФЗ) была предпринята в феврале 2019 г. Законодательным Собранием Республики Карелия (законопроект N 657188-7), однако законопроект был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации <14> (далее - Государственная Дума ФС РФ). Правительство Российской Федерации (далее - Правительство РФ) в своем официальном отзыве от 14 мая 2019 г. N 4155п-П44 не поддержало представленный законопроект, отметив, что 30-дневный срок рассмотрения обращений граждан, закрепленный федеральным законодателем, обоснован необходимостью тщательного анализа поставленных в обращении вопросов и принятия мер реагирования на выявленные нарушения прав граждан <15>, а сокращение указанного срока не позволит всесторонне изучить вопросы, поставленные в обращении. Собственно, справедливым будет отметить, что еще до внесения Президентом Российской Федерации (далее - Президент РФ) законопроекта N 263597-4 в Государственную Думу ФС РФ (ставшего впоследствии Законом N 59-ФЗ) он предусматривал сокращенные сроки рассмотрения обращений - 15 дней, однако Правительство РФ рекомендовало изменить этот срок на 30 дней для наиболее полного рассмотрения обращения гражданина <16>.
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Попытка сократить сроки предоставления информации по запросу иного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица с 15 до 10 дней (ст. 10 Закона N 59-ФЗ) и срок рассмотрения обращения с 30 до 20 дней (ст. 12 Закона N 59-ФЗ) была предпринята в феврале 2019 г. Законодательным Собранием Республики Карелия (законопроект N 657188-7), однако законопроект был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации <14> (далее - Государственная Дума ФС РФ). Правительство Российской Федерации (далее - Правительство РФ) в своем официальном отзыве от 14 мая 2019 г. N 4155п-П44 не поддержало представленный законопроект, отметив, что 30-дневный срок рассмотрения обращений граждан, закрепленный федеральным законодателем, обоснован необходимостью тщательного анализа поставленных в обращении вопросов и принятия мер реагирования на выявленные нарушения прав граждан <15>, а сокращение указанного срока не позволит всесторонне изучить вопросы, поставленные в обращении. Собственно, справедливым будет отметить, что еще до внесения Президентом Российской Федерации (далее - Президент РФ) законопроекта N 263597-4 в Государственную Думу ФС РФ (ставшего впоследствии Законом N 59-ФЗ) он предусматривал сокращенные сроки рассмотрения обращений - 15 дней, однако Правительство РФ рекомендовало изменить этот срок на 30 дней для наиболее полного рассмотрения обращения гражданина <16>.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, налоговые органы вправе запрашивать у компетентных государственных органов информацию, соответствующую профилю возложенных на них задач, и использовать полученные сведения при принятии решений по результатам проверок и доказывании правомерности своей позиции в суде.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, налоговые органы вправе запрашивать у компетентных государственных органов информацию, соответствующую профилю возложенных на них задач, и использовать полученные сведения при принятии решений по результатам проверок и доказывании правомерности своей позиции в суде.
Интервью: Финансовый уполномоченный: есть время настроить систему
("Современные страховые технологии", 2023, N 2)Наибольшее беспокойство страховщиков вызывает отсутствие возможности осмотреть машину. Однако, согласно новому Закону, страховщик вправе запросить сведения, подтверждающие переданную информацию. Государственные органы обязаны предоставлять страховщикам в установленный срок запрошенную информацию, например записи с камер видеонаблюдения. Более того, в случае запроса продлевается срок выплаты: совокупно он может составить 40 дней вместо 20.
("Современные страховые технологии", 2023, N 2)Наибольшее беспокойство страховщиков вызывает отсутствие возможности осмотреть машину. Однако, согласно новому Закону, страховщик вправе запросить сведения, подтверждающие переданную информацию. Государственные органы обязаны предоставлять страховщикам в установленный срок запрошенную информацию, например записи с камер видеонаблюдения. Более того, в случае запроса продлевается срок выплаты: совокупно он может составить 40 дней вместо 20.