Запрет определенных действий и домашний арест
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет определенных действий и домашний арест (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Судом также установлено, что истец со своей семьей проживает по адресу... этот же адрес истца указан в постановлении... о применении к истцу меры пресечения в виде домашнего ареста с запретом определенных действий.
(КонсультантПлюс, 2025)Судом также установлено, что истец со своей семьей проживает по адресу... этот же адрес истца указан в постановлении... о применении к истцу меры пресечения в виде домашнего ареста с запретом определенных действий.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 133 "Основания возникновения права на реабилитацию" УПК РФАпелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.05.2023 N 55-309/2023
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Запрет определенных действий и домашний арест
(Гричаниченко А.В.)
("Уголовное право", 2019, N 6)ЗАПРЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ДОМАШНИЙ АРЕСТ
(Гричаниченко А.В.)
("Уголовное право", 2019, N 6)ЗАПРЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ДОМАШНИЙ АРЕСТ
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;
(ред. от 27.10.2025)8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;
Статья: Тезис об усилении противодействия расследованию преступлений с позиции уголовного процесса
(Цоколова О.И.)
("Российский следователь", 2022, N 4)С учетом характеристики личности подозреваемого, обвиняемого в таких ситуациях можно было бы применить меру пресечения, не связанную с заключением под стражу. Есть такие меры пресечения, как запрет определенных действий, домашний арест (ст. 105.1, 107 УПК РФ), которые позволяют обеспечить изоляцию или ограничить контакты обвиняемого, не помещая его в следственный изолятор. Применимо и временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ), а также меры дисциплинарного характера (ст. 49 - 52 Федерального закона N 342-ФЗ) <7>.
(Цоколова О.И.)
("Российский следователь", 2022, N 4)С учетом характеристики личности подозреваемого, обвиняемого в таких ситуациях можно было бы применить меру пресечения, не связанную с заключением под стражу. Есть такие меры пресечения, как запрет определенных действий, домашний арест (ст. 105.1, 107 УПК РФ), которые позволяют обеспечить изоляцию или ограничить контакты обвиняемого, не помещая его в следственный изолятор. Применимо и временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ), а также меры дисциплинарного характера (ст. 49 - 52 Федерального закона N 342-ФЗ) <7>.
Статья: Взыскание процессуальных издержек
(Михайлов А.А.)
("Законность", 2024, N 7)В 2018 г. в ст. 109 УПК РФ были внесены положения о возможности обращения прокурора в суд с ходатайством по вопросу продления срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей до 30 суток по уголовному делу, поступившему прокурору для утверждения обвинительного заключения. Речь идет о случаях, когда оставшегося срока недостаточно для изучения прокурором уголовного дела.
(Михайлов А.А.)
("Законность", 2024, N 7)В 2018 г. в ст. 109 УПК РФ были внесены положения о возможности обращения прокурора в суд с ходатайством по вопросу продления срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей до 30 суток по уголовному делу, поступившему прокурору для утверждения обвинительного заключения. Речь идет о случаях, когда оставшегося срока недостаточно для изучения прокурором уголовного дела.
Статья: Процессуальные сроки в судебном производстве по уголовным делам в механизме оценки оперативности правосудия
(Гизатуллин И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Для достижения цели оперативности правосудия законодатель произвел дифференциацию порядка и сроков обжалования промежуточных судебных решений исходя из их содержания и процессуальных последствий. Это привело к возможности обжалования промежуточных решений, перечисленных в ч. 3 ст. 389.2 УПК РФ, еще до момента вынесения итогового решения по делу, а также сокращению ординарного срока апелляционного обжалования до трех суток по решениям, принимаемым судом в ходе досудебного производства и влекущим ограничение конституционных прав и свобод человека (ч. 11 ст. 108 УПК РФ). Конституционный Суд РФ разъяснял, что предоставление участникам процесса такой возможности объясняется обязанностью государства обеспечить принятие мер по выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным <34>. Этим обусловлен и определенный законодателем перечень промежуточных судебных решений, который поддается разумному объяснению. Однако в литературе, например, ставится под сомнение возможность обжалования в сокращенные сроки судебного решения о залоге в качестве меры пресечения (порядок применения которого осуществляется по правилам ст. 108 УПК РФ), поскольку в отличие от других мер пресечения, применяемых по решению суда, залог не связан с существенным ограничением конституционных прав, предполагает не лишение права собственности, а лишь его временное ограничение и не может быть равнозначен по степени принуждения запрету определенных действий, домашнему аресту или заключению под стражу <35>.
(Гизатуллин И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Для достижения цели оперативности правосудия законодатель произвел дифференциацию порядка и сроков обжалования промежуточных судебных решений исходя из их содержания и процессуальных последствий. Это привело к возможности обжалования промежуточных решений, перечисленных в ч. 3 ст. 389.2 УПК РФ, еще до момента вынесения итогового решения по делу, а также сокращению ординарного срока апелляционного обжалования до трех суток по решениям, принимаемым судом в ходе досудебного производства и влекущим ограничение конституционных прав и свобод человека (ч. 11 ст. 108 УПК РФ). Конституционный Суд РФ разъяснял, что предоставление участникам процесса такой возможности объясняется обязанностью государства обеспечить принятие мер по выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным <34>. Этим обусловлен и определенный законодателем перечень промежуточных судебных решений, который поддается разумному объяснению. Однако в литературе, например, ставится под сомнение возможность обжалования в сокращенные сроки судебного решения о залоге в качестве меры пресечения (порядок применения которого осуществляется по правилам ст. 108 УПК РФ), поскольку в отличие от других мер пресечения, применяемых по решению суда, залог не связан с существенным ограничением конституционных прав, предполагает не лишение права собственности, а лишь его временное ограничение и не может быть равнозначен по степени принуждения запрету определенных действий, домашнему аресту или заключению под стражу <35>.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Анализ действующего законодательства показывает, что термин "предварительное заключение" нормативного определения не имеет. При применении рассматриваемой нормы в данной части необходимо руководствоваться соответствующими положениями УПК РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Анализ действующего законодательства показывает, что термин "предварительное заключение" нормативного определения не имеет. При применении рассматриваемой нормы в данной части необходимо руководствоваться соответствующими положениями УПК РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий".
Статья: Порядок постановления приговора по уголовному делу
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора, не является исчерпывающим. Так, например, суд должен разрешить вопросы, связанные с зачетом времени предварительного содержания под стражей, если подсудимый до постановления приговора был задержан, или к нему применялись меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий, или он помещался в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях; с порядком следования осужденного к месту отбывания наказания в случае назначения ему отбывания лишения свободы в колонии-поселении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора, не является исчерпывающим. Так, например, суд должен разрешить вопросы, связанные с зачетом времени предварительного содержания под стражей, если подсудимый до постановления приговора был задержан, или к нему применялись меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий, или он помещался в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях; с порядком следования осужденного к месту отбывания наказания в случае назначения ему отбывания лишения свободы в колонии-поселении.
Статья: Контроль за реализацией меры пресечения в виде домашнего ареста
(Белогуров С.В., Белхароев Р.М.)
("Законность", 2025, N 2)<2> См.: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2013 г. N 134 "О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а также за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в виде меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог".
(Белогуров С.В., Белхароев Р.М.)
("Законность", 2025, N 2)<2> См.: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2013 г. N 134 "О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а также за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в виде меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Мерами пресечения являются: подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, запрет определенных действий, залог, домашний арест, заключение под стражу;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Мерами пресечения являются: подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, запрет определенных действий, залог, домашний арест, заключение под стражу;
Статья: Классификация постановлений Правительства РФ и содержащихся в них норм, применяемых в уголовно-процессуальной деятельности
(Валюлин Р.Р.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<7> О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а также за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в виде меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 N 134 (ред. от 15.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 8. Ст. 845.
(Валюлин Р.Р.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<7> О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а также за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в виде меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 N 134 (ред. от 15.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 8. Ст. 845.
Статья: Обязательство о явке: мера принуждения или мера без принуждения?
(Калачева А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)Конечно, иногда прокуроры и суды занимают не столь принципиальные позиции и охотнее соглашаются с доводами органов дознания об избрании в отношении подозреваемых мер пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста либо заключения под стражу. Один из таких случаев - уголовное дело, возбужденное в порядке административной преюдиции отделом дознания ОМВД России по Великоустюгскому району Вологодской области по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.1 УК РФ, в отношении Т., ранее уже привлекавшегося к ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде, а затем вновь задержанного сотрудниками Госавтоинспекции на 375-м км федеральной автодороги А-123 за управление автомобилем "Тойота-Камри" в состоянии алкогольного опьянения. В силу сложившейся по таким уголовным делам практики с подозреваемого - жителя Великого Устюга - было получено письменное обязательство о явке, после чего он был отпущен домой. Однако спустя еще три дня он вновь, т.е. уже в третий раз, был застигнут при совершении аналогичного деяния примерно в том же самом месте тем же самым патрулем Госавтоинспекции. При подобных обстоятельствах, принимая во внимание исключительность и даже некоторую курьезность сложившейся ситуации, прокурор района, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, сам указал дознавателю на необходимость избрания в отношении Т. меры пресечения в виде запрета определенных действий, а затем добился удовлетворения соответствующего ходатайства в судебном заседании. В правоприменительной практике органов дознания, в частности органов внутренних дел Вологодской области, можно встретить и другие подобные случаи. Однако их "удельный вес" в общей массе уголовных дел, связанных с получением обязательства о явке, ничтожно мал. Ввиду хорошо заметных в приведенном примере специфических обстоятельств они как раз и являются теми самыми исключениями, которые лишь подтверждают правило, а точнее, закономерность, предполагающую отсутствие должных гарантий выполнения участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных заверений и, как следствие, весьма низкую эффективность данного правоограничительного механизма.
(Калачева А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)Конечно, иногда прокуроры и суды занимают не столь принципиальные позиции и охотнее соглашаются с доводами органов дознания об избрании в отношении подозреваемых мер пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста либо заключения под стражу. Один из таких случаев - уголовное дело, возбужденное в порядке административной преюдиции отделом дознания ОМВД России по Великоустюгскому району Вологодской области по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.1 УК РФ, в отношении Т., ранее уже привлекавшегося к ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде, а затем вновь задержанного сотрудниками Госавтоинспекции на 375-м км федеральной автодороги А-123 за управление автомобилем "Тойота-Камри" в состоянии алкогольного опьянения. В силу сложившейся по таким уголовным делам практики с подозреваемого - жителя Великого Устюга - было получено письменное обязательство о явке, после чего он был отпущен домой. Однако спустя еще три дня он вновь, т.е. уже в третий раз, был застигнут при совершении аналогичного деяния примерно в том же самом месте тем же самым патрулем Госавтоинспекции. При подобных обстоятельствах, принимая во внимание исключительность и даже некоторую курьезность сложившейся ситуации, прокурор района, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, сам указал дознавателю на необходимость избрания в отношении Т. меры пресечения в виде запрета определенных действий, а затем добился удовлетворения соответствующего ходатайства в судебном заседании. В правоприменительной практике органов дознания, в частности органов внутренних дел Вологодской области, можно встретить и другие подобные случаи. Однако их "удельный вес" в общей массе уголовных дел, связанных с получением обязательства о явке, ничтожно мал. Ввиду хорошо заметных в приведенном примере специфических обстоятельств они как раз и являются теми самыми исключениями, которые лишь подтверждают правило, а точнее, закономерность, предполагающую отсутствие должных гарантий выполнения участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных заверений и, как следствие, весьма низкую эффективность данного правоограничительного механизма.
Статья: Развитие уголовно-процессуального законодательства в связи с проведением СВО
(Овчинников Ю.Г.)
("Законность", 2025, N 5)Если обвиняемый не содержится под стражей, то инициатива привлечения на военную службу по контракту исходит от уголовно-исполнительной инспекции (при избрании залога, запрета определенных действий и домашнего ареста), а также органов предварительного расследования (при остальных мерах пресечения). Эти органы формируют списки лиц и направляют ежемесячно в военный комиссариат по месту дислокации соответствующих органов. Если после беседы с комиссаром обвиняемый решил заключить контракт, то он уведомляет об этом органы расследования.
(Овчинников Ю.Г.)
("Законность", 2025, N 5)Если обвиняемый не содержится под стражей, то инициатива привлечения на военную службу по контракту исходит от уголовно-исполнительной инспекции (при избрании залога, запрета определенных действий и домашнего ареста), а также органов предварительного расследования (при остальных мерах пресечения). Эти органы формируют списки лиц и направляют ежемесячно в военный комиссариат по месту дислокации соответствующих органов. Если после беседы с комиссаром обвиняемый решил заключить контракт, то он уведомляет об этом органы расследования.