Запреты и ограничения прокурОрских работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Запреты и ограничения прокурОрских работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Действия прокурорского работника при коррупционных ситуациях
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)В последнее время много говорится об антикоррупционных требованиях, стандартах, под которыми понимается совокупность ограничений и запретов. Казалось бы, что тут непонятного - скажут молодые прокурорские работники. Главное, не брать взяток, все решать по закону, по совести. Так-то оно, конечно, так. Но жизнь нас постоянно проверяет, испытывает, создавая различные непредвиденные ситуации.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)В последнее время много говорится об антикоррупционных требованиях, стандартах, под которыми понимается совокупность ограничений и запретов. Казалось бы, что тут непонятного - скажут молодые прокурорские работники. Главное, не брать взяток, все решать по закону, по совести. Так-то оно, конечно, так. Но жизнь нас постоянно проверяет, испытывает, создавая различные непредвиденные ситуации.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Следует отметить, что законодательство об отдельных видах государственной службы различным образом подходит к концептуализации и легальной дефиниции запретов, связанных с прохождением государственной службы. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон N 2202-1) и Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" <9> используют модель, заложенную в Законе о государственной гражданской службе, и рассматривают нарушение запрета как самостоятельное основание увольнения. Вообще, нельзя не отметить, что п. "г" ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 2202-1, изложенный в редакции Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" <10>, вообще сформулирован крайне неудачно. Помимо несоблюдения запретов и ограничений, установленных для гражданских служащих, он позволяет по буквальному толкованию уволить прокурорского работника за неисполнение любых служебных обязанностей.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Следует отметить, что законодательство об отдельных видах государственной службы различным образом подходит к концептуализации и легальной дефиниции запретов, связанных с прохождением государственной службы. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон N 2202-1) и Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" <9> используют модель, заложенную в Законе о государственной гражданской службе, и рассматривают нарушение запрета как самостоятельное основание увольнения. Вообще, нельзя не отметить, что п. "г" ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 2202-1, изложенный в редакции Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" <10>, вообще сформулирован крайне неудачно. Помимо несоблюдения запретов и ограничений, установленных для гражданских служащих, он позволяет по буквальному толкованию уволить прокурорского работника за неисполнение любых служебных обязанностей.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. На прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") для государственных служащих.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. На прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") для государственных служащих.
Приказ Генпрокуратуры России от 27.11.2019 N 830
"Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации"обеспечение соблюдения прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими органов прокуратуры ограничений и запретов, исполнение ими обязанностей, установленных федеральными законами "О противодействии коррупции", "О прокуратуре Российской Федерации", "О государственной гражданской службе";
"Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации"обеспечение соблюдения прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими органов прокуратуры ограничений и запретов, исполнение ими обязанностей, установленных федеральными законами "О противодействии коррупции", "О прокуратуре Российской Федерации", "О государственной гражданской службе";
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Закон Азербайджанской Республики от 21.07.2000 N 926-IQ "О государственной службе" дифференцирует рассматриваемые ограничения, государственный служащий может заниматься только научной и творческой деятельностью, а с согласия руководителя государственного органа, в котором он проходит службу, педагогической и в целом - другой оплачиваемой деятельностью. При этом в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 28.10.1999 N 727-IQ "О полиции" сотрудник полиции может заниматься только научной, педагогической и творческой деятельностью (без получения согласия от руководителя государственного органа). Схожие ограничения устанавливает и Закон Азербайджанской Республики от 07.12.1999 N 767-IQ "О прокуратуре", отдельно оговаривающий запрет прокурорам, следователям и оперативникам прокуратуры заниматься политической деятельностью и состоять в политических партиях; в отсутствие нормативного закрепления понятия "политическая деятельность" такой подход видится потенциально сужающим объем политических прав и свобод соответствующих граждан без достаточных оснований.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Закон Азербайджанской Республики от 21.07.2000 N 926-IQ "О государственной службе" дифференцирует рассматриваемые ограничения, государственный служащий может заниматься только научной и творческой деятельностью, а с согласия руководителя государственного органа, в котором он проходит службу, педагогической и в целом - другой оплачиваемой деятельностью. При этом в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 28.10.1999 N 727-IQ "О полиции" сотрудник полиции может заниматься только научной, педагогической и творческой деятельностью (без получения согласия от руководителя государственного органа). Схожие ограничения устанавливает и Закон Азербайджанской Республики от 07.12.1999 N 767-IQ "О прокуратуре", отдельно оговаривающий запрет прокурорам, следователям и оперативникам прокуратуры заниматься политической деятельностью и состоять в политических партиях; в отсутствие нормативного закрепления понятия "политическая деятельность" такой подход видится потенциально сужающим объем политических прав и свобод соответствующих граждан без достаточных оснований.
Статья: О проблемах правового регулирования и реализации требования прокурора о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, предусмотренного ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(Ергашев Е.Р.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Между тем исходя из принципов законности, оперативности и единства прокурорского надзора реагировать на выявленное нарушение закона обязан прокурор любого звена прокурорской системы, непосредственно выявивший нарушение закона, как это делается в подавляющем большинстве случаев. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор проводит проверочные действия, как правило, с минимальными временными затратами, установленными законом. Оперативность выявления и устранения нарушений закона, а также результативность есть основополагающие требования, которым обязан следовать каждый прокурор. Отсутствие в законе четкого регулирования полномочий прокуроров по блокированию сайтов и ограничению запрещенной информации является недопустимым контринтуитивным бездействием.
(Ергашев Е.Р.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Между тем исходя из принципов законности, оперативности и единства прокурорского надзора реагировать на выявленное нарушение закона обязан прокурор любого звена прокурорской системы, непосредственно выявивший нарушение закона, как это делается в подавляющем большинстве случаев. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор проводит проверочные действия, как правило, с минимальными временными затратами, установленными законом. Оперативность выявления и устранения нарушений закона, а также результативность есть основополагающие требования, которым обязан следовать каждый прокурор. Отсутствие в законе четкого регулирования полномочий прокуроров по блокированию сайтов и ограничению запрещенной информации является недопустимым контринтуитивным бездействием.
Статья: Изменения законодательства в сфере противодействия коррупции
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Еще одним важным направлением можно считать внедрение государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон". Предположительно данная система позволит контролировать, соблюдались ли ограничения и запреты сотрудниками организаций. Взаимодействие с другими информационными системами, необходимыми для проверки информации, предусмотрено. Определены координатор и оператор внедряемой системы.
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Еще одним важным направлением можно считать внедрение государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон". Предположительно данная система позволит контролировать, соблюдались ли ограничения и запреты сотрудниками организаций. Взаимодействие с другими информационными системами, необходимыми для проверки информации, предусмотрено. Определены координатор и оператор внедряемой системы.
Статья: Об эффективности защиты несовершеннолетнего, преследуемого на стадии возбуждения уголовного дела
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Однако осуществление проверочных действий - это право должностных лиц, а не обязанность (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Поэтому следует согласиться с теми исследователями, которые утверждают, что должностные лица могут по своему усмотрению на основе конкретных обстоятельств определять пределы проверки, объем и методы ее производства, что нет необходимости использовать весь арсенал проверочных действий, их можно ограничить осмотром места происшествия <20>. С учетом изложенного такой ограничительный подход можно рекомендовать практическим работникам и в случае, когда проверка сообщения о преступлении проводится в отношении подростка.
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Однако осуществление проверочных действий - это право должностных лиц, а не обязанность (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Поэтому следует согласиться с теми исследователями, которые утверждают, что должностные лица могут по своему усмотрению на основе конкретных обстоятельств определять пределы проверки, объем и методы ее производства, что нет необходимости использовать весь арсенал проверочных действий, их можно ограничить осмотром места происшествия <20>. С учетом изложенного такой ограничительный подход можно рекомендовать практическим работникам и в случае, когда проверка сообщения о преступлении проводится в отношении подростка.
Вопрос: Может ли руководитель работать по совместительству одновременно еще в двух организациях тоже на должности руководителя (иметь три места работы)?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Отдельные ограничения на совместительство предусмотрены для лиц, проходящих государственную гражданскую службу (ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), а также для сотрудников силовых структур, правоохранительных органов, прокурорских работников, судей, иных категорий работников, особенности трудовой деятельности которых определяются специальными законами, также содержащими соответствующие ограничения и запреты, например ст. 27.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 1 ст. 40.2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Отдельные ограничения на совместительство предусмотрены для лиц, проходящих государственную гражданскую службу (ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), а также для сотрудников силовых структур, правоохранительных органов, прокурорских работников, судей, иных категорий работников, особенности трудовой деятельности которых определяются специальными законами, также содержащими соответствующие ограничения и запреты, например ст. 27.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 1 ст. 40.2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- соблюдающим ограничения и запреты на федеральной гражданской службе, а также требования к служебному поведению;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- соблюдающим ограничения и запреты на федеральной гражданской службе, а также требования к служебному поведению;
Вопрос: Какими полномочиями обладает прокуратура РФ в сфере противодействия коррупции?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что на прокурорских работников также распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции (ст. 40.2 Закона о прокуратуре). В связи с этим предметом прокурорского надзора является соблюдение Закона о противодействии коррупции не только иными государственными органами и должностными лицами, но и сотрудниками прокуратуры, которые за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подлежат дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (п. 1 ст. 41.8, ст. 41.9 Закона о прокуратуре).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что на прокурорских работников также распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции (ст. 40.2 Закона о прокуратуре). В связи с этим предметом прокурорского надзора является соблюдение Закона о противодействии коррупции не только иными государственными органами и должностными лицами, но и сотрудниками прокуратуры, которые за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подлежат дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (п. 1 ст. 41.8, ст. 41.9 Закона о прокуратуре).
Статья: Принципы государственной службы в органах прокуратуры России: проблемы определения и систематизации
(Нагорных Р.В., Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- обязательный профессиональный отбор при условии соблюдения равного доступа граждан к службе, создание возможностей для продвижения по службе с учетом исключительно профессиональных и деловых качеств сотрудников;
(Нагорных Р.В., Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- обязательный профессиональный отбор при условии соблюдения равного доступа граждан к службе, создание возможностей для продвижения по службе с учетом исключительно профессиональных и деловых качеств сотрудников;