Запреты и ограничения по 44-фз для единственного поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Запреты и ограничения по 44-фз для единственного поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг охраны
(КонсультантПлюс, 2025)"...ФГУП "Охрана"... (исполнитель) и [управлением - ред.]... (заказчик) подписан государственный контракт на охрану [как с единственным поставщиком на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)"...ФГУП "Охрана"... (исполнитель) и [управлением - ред.]... (заказчик) подписан государственный контракт на охрану [как с единственным поставщиком на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - ред.]...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с неопределенным объемом.
(Письмо Минфина России от 14.10.2025 N 24-06-06/99307)Согласно части 25 статьи 22 Закона N 44-ФЗ для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона N 44-ФЗ запрет, ограничение или преимущество, Постановлением N 1875 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальной цены единицы работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (далее - особенности определения цен).
(Письмо Минфина России от 14.10.2025 N 24-06-06/99307)Согласно части 25 статьи 22 Закона N 44-ФЗ для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона N 44-ФЗ запрет, ограничение или преимущество, Постановлением N 1875 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальной цены единицы работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (далее - особенности определения цен).
Вопрос: Об определении цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в рамках мер по предоставлению национального режима при закупках.
(Письмо Минфина России от 01.08.2025 N 24-06-09/74774)Согласно части 25 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона N 44-ФЗ запрет, ограничение или преимущество, Постановлением N 1875 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальной цены единицы работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (далее - особенности определения цен).
(Письмо Минфина России от 01.08.2025 N 24-06-09/74774)Согласно части 25 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона N 44-ФЗ запрет, ограничение или преимущество, Постановлением N 1875 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальной цены единицы работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (далее - особенности определения цен).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)25. Для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона запрет, ограничение или преимущество, Правительство Российской Федерации устанавливает особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальной цены единицы работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)25. Для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона запрет, ограничение или преимущество, Правительство Российской Федерации устанавливает особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальной цены единицы работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.
Информационное письмо Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275
"О направлении информации по вопросу заключения нескольких контрактов, предусматривающих закупку одноименных товаров, работ, услуг, цена каждого из которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"Положениями Закона N 44-ФЗ ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не установлены.
"О направлении информации по вопросу заключения нескольких контрактов, предусматривающих закупку одноименных товаров, работ, услуг, цена каждого из которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"Положениями Закона N 44-ФЗ ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не установлены.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке компьютеров и компьютерной техники по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При определении НМЦК (цены контракта с единственным поставщиком) для закупки компьютерной техники используйте методы определения цены по общим правилам, установленным в ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)При определении НМЦК (цены контракта с единственным поставщиком) для закупки компьютерной техники используйте методы определения цены по общим правилам, установленным в ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: О вопросах, связанных с предоставлением национального режима при осуществлении закупок.
(Письмо Минфина России от 17.03.2025 N 24-06-06/25869)В отношении описания товара, производство которого отсутствует на территории Российской Федерации, позиция Департамента изложена в пункте 10.2 Письма. Кроме того, в пунктах 4.1 и 4.2 Письма содержится позиция о применении запрета, ограничения, преимущества, установленных Постановлением N 1875, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Письмо Минфина России от 17.03.2025 N 24-06-06/25869)В отношении описания товара, производство которого отсутствует на территории Российской Федерации, позиция Департамента изложена в пункте 10.2 Письма. Кроме того, в пунктах 4.1 и 4.2 Письма содержится позиция о применении запрета, ограничения, преимущества, установленных Постановлением N 1875, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вопрос: Об определении и обосновании НМЦК в рамках мер по предоставлению национального режима при закупках.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 24-06-09/23056)Согласно части 25 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона N 44-ФЗ запрет, ограничение или преимущество, Постановлением N 1875 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальной цены единицы работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (далее - особенности определения цен).
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 24-06-09/23056)Согласно части 25 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона N 44-ФЗ запрет, ограничение или преимущество, Постановлением N 1875 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальной цены единицы работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (далее - особенности определения цен).
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Неоднократное приобретение одноименных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика в пределах ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ, не запрещено.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Неоднократное приобретение одноименных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика в пределах ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ, не запрещено.
Готовое решение: Как заключить контракт на аренду по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Продлить срок аренды можно, если контракт заключен с единственным поставщиком на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В данном случае допускается изменение любых, в том числе существенных, условий контракта (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Однако важно учитывать общие ограничения (ч. 2 ст. 72 БК РФ). Оформите продление срока аренды в общем порядке, предусмотренном для внесения изменений в контракт.
(КонсультантПлюс, 2025)Продлить срок аренды можно, если контракт заключен с единственным поставщиком на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В данном случае допускается изменение любых, в том числе существенных, условий контракта (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Однако важно учитывать общие ограничения (ч. 2 ст. 72 БК РФ). Оформите продление срока аренды в общем порядке, предусмотренном для внесения изменений в контракт.
Статья: Обзор изменений в Постановлении Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875, вступивших в силу с 19 июня 2025 г.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)При этом в силу абз. 3 подп. "г" п. 7 ПП РФ N 1875 особенности определения НМЦК, ЦКЕП, НЦЕ не применяются, если при осуществлении закупки заказчиком в случаях, предусмотренных п. 5 и 6 ПП РФ N 1875, не применяются соответствующие запреты и ограничение. Но при осуществлении закупки у единственного поставщика ограничение не применяется "в силу своих конструктивных особенностей", а не в связи с наступлением какого-либо из случаев, указанных в п. 6 ПП РФ N 1875!
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)При этом в силу абз. 3 подп. "г" п. 7 ПП РФ N 1875 особенности определения НМЦК, ЦКЕП, НЦЕ не применяются, если при осуществлении закупки заказчиком в случаях, предусмотренных п. 5 и 6 ПП РФ N 1875, не применяются соответствующие запреты и ограничение. Но при осуществлении закупки у единственного поставщика ограничение не применяется "в силу своих конструктивных особенностей", а не в связи с наступлением какого-либо из случаев, указанных в п. 6 ПП РФ N 1875!
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Тема дробления конкурентной закупки на несколько "малых" (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ (далее - Закон)) продолжает оставаться актуальной, несмотря на то что Законом ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона не установлены. Соответствующий запрет был предусмотрен утратившим силу с 2014 г. Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Аналогичный запрет в Законе 44-ФЗ не установлен, Законом в отношении случаев закупок по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона и содержащих максимальный размер цены заключаемого контракта установлены определенные ограничения: помимо максимальной цены контракта (600 тыс. руб.) по общему правилу также определены максимальная стоимостная доля таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, их максимальный стоимостный объем в абсолютном выражении.
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Тема дробления конкурентной закупки на несколько "малых" (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ (далее - Закон)) продолжает оставаться актуальной, несмотря на то что Законом ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона не установлены. Соответствующий запрет был предусмотрен утратившим силу с 2014 г. Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Аналогичный запрет в Законе 44-ФЗ не установлен, Законом в отношении случаев закупок по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона и содержащих максимальный размер цены заключаемого контракта установлены определенные ограничения: помимо максимальной цены контракта (600 тыс. руб.) по общему правилу также определены максимальная стоимостная доля таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, их максимальный стоимостный объем в абсолютном выражении.
Статья: Комментарий к новеллам о минимальной доле закупок товаров российского происхождения
(Трефилова Т.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)Отметим также, что заказчики не могут выполнить квоты по закупкам российских товаров посредством осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках ст. 93 Закона N 44-ФЗ, за исключением закупки в соответствии с ч. 12 указанной статьи (закупка через "электронный магазин" с 1 апреля 2021 г.). В извещении о такой закупке в т.ч. указывается информация по п. 10 ст. 42 Закона N 44-ФЗ об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
(Трефилова Т.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)Отметим также, что заказчики не могут выполнить квоты по закупкам российских товаров посредством осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках ст. 93 Закона N 44-ФЗ, за исключением закупки в соответствии с ч. 12 указанной статьи (закупка через "электронный магазин" с 1 апреля 2021 г.). В извещении о такой закупке в т.ч. указывается информация по п. 10 ст. 42 Закона N 44-ФЗ об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Проблемы предупреждения за нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)С 1 января 2024 г. заказчик должен включать в извещение о конкурентных закупках, а также о закупке у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Данная норма была введена Федеральным законом от 05.12.2022 N 500-ФЗ <1> в п. 24 ч. 1 ст. 42 и подп. "б" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ соответственно.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)С 1 января 2024 г. заказчик должен включать в извещение о конкурентных закупках, а также о закупке у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Данная норма была введена Федеральным законом от 05.12.2022 N 500-ФЗ <1> в п. 24 ч. 1 ст. 42 и подп. "б" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ соответственно.
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно указанному Регламенту при осуществлении ведомственного контроля Минкультуры проверяет соблюдение подведомственными организациями Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе:
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно указанному Регламенту при осуществлении ведомственного контроля Минкультуры проверяет соблюдение подведомственными организациями Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе: