Запрет публичных мероприятий в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет публичных мероприятий в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.07.2023 N 88а-20733/2023 (УИД 48OS0000-01-2022-000107-57)
Об оставлении без изменения решения Липецкого областного суда от 28.10.2022 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16.02.2023, которыми отказано в признании недействующим решения Совета депутатов сельского поселения "Стебаевский сельсовет" Липецкого муниципального района Липецкой области от 06.10.2021 N 54 "Об утверждении Положения о порядке проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в сфере градостроительных отношений на территории сельского поселения "Стебаевский сельсовет" Липецкого муниципального района Липецкой области".Вопреки доводам жалобы, проведение сессии Совета депутатов 6 октября 2021 года в нарушение положений постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года N 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области", которым, в том числе, введен запрет до 31 октября 2021 года на проведение зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, о незаконности оспариваемого решения не свидетельствуют.
Об оставлении без изменения решения Липецкого областного суда от 28.10.2022 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16.02.2023, которыми отказано в признании недействующим решения Совета депутатов сельского поселения "Стебаевский сельсовет" Липецкого муниципального района Липецкой области от 06.10.2021 N 54 "Об утверждении Положения о порядке проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в сфере градостроительных отношений на территории сельского поселения "Стебаевский сельсовет" Липецкого муниципального района Липецкой области".Вопреки доводам жалобы, проведение сессии Совета депутатов 6 октября 2021 года в нарушение положений постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года N 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области", которым, в том числе, введен запрет до 31 октября 2021 года на проведение зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, о незаконности оспариваемого решения не свидетельствуют.
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.06.2023 по делу N 66а-1554/2023 (УИД 48OS0000-01-2022-000190-02)
Об оставлении без изменения решения Липецкого областного суда от 02.03.2023, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим со дня принятия решения Совета депутатов сельского поселения "Стебаевский сельсовет" Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 10.02.2022 N 74 "О Регламенте Совета депутатов сельского поселения "Стебаевский сельсовет" Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации".Обстоятельство рассмотрения дела в общем порядке административного судопроизводства, а не в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем ходатайствовал представитель административного истца, а также обстоятельство проведения тридцать третьей сессии Совета депутатов 10 февраля 2022 года в период ограничений, установленных постановлением администрации Липецкой области N 159 от 26 марта 2020 года "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области", которым, в том числе, введен запрет до 6 мая 2022 года на проведение зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения.
Об оставлении без изменения решения Липецкого областного суда от 02.03.2023, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим со дня принятия решения Совета депутатов сельского поселения "Стебаевский сельсовет" Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 10.02.2022 N 74 "О Регламенте Совета депутатов сельского поселения "Стебаевский сельсовет" Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации".Обстоятельство рассмотрения дела в общем порядке административного судопроизводства, а не в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем ходатайствовал представитель административного истца, а также обстоятельство проведения тридцать третьей сессии Совета депутатов 10 февраля 2022 года в период ограничений, установленных постановлением администрации Липецкой области N 159 от 26 марта 2020 года "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области", которым, в том числе, введен запрет до 6 мая 2022 года на проведение зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Практика показала, что КС РФ в некоторых случаях использует усеченную версию теста на пропорциональность, выявляя правомерные цели, стоящие за ограничением, но не оценивая отдельно - по крайней мере, в текстуально выраженной форме - соразмерность (справедливость) этого ограничения. Так, в ряде определений Суд справедливо отметил, что установленный субъектами РФ запрет на проведение публичных мероприятий в период распространения COVID-19 преследует конституционные цели защиты жизни и здоровья граждан <69>. Однако в этих делах Суд не стал оценивать соразмерность такого запрета, который (а) распространяется как на коллективные, так и на одиночные публичные мероприятия, (б) касается мероприятий, проводимых как в помещении, так и на открытом воздухе, (в) не учитывает обеспечения организатором участников средствами индивидуальной защиты, (г) не делает исключений для мероприятий, носящих спонтанный характер. Учет этих и (или) иных факторов региональными законодателями снял бы всякие претензии к соразмерности указанного запрета.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Практика показала, что КС РФ в некоторых случаях использует усеченную версию теста на пропорциональность, выявляя правомерные цели, стоящие за ограничением, но не оценивая отдельно - по крайней мере, в текстуально выраженной форме - соразмерность (справедливость) этого ограничения. Так, в ряде определений Суд справедливо отметил, что установленный субъектами РФ запрет на проведение публичных мероприятий в период распространения COVID-19 преследует конституционные цели защиты жизни и здоровья граждан <69>. Однако в этих делах Суд не стал оценивать соразмерность такого запрета, который (а) распространяется как на коллективные, так и на одиночные публичные мероприятия, (б) касается мероприятий, проводимых как в помещении, так и на открытом воздухе, (в) не учитывает обеспечения организатором участников средствами индивидуальной защиты, (г) не делает исключений для мероприятий, носящих спонтанный характер. Учет этих и (или) иных факторов региональными законодателями снял бы всякие претензии к соразмерности указанного запрета.
Ситуация: В каком порядке граждане вправе проводить митинги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией в г. Москве временно запрещено проведение, в частности, публичных мероприятий. За нарушение данного запрета установлена ответственность (п. 2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ; п. 2.6 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ; ст. 20.6.1 КоАП РФ; ч. 2, 3 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией в г. Москве временно запрещено проведение, в частности, публичных мероприятий. За нарушение данного запрета установлена ответственность (п. 2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ; п. 2.6 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ; ст. 20.6.1 КоАП РФ; ч. 2, 3 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Ограничения в Подмосковье в связи с коронавирусом (COVID-19)
(КонсультантПлюс, 2025)Ограничения в Подмосковье в связи с коронавирусом (COVID-19)
"Действующие ограничения по въезду в иностранные государства"
(утв. Ростуризмом)Внутренние рейсы остаются в рабочем состоянии, но возможности ограничены. Общественные собрания были запрещены, и все учебные заведения остаются закрытыми. Большинство отелей на острове Занзибар были закрыты. Рынки открыты только с рассвета до 18.00 до особого распоряжения. Все публичные мероприятия, включая свадьбы, семейные торжества и семинары, запрещены до дальнейшего уведомления. Все рестораны, бары и развлекательные центры закрыты. До особого распоряжения. Персонал по перевозке товаров и услуг, чьи транспортные средства должны иметь не более трех пассажиров, должен заявить о своем конечном пункте назначения, и ему разрешается останавливаться только в определенных государственных местах до дальнейшего уведомления.
(утв. Ростуризмом)Внутренние рейсы остаются в рабочем состоянии, но возможности ограничены. Общественные собрания были запрещены, и все учебные заведения остаются закрытыми. Большинство отелей на острове Занзибар были закрыты. Рынки открыты только с рассвета до 18.00 до особого распоряжения. Все публичные мероприятия, включая свадьбы, семейные торжества и семинары, запрещены до дальнейшего уведомления. Все рестораны, бары и развлекательные центры закрыты. До особого распоряжения. Персонал по перевозке товаров и услуг, чьи транспортные средства должны иметь не более трех пассажиров, должен заявить о своем конечном пункте назначения, и ему разрешается останавливаться только в определенных государственных местах до дальнейшего уведомления.
Статья: Конституционное право на неприкосновенность частной жизни в условиях развития геномной медицины
(Романовский Г.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Технологический прогресс заметно упростил возможности покопаться в личной жизни каждого. Достаточно представить число видеокамер на улицах города, в офисах, подъездах домов, чтобы убедиться в фиксации практически каждого нашего шага. Но и здесь человек волен использовать элементы самозащиты, где самый примитивный способ - сокрытие лица под плотной балаклавой. Государство выстраивает собственную политику, определяя, в каких случаях такое сокрытие будет носить противоправный характер. Примером может служить ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которой участники публичных мероприятий не вправе "скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности". Конституционность такого запрета подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 1428-О. В иных случаях нахождение в публичном месте может сопровождаться действиями, затрудняющими идентификацию лица.
(Романовский Г.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Технологический прогресс заметно упростил возможности покопаться в личной жизни каждого. Достаточно представить число видеокамер на улицах города, в офисах, подъездах домов, чтобы убедиться в фиксации практически каждого нашего шага. Но и здесь человек волен использовать элементы самозащиты, где самый примитивный способ - сокрытие лица под плотной балаклавой. Государство выстраивает собственную политику, определяя, в каких случаях такое сокрытие будет носить противоправный характер. Примером может служить ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которой участники публичных мероприятий не вправе "скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности". Конституционность такого запрета подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 1428-О. В иных случаях нахождение в публичном месте может сопровождаться действиями, затрудняющими идентификацию лица.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 236 УК РФ привлекаются лица, создавшие угрозу распространения коронавирусной инфекции путем призыва в социальных сетях к несанкционированным митингам во время режима повышенной готовности, когда запрещены массовые публичные мероприятия, а гражданам предписывается соблюдать масочный режим и режим дистанцирования (Постановления Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2022 по делу N 77-2260/2022, от 29.06.2022 N 77-2127/2022, от 26.05.2022 N 77-1643/2022).
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 236 УК РФ привлекаются лица, создавшие угрозу распространения коронавирусной инфекции путем призыва в социальных сетях к несанкционированным митингам во время режима повышенной готовности, когда запрещены массовые публичные мероприятия, а гражданам предписывается соблюдать масочный режим и режим дистанцирования (Постановления Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2022 по делу N 77-2260/2022, от 29.06.2022 N 77-2127/2022, от 26.05.2022 N 77-1643/2022).
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Правовое регулирование прав и обязанностей коммерческих корпораций периодически пересматривается с учетом правоприменения. Так, в 2020 г. возникла потребность во внесении изменений в законодательство в связи с пандемией. Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" региональным властям было поручено исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории обеспечить комплекс ограничительных мероприятий, включая приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. На территориях отдельных субъектов Российской Федерации было временно запрещено проведение публичных и массовых мероприятий, гражданам было предписано не покидать места проживания, за исключением крайней необходимости.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Правовое регулирование прав и обязанностей коммерческих корпораций периодически пересматривается с учетом правоприменения. Так, в 2020 г. возникла потребность во внесении изменений в законодательство в связи с пандемией. Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" региональным властям было поручено исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории обеспечить комплекс ограничительных мероприятий, включая приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. На территориях отдельных субъектов Российской Федерации было временно запрещено проведение публичных и массовых мероприятий, гражданам было предписано не покидать места проживания, за исключением крайней необходимости.
Статья: Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Административные меры по профилактике коронавирусной инфекции были введены в формате режима повышенной готовности в регионах с массовым распространением заболевания; затем аналогичные меры были оперативно приняты и в других субъектах РФ. Основной характеристикой данных мер стало применение ограничений реализации прав и свобод граждан: запреты на проведение массовых мероприятий, ограничения на перемещение вне места жительства и др. <12>.
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Административные меры по профилактике коронавирусной инфекции были введены в формате режима повышенной готовности в регионах с массовым распространением заболевания; затем аналогичные меры были оперативно приняты и в других субъектах РФ. Основной характеристикой данных мер стало применение ограничений реализации прав и свобод граждан: запреты на проведение массовых мероприятий, ограничения на перемещение вне места жительства и др. <12>.
Статья: О свободе собраний в пандемию: аргументы в решениях органов конституционного контроля на примерах Германии и США
(Урошлева А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Пандемия коронавирусной инфекции привела к необходимости охраны государствами прежде всего такого публичного интереса, как общественное здоровье (public health), путем введения "карантинных" мер, в том числе установления во многих государствах запрета на собрания, проведение массовых мероприятий.
(Урошлева А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)Пандемия коронавирусной инфекции привела к необходимости охраны государствами прежде всего такого публичного интереса, как общественное здоровье (public health), путем введения "карантинных" мер, в том числе установления во многих государствах запрета на собрания, проведение массовых мероприятий.