Запрет строительства на земельном участке
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет строительства на земельном участке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с куплей-продажей и дарением земельных участков: Покупатель хочет расторгнуть договор купли-продажи земельного участка из-за несоответствия участка договору и взыскать уплаченную сумму
(КонсультантПлюс, 2025)существенное несоответствие земельного участка условиям договора, например ограничение или запрет строительства на земельном участке из-за наличия на нем охранной зоны ЛЭП, газораспределительных сетей или других ограничений (кадастровым паспортом, выписками из ЕГРН и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)существенное несоответствие земельного участка условиям договора, например ограничение или запрет строительства на земельном участке из-за наличия на нем охранной зоны ЛЭП, газораспределительных сетей или других ограничений (кадастровым паспортом, выписками из ЕГРН и т.п.)
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование определений суда 1-й инстанции, принимаемых при рассмотрении дела до принятия решения по существу, а также постановлений суда апелляционной (кассационной) инстанции, которыми прекращается производство по делу: Заявитель хочет отменить определение об отказе в принятии обеспечительных мер
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2022 N Ф05-11086/2020 по делу N А40-145437/2019 (обеспечительные меры - запрет осуществлять строительные работы на земельном участке)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2022 N Ф05-11086/2020 по делу N А40-145437/2019 (обеспечительные меры - запрет осуществлять строительные работы на земельном участке)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы землепользования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Ситуация N 3. Запрет на строительство
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Ситуация N 3. Запрет на строительство
Статья: Плата за выбор использования земли или скрытый "налог" на строительство
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Введение законодателем платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с точки зрения гражданского права можно было бы теоретически квалифицировать как ограничение права собственности, действуя по аналогии, скажем, с тем же запретом строительства на земельных участках, оплаченных в процессе их приватизации по неполной кадастровой стоимости <25>. Ведь, не внеся такую плату, по всей видимости, собственник не вправе выполнить застройку земельного участка в соответствии с измененным видом разрешенного использования земельного участка.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Введение законодателем платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с точки зрения гражданского права можно было бы теоретически квалифицировать как ограничение права собственности, действуя по аналогии, скажем, с тем же запретом строительства на земельных участках, оплаченных в процессе их приватизации по неполной кадастровой стоимости <25>. Ведь, не внеся такую плату, по всей видимости, собственник не вправе выполнить застройку земельного участка в соответствии с измененным видом разрешенного использования земельного участка.
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)3.2. Определение перечня ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, осуществляется с учетом возможности применения при строительстве, реконструкции, эксплуатации таких видов объектов мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, проведенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)3.2. Определение перечня ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, осуществляется с учетом возможности применения при строительстве, реконструкции, эксплуатации таких видов объектов мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, проведенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"3. В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением указанными в пункте 1 настоящей статьи лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"3. В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением указанными в пункте 1 настоящей статьи лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Статья: Экологические суды: некоторые вопросы истории и практики
(Бражник И.С.)
("Российский судья", 2021, N 9)Экологические суды могут также функционировать в рамках судов общей юрисдикции или административных судов в качестве подразделения, рассматривающего экологические споры. Подобная система действует в Нидерландах, Дании, Финляндии, Швеции и других странах <9>. Наиболее классическим примером такого способа формирования суда является отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт (США), к которому прикреплены два судьи, имеющие специализацию по рассмотрению экологических споров. Если судьей признается необходимой явка сторон в судебное заседание, слушание дела проводится в том месте, где было начато. Фактически указанное подразделение суда рассматривает примерно 100 дел в год <10>, связанных с обращениями муниципальных комиссий и Агентства природных ресурсов и управления природными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, связанных с обжалованием решений органов муниципальной власти о запрете использования земельного участка не по назначению, об отмене предоставленного разрешения на выбросы, о сбросе загрязняющих веществ в водные и земельные объекты, атмосферный воздух, о приостановлении деятельности, которая может представлять угрозу причинения вреда окружающей среде, о непредоставлении разрешения на пользование земельным участком, запрете строительства на земельном участке, перемещения системы водоотвода, запрете проведения перестройки частного дома, о непредоставлении разрешения на разделение земельного участка и др. То есть отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт не только рассматривает любые жалобы на решения, действия, бездействие местных властей в сфере экологии, но и по большей части выполняет административные функции в сфере регулирования природоохранных, земельных и градостроительных отношений.
(Бражник И.С.)
("Российский судья", 2021, N 9)Экологические суды могут также функционировать в рамках судов общей юрисдикции или административных судов в качестве подразделения, рассматривающего экологические споры. Подобная система действует в Нидерландах, Дании, Финляндии, Швеции и других странах <9>. Наиболее классическим примером такого способа формирования суда является отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт (США), к которому прикреплены два судьи, имеющие специализацию по рассмотрению экологических споров. Если судьей признается необходимой явка сторон в судебное заседание, слушание дела проводится в том месте, где было начато. Фактически указанное подразделение суда рассматривает примерно 100 дел в год <10>, связанных с обращениями муниципальных комиссий и Агентства природных ресурсов и управления природными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, связанных с обжалованием решений органов муниципальной власти о запрете использования земельного участка не по назначению, об отмене предоставленного разрешения на выбросы, о сбросе загрязняющих веществ в водные и земельные объекты, атмосферный воздух, о приостановлении деятельности, которая может представлять угрозу причинения вреда окружающей среде, о непредоставлении разрешения на пользование земельным участком, запрете строительства на земельном участке, перемещения системы водоотвода, запрете проведения перестройки частного дома, о непредоставлении разрешения на разделение земельного участка и др. То есть отделение по охране окружающей природной среды Верховного суда штата Вермонт не только рассматривает любые жалобы на решения, действия, бездействие местных властей в сфере экологии, но и по большей части выполняет административные функции в сфере регулирования природоохранных, земельных и градостроительных отношений.
Статья: Земля как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Гражданка Л.В. Осипова обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой, в которой оспаривает конституционность ряда положений Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", закрепляющих запрет строительства на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения. Конституционный Суд РФ, отказав в принятии жалобы к своему рассмотрению, определил, что "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, порядок же пользования землей определяется на основе федерального закона. Установление такого порядка составляет дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки. Такой порядок, закрепленный в законодательстве, в данном случае не препятствует реализации гражданами Российской Федерации на равных условиях конституционного права собственности" <14>.
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Гражданка Л.В. Осипова обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой, в которой оспаривает конституционность ряда положений Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", закрепляющих запрет строительства на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения. Конституционный Суд РФ, отказав в принятии жалобы к своему рассмотрению, определил, что "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, порядок же пользования землей определяется на основе федерального закона. Установление такого порядка составляет дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки. Такой порядок, закрепленный в законодательстве, в данном случае не препятствует реализации гражданами Российской Федерации на равных условиях конституционного права собственности" <14>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует также помнить, что п. 3 ст. 2 Закона <1> о введении в действие Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность в городах с населением свыше 3 (трех) миллионов человек устанавливать при приватизации земельных участков запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке, который может быть снят за плату в пределах до 80% от кадастровой стоимости участка. Порядок установления и снятия запрета на строительство устанавливается законами субъектов РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует также помнить, что п. 3 ст. 2 Закона <1> о введении в действие Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность в городах с населением свыше 3 (трех) миллионов человек устанавливать при приватизации земельных участков запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке, который может быть снят за плату в пределах до 80% от кадастровой стоимости участка. Порядок установления и снятия запрета на строительство устанавливается законами субъектов РФ.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)21.1. Действующее законодательство (ст. 105 ЗК) предусматривает 28 видов зон с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ). Каждая из этих зон имеет особый правовой режим <1>, который может включать ограничения, полный либо частичный запрет строительства. Эти ограничения включаются в правовой режим земельного участка, находящегося в соответствующей зоне и их нарушение может быть основанием для признания объекта СП.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)21.1. Действующее законодательство (ст. 105 ЗК) предусматривает 28 видов зон с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ). Каждая из этих зон имеет особый правовой режим <1>, который может включать ограничения, полный либо частичный запрет строительства. Эти ограничения включаются в правовой режим земельного участка, находящегося в соответствующей зоне и их нарушение может быть основанием для признания объекта СП.
Ситуация: Допускается ли строительство на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом полевой земельный участок можно использовать только для производства сельскохозяйственной продукции. Возведение зданий и строений, в том числе объектов некапитального строительства, на таком земельном участке запрещено (п. 3 ст. 4 Закона N 112-ФЗ; Письмо Росреестра от 13.02.2025 N 16-00248/25).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом полевой земельный участок можно использовать только для производства сельскохозяйственной продукции. Возведение зданий и строений, в том числе объектов некапитального строительства, на таком земельном участке запрещено (п. 3 ст. 4 Закона N 112-ФЗ; Письмо Росреестра от 13.02.2025 N 16-00248/25).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Спорной является позиция о признании земель общего пользования отдельной категорией земель. В сфере общего пользования представлены различные виды объектов земельных отношений. Что касается земельных участков общего пользования и их частей, то они необходимы для реализации норм о целевом назначении всех без исключения категорий земель, поскольку землепользование осуществляется гражданами, и для этого требуется организация пешеходного и автомобильного передвижения, мест отдыха, досуга и иных видов общего пользования. В связи с этим мне представляется, что предусмотренный ст. 95 ЗК РФ запрет на строительство автомобильных дорог на землях особо охраняемых природных территорий распространяется на магистральные дороги и не касается различного рода внутрихозяйственных дорог, проездов, тротуаров и иных объектов общего пользования, которые непосредственно связаны с реализацией норм о целевом назначении указанной категории земель.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Спорной является позиция о признании земель общего пользования отдельной категорией земель. В сфере общего пользования представлены различные виды объектов земельных отношений. Что касается земельных участков общего пользования и их частей, то они необходимы для реализации норм о целевом назначении всех без исключения категорий земель, поскольку землепользование осуществляется гражданами, и для этого требуется организация пешеходного и автомобильного передвижения, мест отдыха, досуга и иных видов общего пользования. В связи с этим мне представляется, что предусмотренный ст. 95 ЗК РФ запрет на строительство автомобильных дорог на землях особо охраняемых природных территорий распространяется на магистральные дороги и не касается различного рода внутрихозяйственных дорог, проездов, тротуаров и иных объектов общего пользования, которые непосредственно связаны с реализацией норм о целевом назначении указанной категории земель.