Запреты, связанные с муниципальной службой
Подборка наиболее важных документов по запросу Запреты, связанные с муниципальной службой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная служба: обязанности, ограничения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Ограничения для муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)2. Ограничения для муниципального служащего
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проведение служебной проверки на муниципальной службе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом, как правило, служебная проверка проводится для выяснения обстоятельств, связанных с неисполнением (ненадлежащим исполнением) муниципальным служащим своих должностных обязанностей (ст. 12 Закона о муниципальной службе), несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой (ст. ст. 13, 14 Закона о муниципальной службе), наличием признаков конфликта интересов (ст. 14.1 Закона о муниципальной службе) или нарушением требований к служебному поведению (ст. 14.2 Закона о муниципальной службе).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом, как правило, служебная проверка проводится для выяснения обстоятельств, связанных с неисполнением (ненадлежащим исполнением) муниципальным служащим своих должностных обязанностей (ст. 12 Закона о муниципальной службе), несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой (ст. ст. 13, 14 Закона о муниципальной службе), наличием признаков конфликта интересов (ст. 14.1 Закона о муниципальной службе) или нарушением требований к служебному поведению (ст. 14.2 Закона о муниципальной службе).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой
Федеральный закон от 30.04.2021 N 116-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.
Статья: Передача подарков государственным (муниципальным) служащим
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Рассмотренная норма также нашла свое закрепление в Федеральных законах от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в статьях, посвященных запретам, связанным со службой. Как государственному гражданскому, так и муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных ГК РФ. Служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Рассмотренная норма также нашла свое закрепление в Федеральных законах от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в статьях, посвященных запретам, связанным со службой. Как государственному гражданскому, так и муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных ГК РФ. Служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Особое положение муниципальной службы и ее правового регулирования в своих решениях подчеркивал Конституционный Суд РФ, отмечая, что "специфика муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус служащих, который обусловлен содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми к квалификационным требованиям, а также ограничениями, связанными с прохождением муниципальной службы" <4>. В контексте формирования законодательных основ единой системы публичной власти, а также тематики настоящей статьи уместно вспомнить и еще одну позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П: "Правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти" <5>. Несмотря на то что представленная позиция была посвящена вопросам избирательного законодательства, полагаем, что она в равной степени может быть отнесена и к вопросам ограничений и запретов на муниципальной службе, связанных с профилактикой коррупционных правонарушений.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Особое положение муниципальной службы и ее правового регулирования в своих решениях подчеркивал Конституционный Суд РФ, отмечая, что "специфика муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус служащих, который обусловлен содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми к квалификационным требованиям, а также ограничениями, связанными с прохождением муниципальной службы" <4>. В контексте формирования законодательных основ единой системы публичной власти, а также тематики настоящей статьи уместно вспомнить и еще одну позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П: "Правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти" <5>. Несмотря на то что представленная позиция была посвящена вопросам избирательного законодательства, полагаем, что она в равной степени может быть отнесена и к вопросам ограничений и запретов на муниципальной службе, связанных с профилактикой коррупционных правонарушений.
Статья: Использование частноправовых конструкций при оценке пределов осуществления трудовых прав работниками
(Михайленко Ю.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 10)В ряде решений по трудовым спорам термин "злоупотребление" используется скорее в обыденном, чем в юридическом значении. Так, в Обзоре практики по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков <15>, Верховный Суд РФ указал на злоупотребление правомочиями работодателя, который, обнаружив совместную службу родственников, увольняет работника, принятого первым. Однако только при приеме второго служащего нарушается запрет, установленный ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <16>, поэтому при увольнении в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, у работодателя нет права выбора увольняемого работника, следовательно, отсутствует и возможность злоупотребить им. В другом Обзоре, посвященном увольнению по инициативе работодателя <17>, как злоупотребление правом на привлечение к дисциплинарной ответственности расценены нарушения, допущенные работодателем в процедуре наложения дисциплинарных взысканий (п. 6), а также привлечение работника к ответственности в отсутствие дисциплинарного проступка (п. 14). В обоих случаях работодатель не имел соответствующего права (в том числе ввиду нарушения требований к порядку его осуществления).
(Михайленко Ю.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 10)В ряде решений по трудовым спорам термин "злоупотребление" используется скорее в обыденном, чем в юридическом значении. Так, в Обзоре практики по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков <15>, Верховный Суд РФ указал на злоупотребление правомочиями работодателя, который, обнаружив совместную службу родственников, увольняет работника, принятого первым. Однако только при приеме второго служащего нарушается запрет, установленный ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <16>, поэтому при увольнении в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, у работодателя нет права выбора увольняемого работника, следовательно, отсутствует и возможность злоупотребить им. В другом Обзоре, посвященном увольнению по инициативе работодателя <17>, как злоупотребление правом на привлечение к дисциплинарной ответственности расценены нарушения, допущенные работодателем в процедуре наложения дисциплинарных взысканий (п. 6), а также привлечение работника к ответственности в отсутствие дисциплинарного проступка (п. 14). В обоих случаях работодатель не имел соответствующего права (в том числе ввиду нарушения требований к порядку его осуществления).
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)От Закона о муниципальной службе можно было бы ожидать более взвешенного подхода в решении данного вопроса, учитывая, что он в полной мере распространяет в отношении муниципального служащего действие Трудового кодекса РФ. Однако те дополнительные основания прекращения трудового договора, которые он закрепляет в ст. 19, прямо отнесены к увольнениям по инициативе работодателя. Согласно данной норме к ним относится: достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 этого Закона; применение административного наказания в виде дисквалификации; приобретение муниципальным служащим статуса иностранного агента.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)От Закона о муниципальной службе можно было бы ожидать более взвешенного подхода в решении данного вопроса, учитывая, что он в полной мере распространяет в отношении муниципального служащего действие Трудового кодекса РФ. Однако те дополнительные основания прекращения трудового договора, которые он закрепляет в ст. 19, прямо отнесены к увольнениям по инициативе работодателя. Согласно данной норме к ним относится: достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 этого Закона; применение административного наказания в виде дисквалификации; приобретение муниципальным служащим статуса иностранного агента.
Последние изменения: Прием на муниципальную службу
(КонсультантПлюс, 2025)закреплены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой (п. п. 4 - 7, 10 Положения, утвержденного Указом);
(КонсультантПлюс, 2025)закреплены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой (п. п. 4 - 7, 10 Положения, утвержденного Указом);